Тема 14. Методы исследования конкурентных преимуществ с помощью SWOT-анализа

                                                                                          

Цель: Ознакомить с содержанием методаSWOT-анализа и применением его на практике

План:

14.1. Смысл SWOT-анализа

14.2. Оценка конкурентной позиции турфирмы

 

Основные понятия: SWOT-анализ, внутренние сильные стороны, внутренние слабости, внешние благоприятные возможности, внешние угрозы

 

SWOT-анализ (СВОТ анализ) — метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории:

· 2 категории СВОТ (SWOT) анализа описывают предприятие изнутри- strengths (сильные стороны предприятия), weaknesses (слабые стороны предприятия);

· 2 другие категории СВОТ (SWOT) анализа описывают внешнюю среду для предприятия – opportunities (возможности для предприятия) и threats (угрозы для предприятия).

SWOT – это акроним слов S trengts (силы), W eaknesses (слабости), O pportunities (благоприятные возможности) и Т hreats (угрозы). Внутренняя обстановка компании отражается в основном в S и W, а внешняя – в О и Т.

В качестве основных факторов, SWOT-анализа выделяют:

· Потенциальные внутренние сильные стороны (S): четко проявляемая компетентность, адекватные финансовые источники, высокое искусство конкурентной борьбы, хорошее понимание потребителей, четко сформулированная стратегия, использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество, собственная уникальная технология, надежная сеть распределения, высокое искусство НИОКР и др.

· Потенциальные внутренние слабости (W): потеря некоторых аспектов компетентности, недоступность финансов, отсутствие анализа информации о потребителях, слабый участник рынка, отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации, высокая стоимость продукции, устарелая технология, потеря глубины и гибкости управления, слабая сеть распределения, слабые позиции в НИОКР и др.

· Потенциальные внешние благоприятные возможности (О): обслуживание дополнительных групп потребителей, ввод новых рыночных сегментов, расширение диапазона товаров, благодушие конкурентов, снижение торговых барьеров, благоприятные экономическая, политическая и социальная обстановки, доступность ресурсов и др.

· Потенциальные внешние угрозы (Т): ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения, увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей, ожесточение конкуренции, появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости, неблагоприятный сдвиг в курсах валют, усиление требований поставщиков, законодательное регулирование цены и др.

Хорошая стратегия требует опоры на сильные стороны: уникальные возможности дают фирме шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства, создают конкурентные преимущества на рынке, потенциально могут быть краеугольными камнями стратегии. С другой стороны, необходимо вмешательство в слабые стороны организации.

Стратегический стоимостный анализ фокусируется на относительной стоимостной позиции фирмы по отношению к ее соперникам. Первичным аналитическим подходом такого анализа является построение стоимостной цепи по отдельным действиям, показывающей картину накопления стоимости от сырья до цены конечных потребителей. Выделяют три главные области в цепи действия/издержки, где возможны наибольшие различия для конкурирующих фирм: область снабжения, передовые части каналов распределения, внутренняя деятельность компании.

Если фирма теряет конкурентоспособность в задней или передней частях цепи, то может изменять свои внутренние действия с целью восстановления конкурентоспособности. Когда источник потери конкурентоспособности по стоимости лежит во внутренних областях цепи, то целесообразны ревизия внутренних статей бюджета, попытка поднять производительность труда, инвестирование ресурсосберегающих технологических улучшений, модификация продукции с целью снижения ее стоимости, балансировка больших внутренних издержек экономией в передней и задней частях цепи.

Оценка конкурентной позиции фирмы позволяет определить насколько сильна сегодняшняя конкурентная позиция фирмы, какое изменение конкурентной позиции можно ожидать при использовании сегодняшней стратегии, каков ранг фирмы относительно ключевых соперников в каждом важном компоненте конкурентной силы и отраслевом ключевом факторе успеха, каковы перечень конкурентных преимуществ фирмы и возможность фирмы защищать свою позицию.

Для оценки конкурентной позиции фирмы используются балльные оценки по ключевым факторам успеха. При этом производится взвешивание оценок таких факторов для фирмы и ее соперников.

Общее правило: компания должна накапливать свои конкурентные сильные стороны и защищать свои конкурентные слабости, строя стратегию на сильных сторонах и предпринимая действия по устранению ситуации со слабостями. В то же самое время рейтинг сильных сторон соперников показывает, откуда можно ждать их атак и, наоборот, где они слабее. Если компания имеет конкурентные сильные стороны там, где соперники относительно слабы, то можно предпринять действия по эксплуатации этого обстоятельства.

При решении проблемы повышения доходности туризма элементы SWOT-анализа включают следующее.
Сильные стороны фирмы:
1. Наличие необходимых финансовых ресурсов.
2. Умение профессионально вести конкурентную борьбу.
3. Статус признанного лидера.
4. Полное использование технологического и маркетингового эффекта масштаба.
5. Наличие собственных технологий и стандартов.
6. Относительно низкие затраты.
7. Эффективная реклама.
8. Надежный и профессиональный менеджмент.
9. Эффективные производственные мощности.
10. Наличие потребности в услугах фирмы на потребительском рынке.
Слабые стороны фирмы:
1. Отсутствие четкой стратегии.
2. Устаревшие производственные мощности.
3. Низкая прибыльность.
4. Отсутствие навыков и профессионализма у работников предприятия.
5. Противоречия между элементами корпоративной культуры со стороны различных отделов.
6. Отставание в научно-исследовательских разработках.
7. Узкая продуктовая линия.
8. Неблагоприятный имидж фирмы на рынке.
9. Слабые каналы сбыта.
10. Высокие по отношению к конкурентам издержки производства.
11. Отсутствие финансовых и материальных ресурсов.
Возможности фирмы:
1. Обслуживание дополнительных групп потребителей, выход на новый рынок, расширение продуктовой линии.
2. Диверсификация услуг, вертикальная и горизонтальная интеграции.
3. Падение торговых барьеров.
4. Благодушие конкурентов.
5. Увеличение темпов роста рынка.
Угрозы фирме:
1. Вхождение на рынок сильного конкурента.
2. Рост продаж товаров-заменителей.
3. Снижение темпов роста рынка.
4. Неблагоприятные изменения в темпах роста курса валют.
5. Лоббирование.
6. Спад в экономике.
7. Изменения во вкусах потребителей,
8. Неблагоприятная демографическая ситуация.

Выводы: Методом стратегического планирования, используемым для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие, является метод SWOT-анализа. Все факторы делятся на четыре категории: 2 категории SWOT-анализа описывают предприятие изнутри: сильные стороны предприятия, слабые стороны предприятия; 2 другие категории SWOT-анализа описывают внешнюю среду для предприятия: возможности для предприятия и угрозы для предприятия.

Литература:

1. Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме. - М.: Академия, 2008. – 224с.

2. Основы научных исследований: учебное пособие / Шкляр М.Ф. – М.: Дашков и Ко, 2008. - 244с.

3. Основы научных исследований: учебник для технических вузов / Крутов В.И., Грушко И.М., Попов В.В. – М.: Высшая школа, 1989. - 400с.

4. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. – М.: Центр, 2006. – 397с.

5. Рузавин Г.И. Логика и методология научного поиска. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,1996.-328 с.

Тема 15. Методы прогнозирования при исследованиях в туризме

Цель: Ознакомить с сущностью и содержанием метода прогнозирования, применением его на практике

 

План:

15.1. Прогноз развития – важнейший инструмент управления сферой туризма

15.2. Характеристика методов прогнозирования

15.3. Методы расчета объема реализации туристских услуг в регионе

 

Основные понятия: методы экспертных оценок, метод экстраполяции, методы экономико-математического моделирования

 
При составлении прогнозов развития (в зависимости от ситуации) можно применять методы экспертных оценок, методы экстраполяции, методы регрессионного анализа и методы экономико-математического моделирования. 1. Методы экспертных оценок состоят в сборе и обобщении индивидуальных и коллективных мнений экспертов (специалистов той или иной отрасли знаний или деятельности), основанных на профессиональном научном и практическом опыте. Экспертиза позволяет выявить возможные направления развития различных отраслей экономики страны. Экспертные методы могут быть ориентированы как на получение мнений отдельных лиц, так и на работу коллективов компетентных специалистов. Коллективное рассмотрение проблем получило на практике наибольшее распространение. Объясняется это возможностью выявить путем опроса группы экспертов наиболее устойчивые и поэтому близкие к истине точки зрения и, кроме того, трудностями подбора высокоэрудированного эксперта, одинаково хорошо знающего все тонкости одной, пусть даже узкой проблемы. Оперирование коллективным мнением позволяет избежать ведомственного субъективизма и более независимо оценить явление или процесс. Рекомендуется составлять смешанные группы экспертов, привлекая для работы представителей заинтересованных министерств и ведомств. Экспертиза может проводиться либо методом открытого обсуждения выдвинутых проблем, либо анонимным опросом каждого эксперта. Соблюдение взаимной анонимности экспертов является непременным условием метода “Дельфи”. В основе дельфийского метода – анонимный опрос экспертов в несколько туров и их ознакомление с итоговыми результатами экспертизы после каждого тура опроса. Такой порядок заботы обеспечивает возможность эксперту подтвердить высказанную им ранее точку зрения или отказаться от нее и присоединиться к мнению большинства специалистов. “Закрытый” характер опросов, исключающий прямые контакты экспертов, уменьшает влияние на принятие окончательного решения эксперта некоторых психологических факторов (авторитет коллег, служебное положение отдельных экспертов, боязнь высказать парадоксальную идею и оказаться “белой вороной”, нежелание в присутствии коллег отказаться от прежнего мнения). Достоинство – позволяет проводить качественный анализ рассматриваемой проблемы в условиях нестабильной экономической ситуации и ограниченной информации об объекте исследования. Недостатки – для объективной оценки состояния объекта исследования требует подбора 20 – 30 высококомпетентных специалистов. Использовать методы экспертных оценок с целью получения конкретных количественных показателей можно только в редких случаях. 2 Метод экстраполяции основан на глубоком исследовании закономерностей и тенденций, имевших место в прошлом, а также современных тенденций и распространение их на ближайшее будущее. Он исходит из наличия определенной инерции в развитии экономических процессов. Для того чтобы получить объективное представление об изучаемом явлении, правильно оценить тенденции и закономерности, необходимо изучить поведение исследуемого объекта за сравнительно продолжительное время. Достоинство – способствует получению наибольшей точности окончательных результатов исследования. Недостатки – требует относительно длительный и стабильный период исследования, а также надежность статистической информации. 3 Методы экономико-математического моделирования состоят в описании экономических процессов в форме количественных взаимосвязей различного типа. С помощью моделирования можно установить и количественно отразить взаимосвязь нескольких определяющих факторов. В современных условиях метод экономико-математического моделирования является практически единственным, на основе которого можно осуществлять расчеты потребления по полному перечню платных услуг и оптово-розничной реализации. Наибольшее распространение в экономико-математическом моделировании получил метод, основанный на применении принципов корреляционного и регрессивного анализа. Для построения такого типа моделей выявляются важнейшие факторы потребления, устанавливается степень их влияния и форма математического выражения этих связей. Достоинства: не требует высококомпетентных специалистов и имеет широкий диапазон применения. Недостатки: недостаточная точность информации сплошной статистической отчетности и материалов бюджетной статистики, на которых основывается разработка экономико-математических моделей, вносит определенную погрешность в результаты расчета. Кратко описав основные характеристики методов прогнозирования, перейдем к конкретным моделям расчета объемов реализации различных отраслевых групп платных услуг. При этом надо учитывать, что прогнозные оценки только тогда могут служить правильным ориентиром, когда они базируются на достоверной и полной информации. Это положение является единым для любого прогноза. Поэтому подготовка прогноза должна непременно начинаться с глубокого анализа исходной информации, изучения ее сильных и слабых сторон. Ошибочно предполагать, что при прогнозировании потребления услуг (равно как и товаров) достаточно располагать сведениями о фактическом их потреблении, фиксируемыми в государственной статистической отчетности. Важно смоделировать вариант (отдельно для каждого вида услуг) развития в конкретной ситуации, установить связь спроса с формирующими его факторами, выявить региональные и другие особенности потребления. 4 Методы расчета объема реализации туристских услуг в регионе 4.1. Международный туризм Туристская фирма для осуществления приема иностранных туристов и отправки казахстанских туристов за рубеж, как правило, заключает договор с иностранной туристской фирмой по безвалютному обмену туристскими группами на двухсторонней основе. Расчеты при такой форме обмена осуществляются посредством уравнивания туродней, запрограммированных протоколом или соглашением, и валютного обмена туристскими группами с проведением расчетов согласно договорам между странами в валюте. При этом туристская услуга носит комплексный характер, т.е. в нее входит оплата услуг гостиницы, предприятий питания, пассажирского транспорта, экскурсионного обслуживания. Приведем пример расчета объема туристских услуг, оказываемых турфирмами, специализирующимися на международном (выездном и въездном) туризме. Общий объем услуг турфирм, обслуживающих выезд казахстанских граждан за рубеж, можно рассчитать по формуле. Средняя стоимость тура определяется по нижней ценовой границе, которая на берется на основании рекламной информации. Выезд за рубеж казахстанских граждан с целью туризма и прибытие с аналогичной целью иностранных граждан ежегодно публикуется в сборниках, на основании пограничной статистики. При соблюдении условного паритета в предоставлении сторонами (турфирмами) количества услуг за определенный период времени (как правило, за календарный год) можно предположить, что объем услуг по обслуживанию въезда иностранных граждан в Казахстан приближенно будет равняться объему услуг по выезду казахстанских граждан за рубеж. Следовательно, можно определить общий объем международного туризма. При расчете объема международного туризма необходимо учитывать неорганизованных туристов, посещающих различные страны по “серым” приглашениям. 4.2. Внутренний туризм Развитие туризма, как отрасли, характеризуется системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности. Естественно в различных регионах по-разному развит туристический комплекс, в связи с этим затруднительно разработать единую методику оценки объемов внутреннего туризма. Приведем пример расчета объема внутреннего туризма в отдельно взятом регионе. Необходимыми для расчета показателями являются: число санаторно-курортных организаций и баз отдыха, число гостиниц (включая количество койко-мест, режим работы и среднюю стоимость пребывания в день), количество размещенных лиц, доходы от размещения туристов, количество сезонных дней. На основании вышеперечисленных факторов, приведем пример расчета объема услуг внутреннего туризма в регионе. 1. Определяем мощность коечного фонда организаций размещения, работающих круглогодично 3. Определяем количество туристов, отдохнувших в официальных предприятиях размещения 4. С помощью экспертной оценки на основе данных о пассажирообороте (исключив транзитный проезд и внутреннее сообщение) определяем количество неорганизованных лиц, посетивших регион.

Выводы: При составлении прогнозов развития (в зависимости от ситуации) можно применять методы экспертных оценок, методы экстраполяции, методы регрессионного анализа и методы экономико-математического моделирования.

 

Литература:

1.Дурович А.П. Организация туризма. - СПб.: Питер, 2009. – 284с.

2. Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме. - М.: Академия, 2008. – 224с.

3. Основы научных исследований: учебное пособие / Шкляр М.Ф. – М.: Дашков и Ко, 2008. - 244с.

4. Основы научных исследований: учебник для технических вузов / Крутов В.И., Грушко И.М., Попов В.В. – М.: Высшая школа, 1989. - 400с.

5. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. – М.: Центр, 2006. – 397с.

6. Андреев Г.И. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 272с.

7. Рузавин Г.И. Логика и методология научного поиска. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1996. – 328 с








































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: