Образовательное право как отрасль права: понятие, предмет, метод и система

Образовательное право как отрасль права сформировалось в процессе регулирования важнейшей сферы общественной жизни – сферы образования.

Образовательное право имеет сложную структуру. Она включает нормы, объединенные в Общую и Особенную части.

Общую часть составляют:

1. Принципы государственной политики в области образования.

2. Отношения, регулируемые образовательным законодательством.

3. Задачи законодательства РФ об образовании.

4. Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования.

5. Языки обучения.

6. Государственные образовательные стандарты.

7. Образовательные программы.

8. Понятие системы образования.

9. Формы получения образования.

10.  Учредитель образовательного учреждения.

11. Образовательные учреждения.

12. Общие требования к содержанию образования.

13. Общие требования к организации образовательного процесса.

14. Договор об образовании.

15. Реализация общеобразовательных программ.

16. Документы об образовании.

 

В Особенную  часть включены:

1. Дошкольное образование.

2. Общее образование

3. Профессиональная подготовка.

4. Начальное профессиональное образование.

5. Среднее профессиональное образование.

6. Высшее профессиональное образование.

7. Послевузовское профессиональное образование.

8. Дополнительное образование.

9. Специальное образование.

 

Предметом образовательного праваможно представить группу отношений между образовательным учреждением и обучающимися (их законными представителями) по поводу поступления, приема в образовательные учреждения, организации учебного процесса, аттестации и т.д. В эту группу отношений входят и педагогические отношения, т.е. отношения между обучающимся и образовательным учреждением (педагогом, преподавателем, воспитателем), возникающие в рамках образовательного процесса в целях обучения и воспитания обучающегося.

Метод образовательного права представляет собой совокупность различных способов и приемов регулирования соответствующих общественных отношений. Метод образовательного права объединяет в себе черты императивного и диспозитивного регулирования. Для него характерно специфическое взаимное положение субъектов педагогических правоотношений (наличие как подчиненности, так и элементов равенства), обусловленных необходимостью формирования механизмов сотрудничества педагогов и обучающихся в достижении целей воспитания и образования. Применяются три общеправовых способа правового регулирования: дозволение, запрет, позитивное обязывание. Широко применяются такие способы, как рекомендование и стимулирование (поощрение). Дозволение понимается как право действовать определенным образом; запрет – обязанность воздержаться от действий; позитивное обязывание – обязанность совершить действие в пользу другого управомоченного лица. Метод правового регулирования образовательных отношений включает особенности:

· правового положения участников правоотношений;

· связи прав и обязанностей участников правоотношения;

· механизм правого регулирования;

· ответственности участников отношений;

· санкций, применяемых к правонарушителю;

· мер поощрения, убеждения, применяемых в правоотношениях.

Основанием возникновения правоотношений чаще всего служит совокупность юридических фактов: документы о результатах вступительных испытаний, решение комиссии о рекомендации к зачислению, приказ ректора о зачислении в вуз и др. Обязательным юридическим фактом для возникновения образовательных отношений выступают административный акт (приказ администрации вуза о зачислении и др.) и договор (договор об оказании образовательных услуг).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: