иметь представление:
- о роли и задачах образования в современном обществе;
- о правовой культуре и ключевых вопросах нормативно-правового обеспечения образования;
- о зарубежных образовательных системах;
- об основах государственной политики и права в области образования;
- об особенностях правового регулирования образовательной деятельности;
- об основных принципах формирования нормативно-правового обеспечения образования;
знать:
- понятие и виды правовых норм в образовании;
- нормотворческие процедуры и формы реализации норм права;
- общую характеристику законодательства Российской Федерации об образовании;
- устройство системы образования Российской Федерации;
- основное содержание Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Конвенции о правах ребенка;
- правовые основы деятельности работников образования, механизмы реализации и защиты их прав;
- права, обязанности и ответственность родителей;
|
|
- правила опеки и попечительства над несовершеннолетними.
уметь:
- анализировать основные стадии применения норм права;
- анализировать общеобразовательные и профессиональные основные и дополнительные образовательные программы;
- подготовить отдельную документацию образовательного учреждения или организации к процедурам лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации.
Тематический план по курсу
«Образовательное право»
№№ | Название темы | Количество часов | ||
Лекции | Практ. | Всего | ||
1 | Тема №1. Образование в современном российском обществе: Понятие образования; Право на образование: историко-правовой аспект; Государственная политика в области образования, ее правовая регламентация; Роль и задачи образования в современном российском обществе. | 4 | 2 | 6 |
2 | Тема №2. Образовательное право в российской правовой системе: 2.1. Образовательное право - как отрасль права: понятие, предмет, метод и система 2.2. Образовательное право – как отрасль законодательства: основные законы и подзаконные нормативно-правовые акты в области образования. | 2 | 2 | 4 |
3 | Тема №3. Правоотношения в системе непрерывного образования: 3.1. Понятие и признаки образовательных правоотношений; 3.2. Структура образовательных правоотношений 3.3. Трудовые отношения в сфере образования 3.4. Финансовые и хозяйственные отношения в сфере образования | 6 | 6 | 12 |
4 | Тема №4. Система образования в РФ Образовательные учреждения в системе образования. 4.1. Понятие и структура системы образования 4.2. Понятие и признаки образовательных учреждений; 4.3.Порядок создания и реорганизации образовательных учреждений 4.4.Финансово-хозяйственная деятельность образовательных учреждений | 4 | 4 | 8 |
5 | Тема №5. Управление системой образования 5.1.Понятие и общая характеристика системы управления образованием 5.2.Органы управления образованием Российской Федерации: структура и компетенция 5.3. Органы управления образованием субъектов Российской Федерации: структура и компетенция; 5.4. Муниципальные органы управления образованием: структура и компетенция; 5.5.Внутренние органы управления образовательными учреждениями 5.6. Совершенствование механизмов управления образовательными учреждениями в связи с реформированием системы образования | 4 | 4 | 8 |
6 | Тема №6. Образовательные стандарты и программы 6.1. Содержание образования. Образовательная программа: понятие и виды. 6.2. Понятие государственного образовательного стандарта. Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов. 6.3. Порядок формирования основных образовательных программ. 6.4 Академические свободы вуза при реализации основных образовательных программ. | 6 | 6 | 12 |
7 | Тема №7. Государственный и государственно-общественный контроль образовательной и научной деятельности образовательных учреждений 7.1. Понятие и значение государственного и государственно-общественного контроля образовательной и научной деятельности образовательных учреждений. 7.2. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация в сфере общего и профессионального образования. 7.3. Понятие качества образования. Государственные механизмы обеспечения качества образования | 6 | 6 | 12 |
8 | Тема №8. Организация образовательного процесса 8.1. Организация образовательного процесса. Прием в образовательные учреждения. 8.2. Договор оказания образовательных услуг. 8.3. Реализация общих и профессиональных образовательных программ 8.4. Итоговая аттестация: понятие и порядок. Документ об образовании | 6 | 6 | 12 |
9 | Тема №9. Международные отношения в сфере образования 8.1. Становление единого мирового образовательного пространства 8.2. Понятие и сущность Болонского процесса 8.3. Реализация международных соглашений и договоров | 2 | 2 | 4 |
10 | Тема №10. Правовое регулирование общего образования: 10.1. Дошкольное образование 10.2. Общее образование | 2 | 2 | 4 |
11 | Тема №11. Правовое регулирование профессионального образования: 11.1.Начальное профессиональное образование 11.2. Среднее профессиональное образование 11.3. Высшее профессиональное образование | 4 | 4 | 8 |
12 | Тема №12. Правовое регулирование послевузовского профессионального и дополнительного образования. 12.1.Послевузовское профессиональное образование 12.2. Дополнительное образование 12.3.Дополнительное профессиональное образование | 4 | 4 | 8 |
Итого | 50 | 48 | 98 |
|
|
Темы лекционных занятий
Лекция №1