- Каковы задачи комитетов Совета Федерации, Государственной Думы?
- Составьте структурно-логические схемы: депутатские объединения, органы, формируемые палатами Федерального Собрания РФ, органы, формируемые Государственным Собранием – Курултаем – Республики Башкортостан
Основные понятия и категории
Комитет Государственной Думы, комиссия Государственной Думы.
Рекомендуемая литература
Нормативные акты
1. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «О регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об аппарате Правительства Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2004. – № 23. – Ст. 2313.
2. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания России от 22.01.1998 № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. на 08.07.2005) // Собрание законодательства РФ. 1998. – № 7; 2005. – № 29.
Литература
- Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебник: для юридических вузов и факультетов. – М., 2010
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. – Изд. 2-е, изм. и доп. – М.: НОРМА-М-ИНФРА, 2011. – 776 с.
- Избирательное право Российской Федерации: Учебник / под. Ред. И.В. Захарова, А.Н. кокотова. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – 386 с.
- Избирательное право России: учебник / под ред. В.О. Лучина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 735 с.
Семинар № 11
Организация работы палат Федерального Собрания Российской Федерации,
Законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов местного самоуправления
Основные вопросы
- Работа депутата с избирателями.
- Парламентские слушания.
- Совместные заседания палат.
- Порядок организации и деятельности Государственного Собрания – Курултая – Республики Башкортостан.
- Порядок принятия нормативных актов Республики Башкортостан.
- Порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов Республики Башкортостан.
Методические указания
Данную тему семинарского занятия необходимо рассматривать раздельно по палатам, так как это два самостоятельных органа внутри Федерального Собрания РФ, а также у каждой палаты свои особенности организации и порядка деятельности.
Основы организации и деятельности парламента Российской Федерации раскрывает глава 5 Конституции РФ. Как установлено ст. 10 Конституции РФ, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации.
Темы докладов
- Согласительные парламентские процедуры.
- Виды и продолжительность выступлений на заседании Государственной Думы.
- Переход выборов депутатов Государственной Думы по партийным спискам.
- Сущность Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации».
- Проблемы правового регулирования организации государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Задания для самостоятельной работы
Каким образом оформляются решения Совета Федерации и Государственной Думы?
Основные понятия и категории
Заседания, парламентские слушания, правительственный час, час голосования, час заявлений.
Рекомендуемая литература
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. – М., 1998. (с изм. от 25.03.2004). – Статьи 99, 100, 101.
2. Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 № ВС-22/15 (с изм. на 03.12.2002) // Республика Башкортостан. 2002. – № 236-237 (25216-25217). – 06 дек. – Статья 14, Глава 4.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. на 21.07.2005) // Собрание законодательства РФ. 1999. – № 42. – Ст. 5005; 2000. – № 31. – Ст. 3205; 2001. – № 7. – Ст. 608; 2002. – № 19. – Ст. 1792; № 30. – Ст. 3024; № 50. – Ст. 4930; Российская газета. 2005. – № 161. – 26 июля.
4. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «О регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об аппарате Правительства Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2004. – № 23. – Ст. 2313.
5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания России от 22.01.1998 № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. на 08.07.2005) // Собрание законодательства РФ. 1998. – № 7; 2005. – № 29.
6. Постановление Государственного Собрания – Курултая – РБ от 06.03.2003 № ГС-875 «О Регламенте Государственного Собрания – Курултая – Республики Башкортостан» (с изм. на 19.04.2005) // Республика Башкортостан. 2005. – № 74 (25807). – 21 апр.
7. Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 № 92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная...» // Собрание законодательства РФ. 2000. – № 29.
8. Постановление Государственного Собрания – Курултая – РБ от 17.05.2003 № ГС-65 «О постоянных комитетах Государственного Собрания – Курултая – Республики Башкортостан» (с изм. на 19.04.2005) // Республика Башкортостан. 2005. – № 74 (25807). – 21 апр.
Литература
1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебник: для юридических вузов и факультетов. – М., 2010
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. – Изд. 2-е, изм. и доп. – М.: НОРМА-М-ИНФРА, 2011. – 776 с.
3. Избирательное право Российской Федерации: Учебник / под. Ред. И.В. Захарова, А.Н. кокотова. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – 386 с.
4. Избирательное право России: учебник / под ред. В.О. Лучина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 735 с.
Семинар № 12
Конституционно–правовой статус парламентария
И гарантии его деятельности
Основные вопросы
- Правовой статус члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
- Правовой статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
- Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления.
- Помощники члена Совета Федерации и помощники депутата Государственной Думы.
- Институт депутатской неприкосновенности.
- Субъекты и объекты избирательных правоотношений.
Методика изучения
Рассматривая статус парламентария необходимо обращаться как к действующим нормативным актам, так и к истории правового регулирования по данному вопросу.
Кроме того, при изучении данной темы студентам следует уделить внимание и природе избирательного права, внутреннему строению избирательного законодательства, субъектам избирательного процесса, гарантиям их прав, а также избирательным правоотношениям.
Специфика избирательных правоотношений определяется прежде всего их социально-политическим содержанием. По существу, именно через них реализуется предусмотренная ст. 3 Конституции РФ власть народа, высшим непосредственным выражением которой являются референдум и свободные выборы. Юридически обеспечивая практическое участие граждан в трансформации власти народа в государственную и муниципальную власть посредством демократических выборов, избирательные правоотношения фактически опосредуют воспроизводство власти в Российской Федерации, выступая тем самым важнейшим элементом правовой основы формирования и функционирования всех институтов системы[7].
7 декабря 2006 года вступает в силу Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», устанавливающий новый порядок выборов депутатов Государственной Думы. Согласно данному закону депутаты Государственной Думы избираются только по федеральному избирательному округу (включает в себя всю территорию Российской Федерации) пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.
Темы докладов
- Права и обязанности парламентария.
- Взаимоотношения парламентария с избирателями.
- Правовое регулирование депутатской неприкосновенности на региональном уровне.