Содержание теоретической части курса

Структура программы и ее основные дидактические единицы сформированы на основе государственного образовательного стандарта (от 02.03.2002 г. № 686), определяющего требования к минимуму содержания и уровня подготовки по дисциплине «Основы менеджмента». Дополнительно к рекомендуемым стандартом дидактическим единицам в программу включены также некоторые разделы, содержанием которых являются современные подходы, принципы и методы решения актуальных практических задач управления организациями.

Тема 1. Введение в менеджмент организации

Предмет и метод науки управления. Сущность управления. Субъект и объект управления. Содержание управления: структурно-содержательный аспект и процессуальный аспект (последовательность). Типология управления и понятие менеджмента. Проблематика и концепция менеджмента. Особенности российского менеджмента. Различные школы и подходы в развитии науки управления: школа научного управления; классическая школа в управлении; школа человеческих отношений; школа науки о поведении; школа науки управления или количественный подход; ситуационный подход; реинжиниринг бизнес-процессов.

 

Тема 2. Закон и принципы управления

Сущность законов об управлении. Роль законов в развитии рыночных отношений. Объективная необходимость познания законов об управлении, их взаимосвязей с экономическими законами.

Классификация законов управления. Место законов в теории и практике управления. Основное содержание законов управления:

- единство объекта и субъекта управления;

- пропорциональность и сбалансированность между субъектом и объектом управления;

- оптимальное сочетание централизации и децентрализации;

- сбалансированность содержания управленческой деятельности: функции (обязанности) – права – ответственность.

Место принципов в системе познания теории управления: законы – принципы – методы управления.

Принципы управления, их классификация. Соответствие принципов управления законам об управлении. Отличительные характеристики социалистических принципов управления от общепризнанных наукой. Содержание, характер воздействия и механизм использования в практике управления.

 

Тема 3. Организации, менеджеры и успешное управление

Понятие и сущность организации. Миссия организации как целевая функция управления. Классификация целей. Дерево целей. Управление по целям (результатам). Деление организации на классы и виды: по критерию формализации (формальные и неформальные); формам собственности (частные, государственные, муниципальные, общественные и т.д.); по отношению к прибыли (коммерческие и некоммерческие); размерам (крупные, средние, малые).

Типы моделей организаций и их характеристики: модель механистической конструкции; модель, сформированная по принципу разделения труда; модель в виде сложной иерархической системы; модель как общественные организации.

Индивидуальные качества, определяющие успех профессиональной деятельности менеджера: коммуникабельность, предприимчивость, лидерство. Менеджер в сравнении с предпринимателем. Профессионализм – одно из ведущих качеств менеджера. Интеллектуальный потенциал менеджера: уровень образования и культуры; объем и структура фундаментальных знаний в области специальности; объем и структура специальных знаний.

Составляющие успеха организации: выживание; результативность и эффективность; производительность.

 

Тема 4. Управление во внешней и внутренней среде организации

Понятие внешней среды. Характеристики внешней среды: взаимосвязанность факторов внешней среды; сложность внешней среды; подвижность среды; неопределенность внешней среды.

Среда прямого воздействия: поставщики, материалы, капитал, трудовые ресурсы, законы и государственные органы, потребители, конкуренты.

Среда косвенного воздействия: технология, состояние экономики, социокультурные факторы, политические факторы, отношения с местным населением.

Международное окружение. Развитие управления международным бизнесом. Разновидность международного бизнеса: экспорт, лицензирование, совместные предприятия, прямые капвложения, многонациональные корпорации.

Факторы международной среды: культура, экономика, законы и госрегулирование, политическая обстановка.

Понятие внутренней среды, основные факторы внутренней среды: цели, структуры, задачи, технология и люди. Взаимосвязь внутренних переменных.

Тема 5. Процесс управления и его основные характеристики

Управление как процесс воздействия субъекта на объект. Понятие о процессах управления, признаки классификации. Элементы процесса управления и их характеристики. Процедуры и операции, структура процесса управления.

Взаимосвязь процесса и структуры управления. Принцип организации процессов управления. Проектирование организации процессов управления. Стандартизация как форма организации процесса управления.

Информация и ее роль в процессе управления. Понятие, значение и характеристики информации. Классификация информации. Информационные системы и требования к их построению и функционированию. Роль информационного обеспечения в улучшении параметров процесса управления.

Влияние специфики объекта на процесс управления. Основные направления совершенствования процессов управления.

 

Тема 6. Коммуникации в процессе управления

Коммуникация как важнейшее достояние человечества. Диапазон коммуникаций. Роль и функции коммуникаций в обществе.

Понятие коммуникации. Виды коммуникаций. Коммуникация и информация. Науки, изучающие коммуникации. Задачи изучения коммуникаций для подготовки менеджеров.

Коммуникации в организациях. Принципы эффективной коммуникации. Неформальные коммуникации. Слухи – особенности возникновения и распространения.

Коммуникация как обмен информацией. Условия успешного обмена. Модели коммуникации Аристотеля, Г. Лассвела, К. Шеннона, У. Уивера, Ю. Воронцова, Уэстли и Маклина.

Современная модель коммуникационного процесса. Характеристика этапов процесса (зарождение идеи, кодирование и выбор канала, передача, декорирование и воспитание). Содержание элементов коммуникационного процесса.

Понятие обратной связи. Влияние положительной и отрицательной обратной связи.

Происхождение шума в коммуникациях. Виды шумов. Борьба с шумом в коммуникационном процессе.

Межличностные коммуникации. Организационные коммуникации.

Оценка результата коммуникации. Факторы, влияющие на эффективность коммуникативного процесса. Особенности результата средств массовой коммуникации. Значение факторов-посредников.

 

Тема 7. Процесс и процедура принятия решения

Сущность и понятие управленческого решения. Роль решений в управленческом процессе. Методология управленческого решения. Методы разработки управленческих решений. Организация разработки управленческих решений. Технология разработки управленческих решений. Оценка качества управленческого решения.

Роль субъективных и объективных факторов принятия управленческих решений. Методы оценки социально-экономической эффективности управленческого решения.

 

Тема 8. Функции управления

Сущность функции управления. Взаимосвязь функций управления. Связь основных и конкретных функций управления. Анализ эффективности применения функций управления: планирования, организации, мотивация, контроль. Взаимосвязь и отличительные характеристики функций управления. Методы определения конкретных функций управления.

 

Тема 9. Методы управления

Понятие метода управления. Основной признак разделения методов управления – характер отношений в системе управления. Классификация методов управления и их отличительная особенность.

Понятие, сущность и содержание экономических методов. Экономическое стимулирование как метод управления. Хозяйственный расчет как комплексный экономический метод управления. Основные направления совершенствования экономических методов управления.

Объективные основы и содержание организационно-распорядительных методов управления. Классификация и состав организационно-распорядительных методов в управлении.

Социально-психологические методы управления. Роль и значение производственного коллектива в удовлетворении социальных потребностей личности. Методы социальных исследований. Социальное прогнозирование и планирование. Механизм взаимодействия и использование социально-психологических методов управления. Самоуправление.

Факторы выбора методов менеджмента: реальное наличие средств менеджмента (механизм управления), масштаб управления, качество персонала, цель управления, социально-экономическая среда.

Методы менеджмента возникают из:

- сочетания (приоритетов) функций менеджмента;

- сочетания (выбора) средств менеджмента.

 

Тема 10. Планирование в управлении

Понятие и сущность планирования. Необходимость планирования в организации. Пределы планирования. Причины неудач планирования в организации. Принципы планирования: принцип единства; принцип участия; принцип непрерывности; принцип гибкости; принцип точности.

Формы планирования в зависимости от длительности планового периода: перспективное планирование (прогнозирование); среднесрочное планирование; текущее (бюджетное, оперативное) планирование.

Виды планов:

· в зависимости от содержания хозяйственной деятельности (планы НИОКР; производства; сбыта; материально-технического снабжения; финансовый план);

· в зависимости от организационной структуры организации (планы производственного отделения, планы дочерней компании).

Процесс стратегического планирования:

Миссия организации – цели организации – оценка и анализ внешней среды – управленческое обследование сильных и слабых сторон – анализ стратегических альтернатив – выбор стратегии – реализация стратегии – оценка стратегии.

Особенности организации процесса планирования в зарубежных фирмах: США и Японии.

 

Тема 11. Организационные структуры управления

Сущность и понятие организационной структуры управления. Основные элементы структуры управления: функции, звенья, ступени (уровни) управления, отношения и связи между органами и внутри органов управления. Классификация структур управления: бюрократические (механистические) и адаптивные (органические).

Бюрократические (механические) структуры управления: линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, функциональная, дивизиональная (децентрализованная).

Адаптивные (органические) структуры управления: проектные и матричные организации, плоские горизонтальные структуры управления на основе бизнес-процессов.

Факторы, влияющие на выбор организационной структуры управления: размер организации и степень разнообразия ее деятельности; географическое размещение организации; стратегия, реализуемая организацией; технология; динамизм внешней среды; отношение к организации руководителей и сотрудников.

Принцип построения системы управления: сопряжение и соответствие целей; функций и ответственности; соразмерность звеньев по трудоемкости (объему деятельности); иерархическая рациональность (нормы подчиненности, количество ступеней, распределение полномочий); компетентность (потенциал квалификации и информационного обеспечения); ограничения формализации, учет лидерства; эффективность контроля; адаптивность (красота и гибкость связей); соответствие системы процессу и механизму управления.

Направления перестройки организационных структур управления на современных структур управления на современном этапе: в принципах управления, в аппарате управления, в функциях управления, в хозяйственной деятельности.

Совершенствование организационных структур управления: уточнение функций подразделений; определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника; устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: