Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания

Существует большое количество исследований каждой из этих сторон процесса межличностного восприятия. Естественно, что иден­тификация понимается здесь не в том ее значении, как она первона­чально интерпретировалась в системе психоанализа. В контексте изу­чения межличностного восприятия идентификация обозначает тот простой эмпирический факт, установленный в ряде экспериментов," что простейший способ понимания другого человека есть уподобле­ние себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реаль­ном общении между собой люди часто пользуются этим способом: предположение о внутреннем состоянии партнера по общению стро­ится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией, которая в контек­сте изучения межличностного восприятия тоже выступает как один из способов понимания другого человека, хотя и весьма специфи­чески: слово «понимание» здесь используется метафорически, ибо в действительности речь идет о способности человека эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Механизмы эмпатии и идентификации в определенных чертах сходны: и там и здесь присут­ствует умение поставить: себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения; Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зре­ния не означает обязательного отождествления себя с другим чело­веком. Отождествление имеет место в том случае, когда поведение строится так, как его строит «другой». Проявление же эмпатии озна­чает, что линия поведения другого принимается в расчет, к ней про­является сочувствие (или сопереживание), но своя собственная стра­тегия поведения строится совсем по-другому. Одно дело понять вос­принимаемого человека, встав на его позицию, другое дело - понять его (сопереживать ему), приняв, в расчет его точку зрения. Безотносительно к тому, какой из этих двух вариантов понима­ния исследуется (а каждый из них имеет свою собственную тради­цию изучения), требует своего решения еще один вопрос: как будет в каждом случае тот, «другой» воспринимать меня, донимать линию моего поведения. Иными словами, в процесс взаимного восприятия людьми друг друга обязательно вмешивается явление рефлексии. Здесь термин «рефлексия» употребляется не в том значении, в котором он обычно употребляется в философии; здесь под рефлексией понима­ется осознание каждым из участников процесса межличностного вос­приятия того,; как он воспринимается своим партнером по общению. Это не просто знание другого, понимание другого, но знание того, как другой знает (понимает) меня, своеобразный удвоенный про­цесс зеркальных отражений друг друга, содержанием которого является «воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, Прячем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внут­ренний мир первого исследователя».

       Изучение этих явлений, конечно, относится к познанию меха­низма процесса межличностного восприятия, но несмотря на солидное количество исследований названных проблем, все же общая характеристика процесса оставалась довольно описательной. Лишь усилия последних лет продвинули вперед наши знания об этом процес­се, выявив в нем то специфическое, что отличает содержание межличностного восприятия от процессов восприятия физических объектов. Хотя уже в самом начале исследований в обла­сти социальной перцепции имели место попытки вычленить это спе­цифическое, существенный шаг был сделан лишь в связи с «откры­тием» феномена каузальной атрибуции. Предположение о том, что специфика восприятия человека человеком заключается во включе­нии момента причинной интерпретации поведения другого человека,, Привело к построению целого ряда схем, претендующих на раскрытие механизма такой интерпретации. Совокупность теоретических по­строений и экспериментальных исследований, посвященных этим воп­росам, получила название области каузальной атрибуции. Исследования каузальной атрибуции в широком смысле слова рас­сматриваются как изучение попыток «рядового человека», «человека с улицы» понять причину и следствие тех событий, свидетелем которых он является.

Иными словами, акцент делается на так называемой «наивной | психологии», на ее интерпретациях «своего» и «чужого» поведения. Родоначальником исследований по каузальной атрибуции является Хайдер, впервые сформулировавший и саму идею каузальной ат­рибуции и давший систематическое описание различных схем, которыми пользуется человек при построении причинного объяснения доведения другого человека. Из других авторов, работающих в этой области, наиболее значительные исследования проводили Э. Джонс К. Дэвис, а также Г. Келли. По мере развития идей каузальной атри­буции изменялось первоначальное содержание концепции. Если речь шла лишь о способах приписывания причин поведения, то теперь исследуют способы приписывания более широкого класса характеристик: интенций, чувств, качеств личности. Однако основной тезис остается неизменным: люди, познавая друг друга, стремятся к признанию причин поведения и вообще причинных зависимостей окружающего их мира. При этом они, естественно, опираются на ту информацию, которую могут получить об этих явлениях. Однако, поскольку сплошь и рядом этой информации оказывается недостаточной, а потребность сделать причинный вывод остается, человек в такой ситуации начинает не столько искать истинные причины, сколько приписывать их интересующему его социальному объекту.

Таким образом, содержанием процесса познания другого челове­ка становится процесс этого приписывания, т.е. каузальная атрибу­ция. Сегодня среди исследователей межличностного восприятия су­ществует мнение, что открытие явления каузальной атрибуции озна­чает важнейший шаг по пути развития знаний о процессах межличностного восприятия.

   

 

Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская

Исследования малой группы в отечественной и зарубежной социальной психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: