Парламентский контроль

Основные вопросы

1. Контроль за исполнением бюджета.

2. Контрольные полномочия Счетной палаты.

3. Контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения федеральной собственностью.

4. Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ.

5. Выражение недоверия должностным лицам исполнительной власти субъекта РФ.

6. Контрольные полномочия парламента Португалии.

7. Контроль парламента в области финансов в Скандинавских странах.

8. Парламентский контроль во Франции.

9. Особенности парламентского контроля в Швеции.

Методические указания

Необходимо проследить развитие функций народного представительства в правовом государстве, обращаясь к опыту Государственной Думы, представительных органов государственной власти в послереволюционный и современный периоды. При этом надо обратить внимание на следующие вопросы: законодательные, бюджетные и контрольные полномочия народного представительства в Российской Федерации и практика их реализации.

Важно проанализировать практику парламентского контроля иностранных государств.

 

Темы докладов

1. Сущность, формы и методы контрольной деятельности парламента.

2. Основные направления деятельности российского парламента.

3. Закрепление контрольных полномочий парламента в законодательных актах.

4. Решение вопроса о доверии Правительству РФ.

5. Отрешение Президента РФ от должности.

6. Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ.

 

Основные понятия и категории

Вопрос, законодательная функция парламента, запрос, парламентский контроль.

 

Задания для самостоятельной работы

  1. Каковы формы парламентского контроля?
  2. Каковы задачи Счетной палаты Российской Федерации?
  3. Составьте структурно-логическую схему: функции парламента.

Рекомендуемая литература

Нормативные акты

1. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (с изм. на 01.12.2004) // Собрание законодательства РФ. 1995. – № 3. – Ст. 167; Российская газета. 2004. – № 269. – 03 дек.

Литература

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебник: для юридических вузов и факультетов. – М., 2010

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. – Изд. 2-е, изм. и доп. – М.: НОРМА-М-ИНФРА, 2011. – 776 с.

3. Избирательное право Российской Федерации: Учебник / под. Ред. И.В. Захарова, А.Н. кокотова. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – 386 с.

4. Избирательное право России: учебник / под ред. В.О. Лучина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 735 с.

Семинар № 15

Ответственность в системе народного представительства

Основные вопросы

  1. Отзыв избирателями депутата.
  2. Основания для роспуска Государственной дум Президентом РФ.
  3. Конституционно-правовые санкции.

Методика изучения

В статье 3 Конституции РФ устанавливается противоправность действий, посягающих на народовластие в России. Любые лица, совершающие действия, связанные с захватом власти или присвоением властных полномочий, несут юридическую ответственность. В Конституции конкретные формы ответственности не раскрываются – это задача федерального закона. Наиболее серьезной формой ответственности за захват власти является уголовная ответственность. Составы соответствующих преступлений и меры уголовной ответственности устанавливаются уголовным законодательством.

 

Темы докладов

  1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
  2. Публично-правовая ответственность представительных органов за нарушение закона.

 

Задания для самостоятельной работы

Составьте структурно-логическую схему: нормы, закрепляющие ответственность в системе народного представительства.

 

Основные понятия и категории

Конституционная ответственность, политическая ответственность, юридическая ответственность.

Рекомендуемая литература

 

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебник: для юридических вузов и факультетов. – М., 2010

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. – Изд. 2-е, изм. и доп. – М.: НОРМА-М-ИНФРА, 2011. – 776 с.

3. Избирательное право Российской Федерации: Учебник / под. Ред. И.В. Захарова, А.Н. кокотова. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – 386 с.

4. Избирательное право России: учебник / под ред. В.О. Лучина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 735 с.

 

 

Словарь терминов

БИКАМЕРАЛИЗМ (фр. bicameralisme) – модель внутрипарламентского устройства, при которой парламент состоит из двух палат. Бикамерализм в наибольшей степени характерен для федеративных государств, где одна из палат обеспечивает общенациональное представительство, а другая – представительство субъектов федерации (см. также Палата парламента, Федеральное Собрание).

БЮДЖЕТзакон, определяющий порядок и размеры поступления финансовых средств в государственную казну и расходования этих средств в процессе государственного управления. Является главным финансовым законом, поэтому его принятие является одним из основных направлений законодательной работы парламента и происходит по особой усложненной процедуре.

ВОТУМ ДОВЕРИЯ (НЕДОВЕРИЯ) (от лат. votum – желание, воля) – выражение парламентом (палатой парламента) оценки деятельности правительства или его отдельных членов. Вотум недоверия, как правило, влечет отставку правительства либо роспуск парламента (его палаты).

ВЫБОРЫ – 1) форма прямого волеизъявления граждан в целях формирования представительных органов наделения полномочиями должностных лиц; 2) способ замещения отдельных должностей.

ГОЛОСОВАНИЕ – способ принятия коллективного решения. В парламенте голосование может быть открытое или тайное (голосование, при котором исключается возможность фиксации данных о поименном голосовании парламентариев), с использованием электронной системы подсчета голосов, с использованием бюллетеней и путем опроса. Голосование с использованием электронной системы бывает: количественным (выбор варианта: «за», «против», «воздержался», при этом подсчет голосов и объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражении производятся по каждому голосованию); рейтинговым (ряд последовательных количественных голосований по каждому из вопросов, при этом объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражении по каждому голосованию производятся только по окончании голосования по всем вопросам); альтернативным (голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование, подсчет голосов и объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного па голосование); одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование); качественным (альтернативное голосование с качественной оценкой поставленного на голосование вопроса по одному ИЗ пяти вариантов: «очень плохо», «плохо», «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо» (см. также Большинство голосов).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ – одна из двух палат Федерального Собрания, отражающая представительство населения страны в целом. К ее ведению отнесено решение важнейших вопросов государственной жизни, прежде всего, путем принятия законов. Состоит из 450 депутатов, избираемых сроком па четыре года. Выборы в Государственную Думу осуществляются по смешанной модели: 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, другие 225 депутатов – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом (см. также Совет Федерации Федерального Собрания, Палата парламента).

ДЕПУТАТ (от лат. deputatus – посланный) – лицо, избранное членом представительного органа власти (см. также Парламентарий, Депутат Государственной Думы Федерального Собрания).

ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ – избранный в порядке, предусмотренном федеральным законом, для осуществления законодательных и иных полномочий в Государственной Думе Федерального Собрания представитель народа (см. также Член Совета Федерации Федерального Собрания).

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС – одна из форм осуществления деятельности парламентариев, прежде всего, их контрольных полномочий, представляющая собой единоличное или коллективное обращение в адрес государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, их должностных лиц, содержащее требование дать официальное разъяснение, изложить позицию или устранить нарушения по вопросу, входящему в компетенцию этих органов, Депутатский запрос, как правило, направляется парламентариями самостоятельно и не требует оглашения на заседании палаты (см. также Депутатское обращение, Парламентский запрос, Интерпелляция).

ДЕПУТАТСКИЙ МАНДАТ (от лат. mandatum – поручение) – 1) документ, удостоверяющий законность полномочий депутата; 2) объем полномочий, прав и обязанностей депутата, а также форма взаимоотношений депутата с избирателями. Различают два вида депутатского мандата: императивный и свободный. Императивный мандат означает ответственность депутата перед избирателями, имеющими право давать ему наказы и отозвать его в установленных законом случаях, то есть связанность волей избирателей в течение всей депутатской деятельности. Свободный мандат рассматривает депутата как представителя всего населения, участвующего в выборах, обязанного действовать в его интересах. Это означает, что при выражении своей позиции депутат не связан с волей своих избирателей, не может быть ими отозван. Однако при этом депутат не оторван от своих избирателей, он должен поддерживать связь с избравшими его гражданами, информировать их о своей деятельности, вести прием избирателей и т.п. (см. также Статус парламентария).

ДЕПУТАТСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – письменная просьба парламентария осуществить какие-то меры, предоставить информацию, предложения, разъяснения по вопросам, касающимся депутатской деятельности (см. также Депутатский запрос, Интерпелляция).

ДЕПУТАТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ – внутрипарламентское структурное образование, добровольно создаваемое парламентариями на партийной, территориальной, профессиональной или иной основе для совместной деятельности и выражения единой позиции по рассматриваемым парламентом вопросам. Депутатское объединение обычно создаются в форме фракции и депутатской группы. Группы создаются по неполитическому принципу, в то время как политические убеждения являются основным условием для объединения депутатов во фракции В Государственной Думе Федерального Собрания фракция – депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы.

ЗАКОН – нормативный правовой акт, принятый высшим органом законодательной власти или путем референдума, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой в системе правовых актов. В Российской Федерации это законы РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов РФ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА – начальная парламентская процедура, означающая официальное внесение в законодательный орган управомоченным субъектом законопроекта или законодательного предложения.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – вносимое в парламент в порядке законодательной инициативы предложение о разработке и принятии закона (см. также Законопроект).

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – система процедурных действий но созданию закона. В узком смысле законодательный процесс рассматривается как порядок деятельности парламента, начиная от принятия законопроекта к рассмотрению и заканчивая принятием закона. В широком смысле – это строго регламентированный ряд последовательно сменяющих друг друга этапов создания закона, не ограничивающихся рамками парламента, начиная от внесения законопроекта в парламент, рассмотрения законопроекта, принятия закона и заканчивая его обнародованием и вступлением в силу.

ЗАКОН О ПОПРАВКЕ К КОНСТИТУЦИИ РФ – форма законодательного акта о поправке к Конституции РФ. Поправки к Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ (см. также Федеральный закон, Федеральный конституционный закон).

ЗАКОНОПРОЕКТ – текст с атрибутами закона, предлагаемый законодательному органу к рассмотрению и принятию в установленном порядке в качестве закона (см. также Законодательное предложение).

ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО – действия и отношения, предваряющие законодательный процесс, включающие в себя выявление потребности в принятии закона, научную, экспертную и организационную подготовку законодательной инициативы. Законотворчество может включать и оценку эффективности закона, и возможную его последующую корректировку.

ЗАСЕДАНИЯ ПАРЛАМЕНТА – общие регулярно проводимые в ходе парламентских сессий собрания депутатов, правомочные при надлежащем кворуме решать все вопросы, отнесенные к компетенции парламента. Заседания подразделяются на открытые (при широкой гласности), закрытые (круг присутствующих лиц строго ограничен). В двухпалатных парламентах различают также совместные заседания палат. Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания заседают раздельно (заседания, как правило, открытые); совместно палаты могут собираться для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МАЖОРИТАРНАЯ (от фр. majorite – большинство) – способ определения результатов выборов, при котором избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший определенное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При мажоритарной системе относительного большинства для избрания необходимо получить голосов больше, чем другие кандидаты (по такой системе, например, избираются депутаты Государственной Думы Федерального Собрания от одномандатных избирательных округов); при мажоритарной системе абсолютного большинства необходимо собрать более половины голосов избирателей (по такой системе происходят выборы Президента РФ) (см. также Избирательная система пропорциональная).

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ – способ определения результатов выборов в парламент, при котором распределение депутатских мандатов осуществляется между партийными списками в соответствии с количеством полученных ими голосов. Используется при выборах половины состава депутатов Государственной Думы Федерального Собрания.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕполитическая партия (се структурное подразделение), иное общественное объединение, обладающее в соответствии с законом правом участвовать в выборах (см. также Избирательный блок).

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЛОК – добровольный союз двух и более избирательных объединений. В Российской Федерации также союз одной или нескольких политических партий, являющихся избирательными объединениями, с одним или несколькими общероссийскими общественными объединениями. Федеральное законодательство при этом устанавливает, что в избирательный блок вправе вступать не более трех избирательных объединений и общероссийских общественных объединений.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОРПУС – совокупность всех граждан, обладающих правом избрать своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления (активным избирательным правом).

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ – территория, от которой избирается представитель (представители) населения (депутаты). Различают избирательные округа единые (включают в себя всю территорию, на которой проводятся выборы), одномандатные (округ, в котором избирается один депутат) и многомандатные (округ, в котором избираются несколько депутатов).

ИММУНИТЕТ ПАРЛАМЕНТАРИЯ – см. Неприкосновенность парламентария.

ИНДЕМНИТЕТ – 1) освобождение парламентария от ответственности за свои выступления (за исключением случаев нарушения им правил этики) и голосования; 2) денежное вознаграждение и привилегии парламентария.

ИНТЕРПЕЛЛЯЦИЯ (от лат. intetpellatio – жалоба перед судом) – обращение парламента или группы депутатов к органам исполнительной власти их должностным лицам с требованием сообщить о предпринимаемых и планируемых действиях по решению проблем, имеющим актуальное значение. В некоторых случаях интерпелляция предполагает после получения депутатами ответа постановку вопроса о доверии ответившему органу или должностному лицу (см. также Вотум доверия (недоверия)).

КВОРУМ (от лат. quorum (praesentia sufficit) – которых (присутствие достаточно)) – установление законом или регламентом парламента минимальное количество его членов, необходимое для начала работы, а также для принятия решений.

КОМИССИИ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВРЕМЕННЫЕ – рабочие органы парламента, создаваемые для решения конкретных задач (или на определенный срок), по мере выполнения которых (по истечении которого) они прекращают свою деятельность (см. также Комитеты парламентские).

КОМИССИИ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ПОСТОЯННЫЕ – см. Комитеты парламентские.

КОМИССИИ СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ – органы, создаваемые палатами парламента либо парламентом с иными государственными органами, для преодоления возникших между ними разногласий (см. также Комиссии парламентские временные) (см. также Процедуры согласительные).

КОМИТЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКИЕ – коллегиальные органы парламента, создаваемые для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к его ведению, в первую очередь, для работы с законопроектами. Количество, наименования и состав комитетов определяется решением законодательного органа с учетом функциональных задач на основе добровольного участия депутатов. Депутат, как правило, может быть членом только одного комитета, при этом устанавливается обязанность депутатов входить в один из комитетов законодательного органа. Исключение существует только для председателей законодательных органов и их заместителей (см. также Комиссии парламентские временные).

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПАРЛАМЕНТА – совокупность правовых норм, определяющих правовое положение парламента в системе органов государственной власти.

КОНТРОЛЬ ПАРЛАМЕНТСКИЙ – одна из основных функций парламента, состоящая в осуществлении контроля за деятельность других органов государственной, прежде всего исполнительной, власти. К наиболее распространенным формам парламентского контроля можно отнести: контроль за исполнением бюджета: распоряжением государственной собственностью; парламентские и депутатские запросы; парламентские расследования.

ЛЕГИСЛАТУРА (от лат. legis – закон + latus – установленный) – 1) выборный законодательный (представительный) орган власти; 2) период деятельности представительного органа, срок его полномочий (см. также Созыв, Парламент).

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ (ПАРЛАМЕНТСКАЯ) ГРУППА – добровольное объединение членов парламента, образуемое для осуществления сотрудничества с зарубежными парламентами и участия в деятельности международных организаций межпарламентского сотрудничества (см. также Сотрудничество межпарламентское)

НАРОДНАЯ ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА – право граждан на внесение законопроекта или проекта иного правового акта в соответствующий орган, компетентный его рассмотреть и принять (см. также Законодательная инициатива).

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ПАРЛАМЕНТАРИЯ – гарантия государства, обеспечивающая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым – парламента, их самостоятельности и независимости. Депутатская неприкосновенность означает, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в течение срока их полномочий не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

ОБНАРОДОВАНИЕ ЗАКОНА – официальное доведение текста закона до всеобщего сведения, как правило, путем его опубликования в официальном издании (см. также Промульгация).

ОБЫЧАЙ ПАРЛАМЕНТСКИЙ – неписаное правило, сложившееся в парламентской практике. Сюда относятся, например, способы обычного, неэлектронного голосования: вставанием, поднятием рук, расхождением в разные стороны, аккламацией – перекрикиванием одной группой парламентариев другой и т.д. (см. также Прецедент парламентский).

ОМБУДСМАН (от швед, ombudsman – представитель чьих-либо интересов) – см. Уполномоченный по правам человека.

ОТЗЫВ ДЕПУТАТА – досрочное прекращение полномочий депутата на основе специально назначенного голосования избирателей или в ином порядке, установленном законом.

ПАЛАТА ПАРЛАМЕНТА – наиболее крупное структурное образование двухпалатного парламента, представляющее, коллегиальный орган, как правило, самостоятельный в рамках своей компетенции (см. также Бикамерализм).

ПАРЛАМЕНТ (англ. parliament – парламент, от лат. parlare, фр. parler – говорить) – высший представительный орган власти, главная функция которого в системе разделения властей – осуществление законодательной власти. Термин «парламент» для обозначения коллегиального представительного органа в таком значении впервые был использован в средневековой Англии (вторая половина XIII в.) (см. также Легислатура, Федеральное Собрание).

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ – в наиболее распространенном значении есть особая система организации государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка. В более узком понимании – вид государственного режима, модель отношений между высшими органами власти, предполагающие верховенство парламента в системе государственных органов (тогда парламентаризм существует только в парламентарных монархиях и республиках). Понятие парламентаризма используется и в смысле наличия реально действующего парламента, что возможно в условиях демократического политического режима (тогда парламентаризм признается и в президентских, и в полупрезидентских (дуалистических) республиках). В еще одном значении – парламентаризм вообще подразумевает принципиальное существование коллегиального представительного (представляющего парод, сословия или даже только аристократию, дворянство) органа, обычно избираемого, который обладает законодательными (или даже законосовещательными) правами.

ПАРЛАМЕНТАРИЙдепутат, член парламента {палаты парламента). В Федеральном Собраниичлен Совета Федерации, депутат Государственной Думы.

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ – форма обсуждения в парламенте (палатах парламента) актуальных и значимых вопросов с привлечением общественности. Вопросы, выносимые на парламентские слушания, могут быть посвящены концепции законопроекта, международному договору, подлежащему ратификации, иным вопросам государственной жизни. По результатам парламентских слушаний участниками могут быть приняты решения, носящие рекомендательный характер.

ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС – одна из форм работы парламента, реализации его контрольной функции, заключающаяся в направлении должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления требований по разъяснению вопросов, входящих в компетенцию этих органов. Решение о направлении парламентского запроса принимается в ходе заседания палат и обязывает должностное лицо, которому направлен запрос, в установленный срок дать устный или письменный ответ на поставленные вопросы (см. также Депутатский запрос, Интерпелляция).

ПАРЛАМЕНТСКОЕ ПРАВО – система юридических принципов и норм, регулирующих внутреннее устройство парламента и связанные с ним организационные отношения, сам процесс парламентской деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами власти и избирательным корпусом.

ПАРТИЙНЫЙ СПИСОК – список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением (политической партией), избирательным блоком на выборах в представительный орган власти.

ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ РФ – принятие Конституционным Собранием или на референдуме новой Конституции РФ в результате изменения положений глав 1 2 или 9 прежней Конституции (см. также Поправка к Конституции РФ).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (от лат. pars (partis), фр. parti – часть, группа) -общественное объединение, созданное гражданами в целях участия в политической жизни общества.

ПОПРАВКА К ЗАКОНОПРОЕКТУ – предложения субъектов права законодательной инициативы к законопроекту, принятому, как правило, в первом чтении, в виде изменения редакции статей либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта (см. также Поправка к Конституции РФ).

ПОПРАВКА К КОНСТИТУЦИИ РФ – любое изменение текста глав 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ. Принимается в форме закона РФ о поправке к Конституции РФ (см. также Пересмотр Конституции РФ, Поправка к законопроекту).

ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ – обращение главы государства к парламенту Российской Федерации содержащее оценку существующего положения дел и задачи Российского государства на будущее. В соответствии с Конституцией РФ (п. «е» ст. 84) Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, основных направлениях внутренней и внешней политики. Согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. 170) Федеральному Собранию также ежегодно направляется бюджетное послание Президента РФ – послание о бюджетной политике РФ на очередной финансовый год.

«ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС» – форма взаимодействия парламента с другими государственными органами, посредством которой осуществляется и контроль за их деятельностью. В ходе проведения «правительственного часа» парламентарии заслушивают членов высшего исполнительного органа и иных должностных лиц, задают им вопросы. По итогам «правительственного часа» возможно принятие решения парламента.

ПРАВО ВЕТО (от лат. veto – запрещаю) – право, как правило, главы государства на отклонение принятого парламентом закона. Право вето является одним из элементов системы сдержек и противовесов, необходимых для реализации принципа разделения властей, который существует и применяется как эффективное средство воздействия на деятельность парламента. Вето бывает относительным (отлагательным), предусматривающим повторное рассмотрение парламентом отклоненного закона и принятие его с учетом замечаний главы государства либо в старой редакции, но квалифицированным большинством голосов; и абсолютным, не подлежащим преодолению парламентом (практически не применяется в современных государствах). Конституцией РФ предусмотрено право отлагательного вето – право Президента РФ отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный закон (кроме федерального конституционного закона и закона РФ о поправке к Конституции РФ) и вернуть его на новое рассмотрение в Федеральное Собрание с указанием мотивов такого рассмотрения.

ПРЕЦЕДЕНТ ПАРЛАМЕНТСКИЙ – однократное решение парламента, его структурных образований и должностных лиц, преимущественно процедурного характера, впоследствии применяемое в парламентской практике при решении аналогичных вопросов. Прецеденты, будучи инкорпорированными в регламенты, обретают форму обязательных к исполнению норм и правил (см. также Обычай парламентский).

ПРОМУЛЬГАЦИЯ (от лат. promulgatio – публичное объявление) – заключительная стадия законодательного процесса, заключающаяся в санкционировании уполномоченным органом или лицом (как правило, главой государства) в установленные сроки принятого парламентом закона и его обнародовании.

ПРОЦЕДУРЫ ПАРЛАМЕНТСКИЕ – совокупность последовательных действий парламента но реализации своих полномочий.

ПРОЦЕДУРЫ СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ – совместные поиски спорящими сторонами общего решения (см. также Процедуры парламентские, Комиссии согласительные).

ПРОЦЕНТНЫЙ БАРЬЕР – используемая в пропорциональной избирательной системе минимальная квота голосов избирателей, которая позволяет участвовать в распределении мест в представительном органе.

РАБОТА С ИЗБИРАТЕЛЯМИ – форма депутатской деятельности, выражающаяся в обязанности депутатов поддерживать тесные связи с избирателями, принимать меры но обеспечению их прав, свобод и законных интересов (рассматривать поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствовать в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; вести прием граждан; изучать общественное мнение и при необходимости вносить предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения).

РАБОЧИЕ ГРУППЫ – временно создаваемые парламентскими комитетами и комиссиями органы, как правило, для обеспечения выработки и принятия согласованных действий по решению какого-либо вопроса в кратчайшие сроки. В состав рабочей группы помимо членов парламента могут включаться представители иных государственных органов, научных учреждений, общественных объединений, другие специалисты (см. также Комиссии парламентские временные).

РЕГЛАМЕНТ ПАРЛАМЕНТСКИЙ (от фр. reglement – правило) – правовой акт, в котором объединены и систематизированы нормы, детально определяющие внутреннюю структуру и порядок деятельности парламента. Регламент, как правило, принимается самим парламентом на основе и в соответствии с актом, определяющим правовой статус этого органа. Конституция РФ предусматривает принятие регламента каждой из палат Федерального Собрания (ч. 4 ст. 101) (см. также Обычай парламентский, Прецедент парламентский).

РЕШЕНИЕ ПАРЛАМЕНТСКОЕ – итог рассмотрения органом законодательной власти какого-либо вопроса. Решения могут быть по вопросам. Отнесенным к ведению органа; по вопросам организации его внутренней деятельности; по общеполитическим и социально-экономическим вопросам; по процедурным вопросам. Решением может называться и сам акт, в котором зафиксирован результат рассмотрения вопроса. В Федеральном Собрании решения палат оформляются постановлениями, по общеполитическим и социально-экономическим вопросам палаты выступают с заявлениями, обращениями.

РОСПУСК ПАРЛАМЕНТА – досрочное прекращение деятельности парламента с объявлением новых выборов, выступающее как форма ответственности парламента либо как средство разрешения политического конфликта между парламентом и правительством (правительственного кризиса). В двухпалатных парламентах роспуск, как правило, применяется к одной из палат. Согласно Конституции РФ роспуск возможен по отношению к Государственной Думе Федерального Собрания.

СЕССИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ (от лат. sessio – заседание) – период непосредственной работы парламента (сто палат), характеризующийся проведением пленарных заседаний, заседаний структурных образований парламента, осуществлением иных форм работы парламента. В течение срока своих полномочий парламент проводит несколько сессий, длительность которых определяется его регламентом. Как правило, в год проводятся две сессии – весенняя и осенняя. Различаются также очередные и внеочередные (чрезвычайные) сессии.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ – одна из двух палат Федерального Собрания, отражающая представительство субъектов РФ. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: но одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

СОЗЫВ – период, в течение которою парламент (палата) действует в данном избранном составе (см. также Легислатура).

СТАТУС ПАРЛАМЕНТАРИЯ – совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с замещением мандата представителя: осуществлением прав и обязанностей парламентария, его ответственностью, а также гарантиями деятельности.

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА – специализированный, постоянно действующий орган финансового контроля, формируемый парламентом и, как правило, подотчетный ему.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА – назначенное, как правило, парламентом должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – постоянно действующий представительный и законодательный орган Российской Федерации. Состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН – 1) понятие, охватывающее все законы, издаваемые на уровне Федерации (федеральные конституционные законы, федеральные законы); 2) обыкновенный закон – акт текущего законодательства, принимаемый но предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН – вид федерального закона,

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: