Начало третьего тысячелетия совпало с переходом постиндустриальной цивилизации к обществу повышенного риска. Под воздействием растущего числа техногенных аварий, стихийных, бедствий и катастроф влияние биосферного пространства на человека становится все более агрессивным.
Рост числа пострадавших от аварий, стихийных бедствий и катастроф дал основание говорить о глобальной медико-социальной значимости проблемы, для решения которой требовалось активное включение государственных структур. По инициативе ряда хирургов и реаниматологов в 1976 году в г. Майнце (ФРГ) была учреждена Международная ассоциация неотложной медицины и медицины катастроф.
В соответствии с организационными принципами научной систематики к общим вопросам медицины катастроф относятся:
определение ближайших, дальнейших и конечных задач современной системы оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
определение методов и объектов исследования при разработке и внедрении новых форм и методов организации оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
|
|
Частные разделы медицины катастроф изучают организационные вопросы оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в различных и однородных условиях и обстоятельствах.
Ближайшей задачей медицины катастроф является прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, своевременная гигиеническая диагностика агрессивных факторов в биосфере, что можно обозначить как экстремометрию.
Дальнейшая задача состоит в изучении механизмов действия агрессивных факторов на организм, исследовании закономерностей формирования очагов катастроф.
Конечная задача двуедина: предупреждение и ослабление медико-санитарных последствий катастроф.
К основным медицинским последствиям катастроф относятся: появление значительного количества пострадавших; возникновение нарушений психики у людей в зоне поражения; дезорганизация системы управления местным здравоохранением; материальные и людские потери в различных его звеньях. В результате чего складывается обстановка, при которой число пораженных, нуждающихся в медицинской помощи, превосходит возможности местного здравоохранения и для оказания медицинской помощи требуется привлечение дополнительных сил и средств извне.
Максимальные по своим трагическим последствиям техногенные аварии, стихийные бедствия и социальные конфликты принято называть катастрофами. Они наносят непоправимый ущерб жизни и здоровью людей, вызывают крупные экономические потери и стойкое нарушение экологического равновесия в регионе.
|
|
По данным ООН, за минувшие 20 лет почти миллиард жителей Земли испытали на себе последствия стихийных бедствий (землетрясения, наводнения, тайфуны), в результате которых погибло около 3 млн. человек.
В среднем еженедельно регистрируется катастрофа, в ликвидации которой участвуют международные силы помощи.
Для конца XX начала ХХI века характерно широкое распространение террористических актов. В зависимости от конкретных ситуаций они могут приводить к значительным и даже массовым потерям. Ввиду отмеченных обстоятельств задача оказания помощи населению в чрезвычайных ситуациях в настоящее время имеет важное значение на государственном уровне во всех странах мира и в международном масштабе.
В классификации катастроф, предлагаемой ВОЗ выделяют 4 основные группы: метеорологические, топологические, теллурические, тектонические аварии.
Еще несколько десятков лет назад можно было с уверенностью говорить о преобладании природных явлений как причинного фактора, повлекшего гибель и травмирование людей. В последние годы значимость антропогенных катастроф (технологические аварии, крушения и т.д.) резко возросла.
Следствием повышения вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) стала необходимость организации и подготовки специальных функциональных структур, рассчитанных на постоянную готовность к оказанию медицинской помощи населению в районах бедствия.
Разрушительный потенциал крупных технологических катастроф сопоставим с угрозой военно-политических чрезвычайных условий. Только в сфере энергетики добывается, хранится и перерабатывается в мире около 10 млрд. т. условного топлива - масса, способная гореть и взрываться, сравнимая с арсеналом ядерного оружия, накопленного за всю историю его существования. Опасные химические компоненты (хлор, аммиак, фосген, мышьяк и др.) хранятся, транспортируются в количествах, значительно превышающих накопленные боевые отравляющие вещества в тех же единицах измерения. В отличие от стихийных бедствий, истоки которых не подконтрольны человеку, причины технологических катастроф, в принципе, регулируемы. Поэтому большое значение имеет разработка научно-обоснованного комплекса мер не только в отношении своевременной ликвидации последствий катастроф, но и в отношении анализа причин их возникновения.
В связи с вышеизложенным проблема защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера является значимой и актуальной, а решением её является создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Беларусь (далее - ГСЧС) - это система, объединяющая республиканские органы государственного управления, осуществляющие управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной, промышленной и радиационной безопасности, (далее - республиканские органы государственного управления по чрезвычайным ситуациям).
Регламентирует деятельность Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Положение о Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2001 г. № 495.
Вышеуказанным постановлением определены функции министерств и других республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, касающиеся предупреждения и защиты населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
|
|
Функциями Министерства здравоохранения в области предупреждения и защиты населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:
организация и осуществление контроля за санитарной и эпидемиологической обстановкой в республике;
прогнозирование и оценка эпидемиологической обстановки в районах чрезвычайных ситуаций, разработка и осуществление противоэпидемических мероприятий;
обеспечение готовности специализированных формирований экстренной медицинской помощи, организация работ по ее оказанию в районах чрезвычайных ситуаций;
создание запасов медицинского имущества и лекарственных средств, необходимых для защиты населения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
координация работ по эвакуации пострадавших и больных из зон чрезвычайных ситуаций;
сбор, обобщение, анализ и представление органам повседневного управления ГСЧС данных о пострадавших и больных в зонах чрезвычайных ситуаций;
разработка методических основ обучения и подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
На Министерство обороны возлагаются следующие функции:
участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций силами воинских частей Вооруженных Сил Республики Беларусь в соответствии с планами взаимодействия;
планирование, организация и осуществление мероприятий местной обороны;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с хранением, эксплуатацией, транспортировкой вооружения и военной техники и обезвреживанием боеприпасов;
поддержание в постоянной готовности к действиям специализированных подразделений Министерства обороны, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обеспечение контроля радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки в районах расположения объектов Министерства обороны;
обеспечение участия военно-транспортной и армейской авиации в доставке сил, средств и материальных ресурсов в районы чрезвычайных ситуаций;
|
|
осуществление поиска и спасения экипажей и пассажиров воздушных судов, терпящих и потерпевших бедствие.
В соответствии с задачами, возлагаемыми на Министерство обороны Республики Беларусь, для их своевременного и качественного исполнения в Вооруженных Силах созданы военные медицинские формирования, предназначенные для оказания помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Медицинская служба готова к оказанию медицинской помощи, как во время боевых действий, так и в ЧС мирного времени. Основываясь на имеющемся опыте оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС, имеется следующая схема организации медицинской службы при чрезвычайных ситуациях:
1. Органы управления:
начальник военно-медицинского управления входит в состав комиссии по чрезвычайным ситуациям при Министерстве Обороны Республики Беларусь;
офицеры медицинской службы входят в состав оперативных групп по чрезвычайным ситуациям, создаваемых в составе Министерства обороны Республики Беларусь;
начальники медицинской службы гарнизонов входят в состав оперативных групп гарнизонов, формируемых в соответствии с зонами ответственности.
2. Команды спасателей в каждом гарнизоне по зонам ответственности (дежурные подразделения воинских частей, в том числе входящий в их состав медицинский персонал), которые предназначены для работы в очаге по проведению спасательных работ и оказанию медицинской помощи.
3. Медицинские распределительные группы (МРГ) направляются в развернутое в зоне очага подвижное сортировочно-эвакуационное отделение (ПСЭО). МРГ предназначены для оперативного руководства ПСЭО, организации взаимодействия с другими службами (автомобильной и др.), сбора и передачи информации, организации эвакуации. Состав (вариант): врач-организатор - 2 (1), фельдшер - (2) 1, начальник радиостанции - 1, радиотелефонист, водитель-электромеханик.
4. Подвижные сортировочно-эвакуационные отделения (ПСЭО) создаются на базе территориальных медицинских подразделений и организации Министерства обороны.
5. Врачебно-сестринские бригады постоянной готовности медицинских подразделений воинских частей и соединений, военных медицинских организаций создаются на базе военных медицинских центров для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Они предназначены для организации и оказания медицинской помощи в случае ЧС на основной базе, а также могут быть направлены в другие лечебные учреждения, ведущие прием пострадавших соответственно зонам ответственности. Профиль бригад зависит от организационно-штатной структуры военного медицинского центра. Созданы хирургические, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, токсико-терапевтические, реанимационные (интенсивной терапии), инфекционные, психотерапевтические бригады. Специализированная бригада включает в себя: врачей - 1-4 человека, средних медицинских работников - 1-4 человека. Нормативы работы (пропускная способность) за 12 часов работы - до 20 пострадавших.
6. В военно-медицинских центрах выделяются оперативные койки, которые предназначены для оказания квалифицированной и основных видов специализированной медицинской помощи, а также лечения пострадавших до определившихся исходов.
На базе санитарно-эпидемиологического центра и гарнизонных санитарно-эпидемиологических лабораторий созданы радиометрические, токсикологические, подвижные противоэпидемические группы.
В подготовительный период, до возникновения ЧС проводится ряд мероприятий по взаимодействию медицинской службы с учреждениями Министерства здравоохранения Республики Беларусь и другими ведомствами:
определение порядка связи и оповещения о возникновении ЧС;
прогнозирование возникновения ЧС, числа пораженных и их структуру в зависимости от наличия промышленных и военных объектов, содержащих СДЯВ, запасы горючего и взрывчатых веществ, численности и плотности гражданского населения и личного состава войск;
отработка с личным составом формирований совместных действий по лечебно-эвакуационному обеспечению пострадавших в ЧС;
согласование действий областных центров экстренной медицинской помощи и военных медицинских центров, расположенных на одной территории;
разработка и внедрение в практику единых принципов оказания экстренной медицинской помощи, совершенствование и унификация оснащения медицинских формирований в системе ЧС.
При возникновении ЧС в системе ГСЧС осуществляется:
обеспечение взаимного обмена информацией о возникновении ЧС и ходе ликвидации их последствий;
выделение в случае необходимости сил и средств в очаг поражения и лечебные учреждения, ведущие прием пострадавших;
распределение функций медицинских формирований, прибывших в очаг поражения;
совместное проведение согласованных лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очаге поражения;
обмен оперативной информацией между республиканскими, областными и районными подразделениями информационно-диспетчерской службы и оперативной группой по ЧС Министерства обороны Республики Беларусь.
Таким образом, военная медицина, объединяющая военную и медицинскую теорию и внедряющая в медицинскую практику современные формы и методы организации оказания медицинской помощи раненым (пострадавшим) и больным, функционирующая на базе военной медицинской организации, представленной медицинской службой Вооруженных Сил и других ведомств, где предусмотрена военная служба, бесспорно является значимой составной частью целостной системы здравоохранения государства, а также государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Принятые сокращения
АИ | – аптечка индивидуальная |
АП | – автоперевязочная |
БММ | – бронированная медицинская машина |
БОВ | – боеприпас объемного взрыва |
БС | – биологические средства |
ВМП | – временный медицинский пункт |
ВМУ | – военно-медицинское управление |
ВПГ | – военный полевой госпиталь |
ВС РБ | – Вооруженные Силы Республики Беларусь |
ГВКМЦ | – главный военный клинический медицинский центр |
ДДА | – дезинфекционно-душевой автомобиль |
ИСМЗ | – индивидуальные средства медицинской защиты |
КП | – командный пункт |
ЛЭМ | – лечебно-эвакуационные мероприятия |
МедПП | – медицинский пункт переправы |
медр | – медицинская рота |
МОСН | – медицинский отряд специального назначения |
МП | – медицинский пункт воинской части (подразделения) |
МПб (п, бр) | – медицинский пункт батальона (полка, бригады) |
мпр | – медицинский пост роты |
МРП | – медицинский распределительный пост |
ОВ | – отравляющие вещества |
ОК | – оперативное командование |
омедо | – отдельный медицинский отряд |
ОМОВ | – организация медицинского обеспечения войск |
ОМП | – оружие массового поражения |
ООИ | – особо опасные инфекции |
ПСТ | – пост санитарного транспорта |
РВ | – радиоактивные вещества |
СБК | – специализированные больничные койки |
СДЯВ | – сильнодействующие ядовитые вещества |
СП | – сортировочный пост |
СЭЛ | – санитарно-эпидемиологическая лаборатория |
СЭЦ | – санитарно-эпидемиологическая центр |
ТПУ | – тыловой пункт управления |
ЧС | – чрезвычайная ситуация |
ЧСО | – частичная санитарная обработка |
ЭМЭ | – этап медицинской эвакуации |
Приложение 2.