Методические указания

В основе народного представительства лежит идея народовластия, в соответствии с которой носителем суверенитета и единственным источником государственной власти признается народ. И это порождает множество теоретических проблем, среди которых – идея учредительной власти народа и идея народного представительства. Как соотносятся власть учредительная и власть законодательная? Как эти проблемы решаются в законодательстве, в науке? Достаточно сложной в теоретическом плане, носящей к тому же дискуссионный характер, является проблема понятия «народ» в теории государственного конституционного права. От решения этого вопроса во многом зависит разрешение и других спорных вопросов: соотношение воли народа и воли парламента. Выражает ли парламент волю народа? Или собственную волю? Получает ли свои полномочия парламент непосредственно от закона или их передает ему народ? Все эти вопросы должны стать предметом самостоятельной, творческой работы студентов.

При подготовке к данному семинарскому занятию необходимо уяснить роль парламента в государстве и от чего она зависит.

Внимание студентов при изучении данной темы должно быть обращено на тот факт, что статью 11 Конституции РФ нельзя уяснить в отрыве от статьи 3 Конституции РФ. Поскольку многонациональный народ Российской Федерации определяется как единственный источник власти. Народ осуществляет власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

При подготовке к семинару необходимо уяснить, что нельзя употреблять слова «компетенция Федерального Собрания», так как каждая палата имеет свои полномочия и осуществляет их раздельно. Необходимо рассмотреть их подробнее. При этом следует обращать внимание на порядок осуществления полномочий с учетом регламентов – основных процессуальных актов палат.

Существуют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания, установленные Конституцией: 1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палат Федерального Собрания (ст.ст. 102 и 103 Конституции РФ); 2) связанные с организацией деятельности палат (ст. 101 Конституции РФ); 3) полномочия по принятию федеральных законов (ст. 105 Конституции РФ).

Темы докладов

  1. Место и роль парламента в системе органов государственной власти Российской Федерации.
  2. Соотношение парламента и парламентаризма.
  3. Признаки парламента.
  4. Конституционно-правовой статус палат Федерального Собрания.
  5. Конституционно-правовой статус законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
  6. Представительный орган муниципального образования.
  7. Право обращения Совета Федерации и Государственной Думы в Конституционный Суд РФ.
  8. Назначение Государственной Думы на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  9. Бюджетные полномочия.
  10. Полномочия Государственного Собрания – Курултая – Республики Башкортостан.

 

Основные понятия и категории

Государственный орган, законодательная (представительная) власть, законодательные органы, парламент, парламентаризм, принцип разделения властей, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Государственное Собрание – Курултай – Республики Башкортостан, законодательный орган, представительный орган муниципального образования, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Задания для самостоятельной работы

  1. В чем состоит суть принципа верховенства представительных органов и принципа разделения властей?
  2. Подумайте, что дает основания называть орган парламентом?
  3. Составьте структурно-логические схемы: виды парламентов, цели и задачи формирования органов представительной демократии, принципы образования органов представительной демократии.
  4. В чем выражается представительная роль парламента?
  5. Полномочия Государственного Собрания – Курултая – Республики Башкортостан.
  6. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан.

Рекомендуемая литература

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. – М., 1998. (с изм. от 25.03.2004). – Статьи 3, 10, 11, 12, 15, 24, Главы 5, 8.

2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. на 21.07.2005) // Собрание законодательства РФ. 2003. – № 40. – Ст. 3822; Российская газета. 2005. – № 161. – 26 июля.[6]

3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. на 21.07.2005) // Собрание законодательства РФ. 1999. – № 42. – Ст. 5005; 2000. – № 31. – Ст. 3205; 2001. – № 7. – Ст. 608; 2002. – № 19. – Ст. 1792; № 30. – Ст. 3024; № 50. – Ст. 4930; Российская газета. 2005. – № 161. – 26 июля.

4. Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 № ВС-22/15 (с изм. на 03.12.2002) // Республика Башкортостан. 2002. – № 236-237 (25216-25217). – 06 дек. – Статья 66, Глав 4, 6.

5. Закон Республики Башкортостан от 03.01.2002 № 280-з «О местных органах государственной власти в Республике Башкортостан» (с изм. на 26.02.2004) // Республика Башкортостан. 2002. – № 14. – 22 янв.; 2004. – № 42 (25525). – 03 марта.

6. Устав города Стерлитамака Республики Башкортостан, утвержденный Стерлитамакским городским советом от 28.04.1997 // Стерлитамакский рабочий. 1997. – № 81. – 28 апр.

Литература

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебник: для юридических вузов и факультетов. – М., 2010

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. – Изд. 2-е, изм. и доп. – М.: НОРМА-М-ИНФРА, 2011. – 776 с.

3. Избирательное право Российской Федерации: Учебник / под. Ред. И.В. Захарова, А.Н. кокотова. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – 386 с.

4. Избирательное право России: учебник / под ред. В.О. Лучина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 735 с.

Семинар № 9

Взаимодействие парламента с другими органами государственной власти

Основные вопросы

  1. Проблемы реализации законодательных (представительных) полномочий народного представительства в Российской Федерации.
  2. Взаимодействие Федерального Собрания РФ и его палат с другими органами государственной власти.
  3. Особенности института полномочных представителей Президента РФ в палатах Федерального Собрания РФ и Полномочного представительства Правительства РФ.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: