(познание)
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
закрыть правый глаз | закрыть правый глаз | закрыть правый глаз | |||
закрыть левый глаз | закрыть левый глаз | закрыть левый глаз | |||
поднять брови | поднять брови | прищурить глаза | |||
нахмурить брови | нахмурить брови | поднять брови | |||
наморщить нос | надуть щёки | нахмурить брови | |||
надуть щёки | втянуть щёки | надуть правую щёку | |||
наморщить нос | надуть левую щёку | ||||
втянуть правую щёку | |||||
втянуть левую щёку |
Сглаженность носогубных складок___________________
СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
(здоровье)
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
наличие движений | наличие движений | наличие движений | |||
тонус | тонус | тонус | |||
объём | объём | объём | |||
способность к переключению | способность к переключению | способность к переключению | |||
синкинезии | синкинезии | синкинезии | |||
тремор | тремор | тремор | |||
саливация | саливация | саливация | |||
отклонение кончика языка | отклонение кончика языка | отклонение кончика языка |
|
|
Движение нижней челюсти
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
открыть и закрыть рот |
| открыть и закрыть рот | открыть и закрыть рот | ||
двигать нижней челюстью вправо и влево | двигать нижней челюстью вправо и влево |
Движения губ
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
«улыбка» | «улыбка» | «улыбка» | |||
«трубочка» | «трубочка» | «трубочка» | |||
«улыбка - трубочка» | «улыбка - трубочка» | ||||
поднять верхнюю губу | |||||
опустить нижнюю губу | |||||
одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю губу |
Движения языка
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
«лопата» | «лопата» | «лопата» | |||
«жало» | «жало» | «жало» | |||
«качели» | «лопата – жало» | «лопата – жало» | |||
«маятник» | «качели» | «качели» | |||
«маятник» | «маятник» | ||||
«чашечка» | |||||
«вкусное варенье» |
Мягкое нёбо
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
широко открыть рот и зевнуть | широко открыть рот и зевнуть | широко открыть рот и зевнуть | |||
покашлять с открытым ртом | покашлять с открытым ртом | покашлять с открытым ртом | |||
произнести [А] с широко открытым ртом | произнести [А] с широко открытым ртом | произнести [А] с широко открытым ртом |
СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
|
|
(здоровье)
Губы: тонкие, излишне толстые, напряжённые, вялые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы, послеоперационные рубцы __________________________
Зубы: сврхкоплектность, отсутствие _______________________________________
редкие, мелкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, низкие, высокие _______
Прикус: прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый (односторонний, двусторонний), перекрёстный _ _____________________________________________
Твёрдое нёбо: высокое (готическое), низкое, плоское, излишне низкое, расщелина (сквозная, сумбукозная, полная, неполная, одно – или двухсторонняя) ____________
Мягкое нёбо: укороченное, подтянутое (закрытая назализация – «насморк» п\бульбарный синдром), вялое, провисшее, раздвоенное ________________________
расщелина, рубцовые изменения нёба и боковых стенок глотки__________________
Маленький язычок: укорочен, раздвоен, асимметричен, сросся с краем нёба, отсутствует___________________________________________________________________
Язык: массивный, длинный, узкий, маленький, бледный, кровенаполненный, «географический», вялый, распластанный, напряжённы (передняя часть спинки, средняя, корень), поза «комком», неравномерный мышечный тонус (в покое подрагивает, извивается), ассиметричный (слабее развита правая, левая сторона)_________________
кончик языка: слабовыражен, раздвоен, подтянут вниз, напряжён, вялый тонус мышц, ассиметрично отклонён______________________________________________
Подъязычная связка: короткая, укороченная, толстая, утолщённая, послеоперационный узел_______________________________________________________________
Челюсти (прогения, прогнатия) _ ___________________________________________
СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
(образовательная область)
Года, 5 лет, 6 лет
[б], [п], [м] | [в], [ф] | [д], [т], [н] | [г], [к], [х] | [й] | [с], [з], [ц] | [с’], [з’] | [ш], [ж] | [ч], [щ] | [л], [л’] | [р], [р’] | |||||||||||||||
и | |||||||||||||||||||||||||
с | |||||||||||||||||||||||||
ф |
и – изолированное произношение
с – произношение звука в словах
ф – произношение звука во фразах
СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ
(4 года, 5лет, 6 лет)
(познание)
Особенности дыхания
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)______________________________________________________________
Объём дыхания (достаточный, недостаточный)________________________________
Речевой выдох (количество слов на выдохе)
Направление голосидвигательной струи при речи______________________________
Характеристика голоса
Особенности (высокий, повышается на некоторых звуках, крикливый, хриплый, глухой, слабый, сдавленный) _______________________________________________
Громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком, глухой, монотонный)
ДИНАМИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ
(4 года, 5лет, 6 лет)
(здоровье)
Темп речи (нормальный, ускоренный, замедленный)
Ритм (нормальный, неровный, аритмия)
Паузация (правильность употребления пауз)__________________________________
Употребление основных видов интонации____________________________________
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ
(образовательная область)
Изолированные слова
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Кот | Самолёт | Тротуар | |||
Вода | Скворец | Градусник | |||
Стук | Фотограф | Фотоаппарат | |||
Мост | Микстура | Экскаватор | |||
Спина | Парашютист | Виолончелист | |||
Банка | Погремушка | Регулировщик | |||
Фантик | Космонавт | Февраль | |||
Тропинка | Полотенце | Милиционер |
Словосочетания и предложения
|
|
5 лет | 6 лет | ||
Мальчики слепили снеговика | Волосы подстригают в парикмахерской | ||
Аквариум поставили на подоконник | Водопроводчик чинит водопровод | ||
Мотоциклист едет на мотоцикле | На стройку приехал самосвал |
СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
(образовательная область)
Повторение слогов с оппозиционными звуками
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
ПА-БА | БА-ПА-БА | СА-ША-СА | |||
БА-ПА | ПА-БА-ПА | ША-СА-ША | |||
ГА-КА | ДА-ТА-ДА | СА-ЦА-СА | |||
КА-ГА | ТА-ДА-ТА | ЦА-СА-ЦА | |||
ДА-ТА | ГА-КА-ГА | ЧА-ТЯ-ЧА | |||
ТА-ДА | КА-ГА-КА | ТЯ-ЧА-ТЯ | |||
МА-БА | ЗА-СА-ЗА | ЩА-ЧА-ЩА | |||
БА-МА | СА-ЗА-СА | ЧА-ЩА-ЧА | |||
ВА-КА | ЖА-ША-ЖА | ЩЯ-СЯ-ЩА | |||
КА-ВА | ША-ЖА-ША | СЯ-ЩА-СЯ | |||
НЯ-НА | ТА-ТЯ-ТА | ЛА-ЛЯ-ЛА | |||
НА-НЯ | ТЯ-ТА-ТЯ | ЛЯ-ЛА-ЛЯ |
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам)
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Кот – кит | Почка – бочка | Пашня – башня | |||
Дом – дым | Трава – дрова | Катушка – кадушка | |||
Мышка – мишка | Корка – горка | Крот – грот | |||
Уточка – удочка | Сова – софа | Мышка – мошка |
Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (показать картинки)
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Коса – коза | Суп – зуб | Собор – забор | |||
Кочка – кошка | Чёлка – щёлка | Касса – каша | |||
Миска – мишка | Сайка – чайка | Сук – жук | |||
Малина – Марина | Галка – галька | Лук – люк |
СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
(образовательная область)
Года
Определение наличия звука в словах (звука [р]. Поиграть, узнать рычит ли собачка в словах или нет)
Майка | Санки | ||
Шапка | Пирамидка | ||
Рыба | Рак | ||
корова | лимон |
Лет
Выделение первого ударного гласного в словах
утка | астра | ||
аист | осень | ||
овощи | иглы | ||
Иван | уши |
Лет – 6 лет
|
|
Выделение последнего согласного в словах
5 лет | 6 лет | ||
дом | лимон | ||
мак | сироп | ||
кит | грач | ||
банан | малыш | ||
петух | лещ |
Подбор слов на заданный звук
5 лет | 6 лет | ||
Б | Б | ||
М | М | ||
П | П |
Лет
Выделение начального согласного из слов
мост | банка | ||
пол | тапки | ||
вода | чайник | ||
дом | щётка |
Определение последовательности звуков в слове
кот | вата | ||
дом | лапа | ||
нос | рыба | ||
суп | шина |
Определение количества звуков в словах
нос | ваза | ||
бык | батон | ||
кит | банка |