Тема: Образование в современном российском обществе

Понятие образования: образование в различных науках: педагогике, социологии; образование как услуга. Легальное определение образования.

Право на образование: историко-правовой аспект. Право на образование в дореволюционной России, в советский период. Право на образование согласно Конституции 1993 г. 

Государственная политика в области образования, ее правовая регламентация: понятие государственной политики, принципы: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Роль и задачи образования в современном российском обществе.

 

Понятие образования.

Образование является предметом исследования многих отраслей науки: педагогики, социологии, педагогики и др. Во всех вышеперечисленных отраслях науки не существует однозначного ответа на вопрос: Что же представляет собой образование?

В педагогике образование в общем виде понимается как процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе. Нужно отметить, что в педагогике взгляды на сущность образования за последние десятилетия претерпели из­менения. В третьем томе Педагогичес­кой энциклопедии (М.: Советская эн­циклопедия, 1966. С.141) образование определяется как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Во втором томе Российской педагогической энцикло­педии (М.: Большая Российская энцик­лопедия, 1999. С. 62) образование оп­ределяется как процесс педагогичес­ки организованной социализации, осу­ществляемой в интересах личности и общества. В свою очередь, под социа­лизацией понимается освоение куль­туры общества, что обеспечивает воз­можность для человека выступать в качестве субъекта деятельности, выпол­няя различные социальные роли.

В научной педагогической литературе отсутствует единого подхода к определению образования и обучения. Например, Е.В.Яковлев, под образованием понимает результат усвоения систематизированных мнений, умений и навыков и развития интеллектуальных качеств личности, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. В. Губарев включает в понятие образования 1) результат и процесс усвоения знаний и приобретения умений и навыков; 2) единение воспитания и обучения; 3) необходимое условие встраивания человека в социум, подготовки его к жизни и труду; 4) фактор формирования личности и т.д.

М.С.Андиева, соотнося понятия образования и обучение, приходит к выводу, что образование шире обучения, так как обучение входит в понятие образования, которое включает помимо обучения духовную составляющую – воспитание.

В. Кинелев проводит различие между образованием и обучением по достигаемым результатам. Процесс обучения на его взгляд, направлен на формирование конкретных знаний, умений и навыков. Образование же нацелено на овладение «знаниями-инструментами» и формирование на их основе целостного восприятия, достижения многогранности и целостности мышления, адекватного сложности окружающего мира.

В социологии образование понимается как процесс передачи обществом знаний, навыков и ценностей от одного человека или группы другим людям.

Философско-антропологический подход рассматривает образование как становление индивидуального образа «Я» в процессе самоопределения по отношению к культуре и социальным видам деятельности. В связи с этим, можно обозначить несколько подходов к его интерпретации. Из всего сказанного можно выделить 4 аспекта содержательной трактовки понятия «образование»: ценность, система, процесс и результат. Только единство этих аспектных характеристик может позволить понять и оценить сущность образования как сложного культурного феномена.

В самом общем определении образование это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев: кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека в процессуальном плане понимается следующее. Образование это общественное организуемый и нормируемый процесс и его результат постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности. В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека. Для всех этих подходов общим является обращение к таким категориям как обучение, воспитание, культура, ценности. В этом контексте образование есть процесс обучения и воспитания, направленный на передачу накопленных человечеством знаний и культурных ценностей.

В юридической литературе мы будем пользоваться легальным определением образования, под которым в соответствии с законом РФ Об образовании понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Несмотря на наличие легального определения образования в Законе об образовании, в юридической литературе возникает немало вопросов, связанных как с самим определением, так и его применением в практике. 

Так, например, группой авторов применяется даже такое определение: образование - это производство образовательных услуг. Образовательные услуги представляют собой систему знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства. Сферу образовательных услуг характеризует ряд специфических черт, отличающих ее от привычного, традиционного понятия системы образования. Такими чертами являются:

- разнообразие содержания, видов, форм, методов обучения;

- большая степень «открытости», то есть свободы выбора обучающимся уровня, места, времени, стоимости, сроков, содержания, форм, методов обучения и самих обучающих;

- ориентированность на потребности клиентов, или потребителей.

Образование обслуживает заказчиков в лице, в первую очередь отдельных индивидов, затем социальных групп, предприятий, общества в целом. Таким образом, главное видоизменение роли образования в жизни человека и общества заключается в том, что оно из социального института, составляющего часть государственного устройства, института, устанавливающего свои принципы и диктующего свою волю, все больше превращается в сферу услуг, действующую по заказу вышеперечисленных субъектов общественного развития. Сами образовательные институты тоже являются субъектами этого процесса и также имеют свои запросы, требования и принципы деятельности, которые необходимо учитывать как самим обучающим, так и обучающимся. Главной задачей образования становится создание необходимых условий для обучения человека как средства реализации его жизненных целей с учетом общественных условий и задач. То есть главный потребитель, на которого сегодня ориентируется сфера образовательных услуг - это человек с его индивидуальными образовательными потребностями. Удовлетворяя эти потребности, сфера образовательных услуг выполняет уже не только экономическую и социальную функции, как традиционная система образования, но также функцию развития личности - личностно - развивающую.

Иные предлагают рассматривать образование как систему, под которой понимается совокупность взаимосвязанных экономических, социокультурных, педагогических процессов, задающих форму и структуру социума конкретной страны, совокупность системы образования и образовательных технологий, реализующих содержание образования.

В своих работах российские ученые при исследовании системы образования делают акцент на развитие рыночных отношений, и проводят анализ трансформации национальной образовательной сферы, в то время, как в работах западных специалистов находит отражение изменение систем образования в условиях глобальных преобразований, перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике. В качестве примера можно привести Болонский процесс, который является естественным развитием тенденций интеграции европейского и мирового образования. Он предполагает создание интегрированной общеевропейской системы высшего образования, основанной на единых принципах организации и стандартах качества высшего образования. При этом понятие качества образования охватывает преподавание и научно-исследовательскую работу, руководство и управление образовательным учреждением, способность удовлетворять потребности студентов и предоставление вузами других услуг обществу.

Таким образом, образование - один из важнейших системообразующих факторов, а качественное образование — основа социального развития и устойчивого экономического роста, главный фактор, обуславливающий перспективное развитие страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: