(познание)
| 4 года | 5 лет | 6 лет | |||
| закрыть правый глаз | закрыть правый глаз | закрыть правый глаз | |||
| закрыть левый глаз | закрыть левый глаз | закрыть левый глаз | |||
| поднять брови | поднять брови | прищурить глаза | |||
| нахмурить брови | нахмурить брови | поднять брови | |||
| наморщить нос | надуть щёки | нахмурить брови | |||
| надуть щёки | втянуть щёки | надуть правую щёку | |||
| наморщить нос | надуть левую щёку | ||||
| втянуть правую щёку | |||||
| втянуть левую щёку | |||||
Сглаженность носогубных складок___________________
СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
(здоровье)
| 4 года | 5 лет | 6 лет | |||
| наличие движений | наличие движений | наличие движений | |||
| тонус | тонус | тонус | |||
| объём | объём | объём | |||
| способность к переключению | способность к переключению | способность к переключению | |||
| синкинезии | синкинезии | синкинезии | |||
| тремор | тремор | тремор | |||
| саливация | саливация | саливация | |||
| отклонение кончика языка | отклонение кончика языка | отклонение кончика языка | |||
Движение нижней челюсти
| 4 года | 5 лет | 6 лет | |||
| открыть и закрыть рот |
| открыть и закрыть рот | открыть и закрыть рот | ||
| двигать нижней челюстью вправо и влево | двигать нижней челюстью вправо и влево | ||||
Движения губ
| 4 года | 5 лет | 6 лет | |||
| «улыбка» | «улыбка» | «улыбка» | |||
| «трубочка» | «трубочка» | «трубочка» | |||
| «улыбка - трубочка» | «улыбка - трубочка» | ||||
| поднять верхнюю губу | |||||
| опустить нижнюю губу | |||||
| одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю губу | |||||
Движения языка
| 4 года | 5 лет | 6 лет | |||
| «лопата» | «лопата» | «лопата» | |||
| «жало» | «жало» | «жало» | |||
| «качели» | «лопата – жало» | «лопата – жало» | |||
| «маятник» | «качели» | «качели» | |||
| «маятник» | «маятник» | ||||
| «чашечка» | |||||
| «вкусное варенье» | |||||
Мягкое нёбо
| 4 года | 5 лет | 6 лет | |||
| широко открыть рот и зевнуть | широко открыть рот и зевнуть | широко открыть рот и зевнуть | |||
| покашлять с открытым ртом | покашлять с открытым ртом | покашлять с открытым ртом | |||
| произнести [А] с широко открытым ртом | произнести [А] с широко открытым ртом | произнести [А] с широко открытым ртом | |||
СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
(здоровье)
Губы: тонкие, излишне толстые, напряжённые, вялые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы, послеоперационные рубцы __________________________
Зубы: сврхкоплектность, отсутствие _______________________________________
редкие, мелкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, низкие, высокие _______
Прикус: прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый (односторонний, двусторонний), перекрёстный _ _____________________________________________
Твёрдое нёбо: высокое (готическое), низкое, плоское, излишне низкое, расщелина (сквозная, сумбукозная, полная, неполная, одно – или двухсторонняя) ____________
Мягкое нёбо: укороченное, подтянутое (закрытая назализация – «насморк» п\бульбарный синдром), вялое, провисшее, раздвоенное ________________________
расщелина, рубцовые изменения нёба и боковых стенок глотки__________________
Маленький язычок: укорочен, раздвоен, асимметричен, сросся с краем нёба, отсутствует___________________________________________________________________
Язык: массивный, длинный, узкий, маленький, бледный, кровенаполненный, «географический», вялый, распластанный, напряжённы (передняя часть спинки, средняя, корень), поза «комком», неравномерный мышечный тонус (в покое подрагивает, извивается), ассиметричный (слабее развита правая, левая сторона)_________________
кончик языка: слабовыражен, раздвоен, подтянут вниз, напряжён, вялый тонус мышц, ассиметрично отклонён______________________________________________
Подъязычная связка: короткая, укороченная, толстая, утолщённая, послеоперационный узел_______________________________________________________________
Челюсти (прогения, прогнатия) _ ___________________________________________
СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
(образовательная область)
Года, 5 лет, 6 лет
| [б], [п], [м] | [в], [ф] | [д], [т], [н] | [г], [к], [х] | [й] | [с], [з], [ц] | [с’], [з’] | [ш], [ж] | [ч], [щ] | [л], [л’] | [р], [р’] | |||||||||||||||
| и | |||||||||||||||||||||||||
| с | |||||||||||||||||||||||||
| ф | |||||||||||||||||||||||||
и – изолированное произношение
с – произношение звука в словах
ф – произношение звука во фразах
СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ
(4 года, 5лет, 6 лет)
(познание)
Особенности дыхания
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)______________________________________________________________
Объём дыхания (достаточный, недостаточный)________________________________
Речевой выдох (количество слов на выдохе)
Направление голосидвигательной струи при речи______________________________
Характеристика голоса
Особенности (высокий, повышается на некоторых звуках, крикливый, хриплый, глухой, слабый, сдавленный) _______________________________________________
Громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком, глухой, монотонный)
ДИНАМИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ
(4 года, 5лет, 6 лет)
(здоровье)
Темп речи (нормальный, ускоренный, замедленный)
Ритм (нормальный, неровный, аритмия)
Паузация (правильность употребления пауз)__________________________________
Употребление основных видов интонации____________________________________
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ
(образовательная область)
Изолированные слова
| 4 года | 5 лет | 6 лет | |||
| Кот | Самолёт | Тротуар | |||
| Вода | Скворец | Градусник | |||
| Стук | Фотограф | Фотоаппарат | |||
| Мост | Микстура | Экскаватор | |||
| Спина | Парашютист | Виолончелист | |||
| Банка | Погремушка | Регулировщик | |||
| Фантик | Космонавт | Февраль | |||
| Тропинка | Полотенце | Милиционер | |||
Словосочетания и предложения
| 5 лет | 6 лет | ||
| Мальчики слепили снеговика | Волосы подстригают в парикмахерской | ||
| Аквариум поставили на подоконник | Водопроводчик чинит водопровод | ||
| Мотоциклист едет на мотоцикле | На стройку приехал самосвал | ||
СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
(образовательная область)
Повторение слогов с оппозиционными звуками
| 4 года | 5 лет | 6 лет | |||
| ПА-БА | БА-ПА-БА | СА-ША-СА | |||
| БА-ПА | ПА-БА-ПА | ША-СА-ША | |||
| ГА-КА | ДА-ТА-ДА | СА-ЦА-СА | |||
| КА-ГА | ТА-ДА-ТА | ЦА-СА-ЦА | |||
| ДА-ТА | ГА-КА-ГА | ЧА-ТЯ-ЧА | |||
| ТА-ДА | КА-ГА-КА | ТЯ-ЧА-ТЯ | |||
| МА-БА | ЗА-СА-ЗА | ЩА-ЧА-ЩА | |||
| БА-МА | СА-ЗА-СА | ЧА-ЩА-ЧА | |||
| ВА-КА | ЖА-ША-ЖА | ЩЯ-СЯ-ЩА | |||
| КА-ВА | ША-ЖА-ША | СЯ-ЩА-СЯ | |||
| НЯ-НА | ТА-ТЯ-ТА | ЛА-ЛЯ-ЛА | |||
| НА-НЯ | ТЯ-ТА-ТЯ | ЛЯ-ЛА-ЛЯ | |||
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам)
| 4 года | 5 лет | 6 лет | |||
| Кот – кит | Почка – бочка | Пашня – башня | |||
| Дом – дым | Трава – дрова | Катушка – кадушка | |||
| Мышка – мишка | Корка – горка | Крот – грот | |||
| Уточка – удочка | Сова – софа | Мышка – мошка | |||
Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (показать картинки)
| 4 года | 5 лет | 6 лет | |||
| Коса – коза | Суп – зуб | Собор – забор | |||
| Кочка – кошка | Чёлка – щёлка | Касса – каша | |||
| Миска – мишка | Сайка – чайка | Сук – жук | |||
| Малина – Марина | Галка – галька | Лук – люк | |||
СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
(образовательная область)
Года
Определение наличия звука в словах (звука [р]. Поиграть, узнать рычит ли собачка в словах или нет)
| Майка | Санки | ||
| Шапка | Пирамидка | ||
| Рыба | Рак | ||
| корова | лимон |
Лет
Выделение первого ударного гласного в словах
| утка | астра | ||
| аист | осень | ||
| овощи | иглы | ||
| Иван | уши |
Лет – 6 лет
Выделение последнего согласного в словах
| 5 лет | 6 лет | ||
| дом | лимон | ||
| мак | сироп | ||
| кит | грач | ||
| банан | малыш | ||
| петух | лещ | ||
Подбор слов на заданный звук
| 5 лет | 6 лет | ||
| Б | Б | ||
| М | М | ||
| П | П | ||
Лет
Выделение начального согласного из слов
| мост | банка | ||
| пол | тапки | ||
| вода | чайник | ||
| дом | щётка |
Определение последовательности звуков в слове
| кот | вата | ||
| дом | лапа | ||
| нос | рыба | ||
| суп | шина |
Определение количества звуков в словах
| нос | ваза | ||
| бык | батон | ||
| кит | банка |






