Необходимость государственного регулирования экономики страны
Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.
Прерогатива государства — обеспечение надлежащего порядка в стране и ее национальной безопасности, что, в свою очередь, служит основой для развития предпринимательства и экономики.
Создание правовой основы.
Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т.д.
2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности.
Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики
3. Стабилизация и подъем национальной экономики.
Под стабилизацией понимается устойчивое развитие экономики, т.е. когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне мосновные макроэкономические показатели: объем валового национального продукта (ВНП) и национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др.
Инфляция вызывает следующие негативные последствия:
· снижение конкурентоспособности национальных товаров (приводит к дефициту платежного баланса, упадку промышленного производства, росту безработицы);
· отток денег из страны, особенно иностранной валюты (может положить начало валютной спекуляции);
· девальвация валюты (приводит к повышению цен на импортные товары и усиливает тем самым общий рост цен);
· обесценение сбережений граждан;
· снижение инвестиционной активности и др.
4. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий.
Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др
5. Защита конкуренции.
Поэтому государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции. При конкуренции покупатели — это хозяева; рынок — их агент, а предприятие — их слуга. В условиях монополии ситуация резко изменяется, и покупатель вместо хозяина превращается в слугу.
6. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства. т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и т.д. Для выполнения этих и других функций государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.
3. Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны, принимая и корректируя соответствующие законодательные акты и постановления, а также проводя определенную экономическую политику.
рычаги, используемые государством для регулирования экономики:
налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.
Административные методы:
естественная государственная монополия (железнодорожный транспорт, связь, фундаментальная наука);
• охрана окружающей среды и использование ресурсов;
• сертификация, стандартизация, метрология;
• социальная политика, прежде всего, — это определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособий по безработице и т.д.).
■ Фискальная
■ Кредитно-денежная политика
■ Научно-техническая политика
■ Амортизационная политика
■ Инвестиционная политика
■ Государственное предпринимательство
■ Прогнозирование, планирование и регулирование
■ Ценообразование
4. В теории оценки недвижимости для обозначения недвижимости как физического актива, используют термин земельный участок. Земельный участок - это часть поверхности, которая имеет фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю.
Отличительные особенности земельных участков от других объектов оценки:
1. Земля является природным ресурсом, который невозможно свободно воспроизвести в отличие от других объектов недвижимости.
2. При оценке всегда необходимо учитывать возможность многоцелевого использования земли.
3. Земельный фонд выступает основой формирования среды проживания населения страны и обеспечивает экологическую безопасность. Поэтому государство регулирует использование земли одновременно как природного, так и хозяйственного объекта.
4. К стоимости земельных участков не применяются понятия физического и функционального износа, поскольку срок эксплуатации земельных участков не ограничен. Поэтому стоимость земли, количество которой ограничено, со временем, как правило, увеличивается.
5. Земля обладает двойственной природой и может рассматриваться как природный ресурс или некая территория, используемая для разных целей, и как объект недвижимости, имущественные права на который могут выступать в качестве товара.
К особенностям земли как товара относится: ее ограниченность и невосполнимость, как природного ресурса, долговечность, возможность многофункционального использования, уникальность и невозможность перемещения, то есть недвижимость.
Во-первых - земля является бесплатным даром природы, что делает рентабельным любые операции с ней.
Во-вторых – земля как фактор производства незаменима, т.е. вместо нее невозможно использовать какие-либо иные средства производства.
В-третьих – количество земли ограничено и она, в конечном счете, является невосполнимым ресурсом. Хотя, некоторые ее свойства – например плодородие - может восстанавливаться и даже улучшаться при соответствующих инвестициях.
В-четвертых - географическое положение, климат, другие природные условия, тип почвы, присутствие полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов определяет качественный характер земли, обладающий различной продуктивностью.
В-пятых - земельный участок не может быть перемещен в другое место или заменен другим участком. Необходимость использования земельных участков там, где они размещаются, и их различное качество делают каждый из них уникальным.
В-шестых – земля как пространство, территория не исчезает со временем, не подвержена физическому старению, не разрушается и, при соответствующих условиях пользования, может использоваться практически вечно.
6. Разрешенное использование земельного участка - это использование его с учетом целевого назначения, установленного органами власти, ограничений и обременений по:
• плотности, высоте и глубине застройки в соответствии с градостроительными нормами и правилами;
• размещению социально-культурных, жилищно-бытовых, промышленных и других зданий и сооружений в соответствующих зонах;
• способам использования земельного участка и запрещению приемов, ведущих к снижению плодородия почв или ухудшению окружающей среды;
• предельно допустимым нормам нагрузки на природную среду и сохранению земельных насаждений;
• видам деятельности, оказывающим отрицательное влияние на здоровье человека или его безопасность и др.