Пояснительная записка

ДПП.Ф.10 Образовательное право  

Для специальности

Юриспруденция

Уфа 2008

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет

им. М.Акмуллы»

 

 

Институт исторического

и правового образования

 

 

«Согласовано»                                                 «Утверждаю»

___________________                                     __________________

председатель УМК                                                                    директор  ИИиПО

                                                                                                        

                                                                                                                     

           

 

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.Ф.10 Образовательное право  

 

Уфа-2008 г.

 

Содержание

 

Пояснительная записка…………………………………………………. 5

 

Тематическое планирование курса…………………………………….. 9

 

Темы лекций…………………………………………………………….. 12

 

Темы семинарских занятий……………………………………………. 16

 

Тематика курсовых работ…………….………………………………… 26

 

Контрольные вопросы…………….……………………………………. 29

 

Литература к курсу…………………………………………………….. 25

 

 

ДПП.Ф.10  

Образовательное право                         

  180   

Предмет образовательного права; источники и   

структура образовательного права; особенности 

заключения договора между образовательным     

учреждением и обучающимся; изменение и прекра-

щение договора на образование; время обучения и

отдыха; дисциплина и условия обучения; содержа-

ние образования; государственные образователь-

ные стандарты; правовое регулирование управ-  

ленческих отношений в системе образования;    

компетенция органов местного самоуправления   

в области образования; регулирование финансовых

отношений в сфере образования; правовое       

регулирование трудовых отношений в сфере      

образования; международное законодательство   

об образовании

           

                          

 

 

Пояснительная записка.

Образование, которое призвана давать высшая школа, является концептуальным элементом стратегии национальной безопасности России в XXI веке.

Высшее образование формирует интеллектуальную базу устойчивого развития. Россия сможет стать ведущим субъектом современного многополярного мира только как образованная и просвещенная Россия, в которой государство и общество совместно и постоянно несут ответственность за уровень и качество образовательного ценза населения.

Образовательная политика должна быть сердцевиной системы внутренней политики Российского государства. Эта политика должна учитывать баланс традиций развития национального образования, национальной психологии, зарубежного опыта в сфере образования и прогнозирования моделей образовательных систем.

Образование, которое предоставляет высшая школа, должно формировать базовый механизм развития российского общества и государства и обеспечивать:

- социокультурную преемственность;

- «воспроизводство» интеллектуального потенциала России;

- развитие личности в «изменяющемся обществе»;

- сохранение исторического и национально-этнического самоопределения народа в военной, экономической, демографической, экологической, информационной, национально-этнической, духовно-нравственной сферах как основы национальной безопасности России.

Образование всегда было одной из основ устойчивого развития России. Образовательная политика лежит в основе формирования модели «общества устойчивого развития». Недостаточность образовательного и научно-технического потенциалов для разработки технологий добычи ресурсов, удовлетворяющих международным стандартам, используется для обоснования и оправдания захвата добычи ресурсов со стороны экономически развитых стран. Такая угроза будет усиливаться по мере разрушения образовательного и научно-технического потенциалов.

Образование, в том числе и высшее, всегда было определяющим качества жизни личности в мире, основа ее становления и самореализации.

С этим связана концепция непрерывного образования, которая включает в себя две взаимосвязанные системы: институциональную и личностно ориентированную.

Забота государства о качестве жизни личности (и соответственно общества) должна начинаться с реальной заботы о качестве высшего образования.

В мировом сообществе существует веер тенденций в управлении образованием, крайними полюсами которых являются «германо-российская общественно-государственная система управления образованием» (государство несет ответственность за образование, в том числе высшее, всех слоев населения независимо от экономического и социального статуса) и «англо-американская», по которой образование является личным делом каждого гражданина (рассматривается только как «индустрия образовательных услуг», поставляемых на рынок).

Характерно, что мировые тенденции показывают, что будущее принадлежит германо-российской системе, делающей ставку на повышение управляемости развития образования со стороны государства и общества.

Образование находится в сфере первоочередных государственных интересов. От состояния образовательной системы во многом зависит будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. С образованием связываются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста. Наконец, в связке с наукой образование представляет собой одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности.

Совершенствование системы образования и образовательного законодательства - важнейшая задача социально-экономического развития и один из приоритетов современной государственной политики. С образованием связан национальный проект, призванный кардинально улучшить качество жизни в Российской Федерации, реализации которого государственная власть уделяет столь пристальное внимание.

В современном правовом государстве образование должно иметь основательную нормативно-правовую базу. Требование тщательного законодательного регулирования отношений в области образования обусловлено рядом причин.

Во-первых, нормы образовательного законодательства должны стать надежными юридическими гарантиями реализации закрепленного на конституционном уровне права каждого на образование. Положения ст. 43 Конституции РФ, раскрывающие конституционную формулу «каждый имеет право на образование», находят развитие в актах образовательного законодательства.

Во-вторых, нормы образовательного законодательства регулируют ту сферу общественных отношений, в которую сегодня вовлечено - не будет преувеличением сказать - все российское общество, все его возрастные группы. Концепция непрерывного образования, провозглашенная ЮНЕСКО в 1972 г. и успешно реализуемая сегодня во многих странах мира, многократно увеличивает число участников образовательных отношений.

В-третьих, образование представляет собой огромную по своим масштабам отрасль российской экономики, грандиозный имущественный комплекс, нуждающийся, с одной стороны, в регламентации возникающих в сфере образования гражданских и трудовых отношений, а с другой - в достойном и бесперебойном финансировании, без которого невозможно предоставление качественных образовательных услуг. Вот почему современное образовательное право формируется как комплексная отрасль российского законодательства, объединяющая нормы различной правовой принадлежности - гражданского, семейного, трудового, административного и других отраслей права.

Цели курса – изучение законодательной и нормативной базы функционирования системы образования Российской Федерации, организационных основ и структуры управления образованием, механизмов и процедур управления качеством образования, ознакомление с системой мер по реализации основ гражданского права педагогов, родителей и несовершеннолетних детей, а также формирование у будущих педагогов знаний и умений для работы в образовательном правовом пространстве.

Задачи курса:

- раскрыть роль и сформулировать задачи образования в современном обществе, проанализировать условия развития российской системы образования, ее структурные элементы и механизмы их взаимодействия;

- рассмотреть основные законодательные акты по вопросам образования, принципы формирования нормативно-правового обеспечения образования в Российской Федерации, структуру и виды нормативных правовых актов, особенности их использования в образовательной практике;

- рассмотреть систему государственного контроля качества образования в Российской Федерации, полноту нормативно-правового обеспечения, противоречия в законодательстве РФ в области образования и предпосылки для разработки Кодекса РФ об образовании;

- проанализировать возможность участия государственных, государственно-общественных и общественных структур управления, функционирующих в системе образования Российской Федерации, в решении вопросов образовательной деятельности в соответствии с их компетенциями, предусмотренными федеральным законодательством в этой области;

- проанализировать законодательные акты РФ и документы международного права по вопросам образования в части охраны прав и защиты интересов детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: