Допускаемые контактные напряжения

Допускаемые контактные напряжения  для шестерни и  для колеса определяем по общей зависимости в виде:

- предел контактной выносливости, МПа. По таблице 2.2 [1, с. 45 ] предел контактной выносливости для колес из улучшенных сталей при средней твердости на поверхности зубьев < 350 НВ:

Шестерня:

Колесо:

 - коэффициент долговечности (учитывает влияние ресурса):

, при условии

для колес из улучшенных сталей.

 - число циклов, соответствующее перелому кривой усталости:

Шестерня:

Колесо:

 - число эквивалентных циклов, соответствующее назначенному ресурсу:

- коэффициент эквивалентности, который определяется по табл. 2.4 [1, c. 46] в зависимости от типового режима.

Назначаем для привода типовой режим II — средний равновероятностный:

Тогда:

- ресурс передачи в числах циклов перемены напряжений:

где п - частота вращения шестерни или колеса, об/мин;

- суммарное время работы передачи в часах:

Назначаем L= 12 лет – число лет работы; =0,7 - коэффициент годового

использования привода; = 0,25- коэффициент суточного использования.

Таким образом:

ч.

Шестерня:

При этом  - частота вращения шестерни.

Колесо: , при этом

Шестерня:

Колесо:

Так как > , то

Так как  > , то

 - коэффициент, учитывающий влияние шероховатости сопряженных поверхностей зубьев; назначаем для обоих колес шлифование и полирование поверхностей зубьев; принимаем =1

 - коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости:

=1…1,15 для малых окружных скоростей

Принимаем =1 (минимальное значение)

 - коэффициент запаса прочности:

=1,1 – для колес из улучшенных сталей.

Таким образом:

Допускаемое напряжение  принимается равным меньшему из допускаемых напряжений шестерни и колеса.

2.3. Допускаемые напряжения изгиба

Допускаемые напряжения изгиба для шестерни и колеса определяем по обшей зависимости в виде:

- предел выносливости при изгибе, МПа. По табл. 2.3 [1, c. 45] предел выносливости для колес из улучшенных сталей при твердости <350 НВ:

=1,75

Шестерня:

Колесо:

- коэффициент долговечности (учитывает влияние ресурса):

, при условии

где  и q=6 для колес из улучшенных сталей;

- число циклов, соответствующее перелому кривой усталости;

- эквивалентное число циклов, соответствующее назначенному ресурсу:

 - коэффициент эквивалентности, который определяется по таблице 2.4 [1, c. 46] в зависимости от типового режима II и показателя

q = 6: = 0,143.

- ресурс передачи (используется из раздела 2.2).

Шестерня:

Колесо:

Шестерня:

Колесо:

Для выполнения условия  и   рассмотрим соотношения с и  с

Так как и , то принимаем  и и

- коэффициент, учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности между зубьями:

Назначаем шлифование и полирование поверхностей для колес из улучшенных сталей. Принимаем YR= 1,1.

- коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения

нагрузки (реверса):

=1 при одностороннем приложении нагрузки.

- коэффициент запаса прочности для колес из улучшенных сталей.

Шестерня:

Колесо:

Допускаемое напряжение изгиба равно меньшему из 2, десятые и сотые доли отбрасываются.

Принимаем

Межосевое расстояние

Определяем предварительное значение межосевого расстояния, мм:

,

К - коэффициент, зависящий от поверхностной твердости зубьев:

К = 10 при , и Н2 <350 НВ;

и - передаточное число зубчатой передачи ;

;

Окружную скорость v вычисляем по формуле, м/с:

;

где - частота вращения вала шестерни, об/мин ( об/мин)

м/с

По таблице 2.5 [1, c. 46] назначаем 8 степень точности цилиндрической зубчатой передачи. Устанавливаем, что передача будет козобубой.

Уточняем предварительно найденное межосевое расстояние, мм:

 - коэффициент межосевого расстояния, МП: Ка = 410 - для косозубой передачи.

- коэффициент ширины зубчатого венца относительно межосевого расстояния:

; 0,4; 0,5- при симметричном расположении колес относительно опор. Принимаем

- коэффициент нагрузки в расчетах на контактную погрешность:

Коэффициент KHv учитывает внутреннюю динамику нагружения, связанную с ошибками шагов зацепления и погрешностями профилей зубьев шестерни и колеса. Значения КНи принимаем по таблице 2.6 [1, c. 46] в зависимости от степени точности передачи по нормам плавности (8), окружной скорости (), твердости на поверхности зубьев (< 350 НВ) для косозубой передачи. При несовпадении скорости v с табличными значениями применяем формулу интерполяции:

- значение  для меньшей табличной скорости ;

- значение KHv для большей табличной скорости ;

 и - большее и меньшее табличные значения скорости, в диапазоне которых находится действительное значение скорости v.

- коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий ( -в начальный период работы передачи, - после приработки).

 находим по табл. 2.7 [1, c.47] в зависимости от коэффициента , схемы передачи и твердости на поверхности зубьев.

 - коэффициент ширины зубчатого венца колеса относительно диаметра шестерни: ;

Так как и не известны, то значение вычисляем ориентировочно:

;

=1,04 (для схемы 6 и )

 - коэффициент, учитывающий приработку зубьев. Его значение находим по табл. 2.8 [1, c. 48] в зависимости от окружной скорости v для зубчатого колеса, имеющего твердость = 248,5 НВ  250НВ.

При несовпадении действительной скорости v с табличными значениями для определения KHw применяем формулу интерполяции:

 для ;

для .

Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями в связи с погрешностями шага зацепления и направления зуба:

- начальное значение коэффициента, - после приработки. определяем в зависимости от степени точности по нормам плавности (пст = 8 для степени точности 8).

Для косозубых передач:

Отсюда следует:

Вычисленное значение округляем до блажащей большей величины из ряда стандартных значений.

Выбираем такое значение ,чтобы

Принимаем мм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: