Состояние мимической мускулатуры

(познание)

4 года

5 лет

6 лет

закрыть правый глаз   закрыть правый глаз   закрыть правый глаз  
закрыть левый глаз   закрыть левый глаз   закрыть левый глаз  
поднять брови   поднять брови   прищурить глаза  
нахмурить брови   нахмурить брови   поднять брови  
наморщить нос   надуть щёки   нахмурить брови  
надуть щёки   втянуть щёки   надуть правую щёку  
    наморщить нос   надуть левую щёку  
        втянуть правую щёку  
        втянуть левую щёку  

Сглаженность носогубных складок___________________

СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

(здоровье)

4 года

5 лет

6 лет

наличие движений   наличие движений   наличие движений  
тонус   тонус   тонус  
объём   объём   объём  
способность к переключению   способность к переключению   способность к переключению  
синкинезии   синкинезии   синкинезии  
тремор   тремор   тремор  
саливация   саливация   саливация  
отклонение кончика языка   отклонение кончика языка   отклонение кончика языка  

        

Движение нижней челюсти

4 года

5 лет

6 лет

открыть и закрыть рот

 

открыть и закрыть рот   открыть и закрыть рот  
двигать нижней челюстью вправо и влево   двигать нижней челюстью вправо и влево  

    Движения губ

4 года

5 лет

6 лет

«улыбка»   «улыбка»   «улыбка»  
«трубочка»   «трубочка»   «трубочка»  
    «улыбка - трубочка»   «улыбка - трубочка»  
        поднять верхнюю губу  
        опустить нижнюю губу  
        одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю губу  

Движения языка

4 года

5 лет

6 лет

«лопата»   «лопата»   «лопата»  
«жало»   «жало»   «жало»  
«качели»   «лопата – жало»   «лопата – жало»  
«маятник»   «качели»   «качели»  
    «маятник»   «маятник»  
        «чашечка»  
        «вкусное варенье»  

    Мягкое нёбо

4 года

5 лет

6 лет

широко открыть рот и зевнуть   широко открыть рот и зевнуть   широко открыть рот и зевнуть  
покашлять с открытым ртом   покашлять с открытым ртом   покашлять с открытым ртом  
произнести [А] с широко открытым ртом   произнести [А] с широко открытым ртом   произнести [А] с широко открытым ртом  

СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

(здоровье)

Губы: тонкие, излишне толстые, напряжённые, вялые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы, послеоперационные рубцы __________________________

Зубы: сврхкоплектность, отсутствие _______________________________________

редкие, мелкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, низкие, высокие _______

Прикус: прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый (односторонний, двусторонний), перекрёстный _ _____________________________________________

Твёрдое нёбо: высокое (готическое), низкое, плоское, излишне низкое, расщелина (сквозная, сумбукозная, полная, неполная, одно – или двухсторонняя) ____________

Мягкое нёбо: укороченное, подтянутое (закрытая назализация – «насморк» п\бульбарный синдром), вялое, провисшее, раздвоенное ________________________

расщелина, рубцовые изменения нёба и боковых стенок глотки__________________

Маленький язычок: укорочен, раздвоен, асимметричен, сросся с краем нёба, отсутствует___________________________________________________________________

Язык: массивный, длинный, узкий, маленький, бледный, кровенаполненный, «географический», вялый, распластанный, напряжённы (передняя часть спинки, средняя, корень), поза «комком», неравномерный мышечный тонус (в покое подрагивает, извивается), ассиметричный (слабее развита правая, левая сторона)_________________

кончик языка: слабовыражен, раздвоен, подтянут вниз, напряжён, вялый тонус мышц, ассиметрично отклонён______________________________________________

Подъязычная связка: короткая, укороченная, толстая, утолщённая, послеоперационный узел_______________________________________________________________

Челюсти (прогения, прогнатия) _ ___________________________________________

СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

(образовательная область)

Года, 5 лет, 6 лет

 

[б], [п], [м]

[в], [ф]

[д], [т], [н]

[г], [к], [х]

[й]

[с], [з], [ц]

[с’], [з’]

[ш], [ж]

[ч], [щ]

[л], [л’]

[р], [р’]

и                                                  
с                                                  
ф                                                  

и – изолированное произношение

с – произношение звука в словах

ф – произношение звука во фразах

СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ

(4 года, 5лет, 6 лет)

(познание)

    Особенности дыхания

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)______________________________________________________________

Объём дыхания (достаточный, недостаточный)________________________________

Речевой выдох (количество слов на выдохе)

Направление голосидвигательной струи при речи______________________________

    Характеристика голоса

Особенности (высокий, повышается на некоторых звуках, крикливый, хриплый, глухой, слабый, сдавленный) _______________________________________________

Громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком, глухой, монотонный)

 

ДИНАМИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ

(4 года, 5лет, 6 лет)

(здоровье)

Темп речи (нормальный, ускоренный, замедленный)

Ритм (нормальный, неровный, аритмия)

Паузация (правильность употребления пауз)__________________________________

Употребление основных видов интонации____________________________________

 

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

(образовательная область)

    Изолированные слова

4 года

5 лет

6 лет

Кот   Самолёт   Тротуар  
Вода   Скворец   Градусник  
Стук   Фотограф   Фотоаппарат  
Мост   Микстура   Экскаватор  
Спина   Парашютист   Виолончелист  
Банка   Погремушка   Регулировщик  
Фантик   Космонавт   Февраль  
Тропинка   Полотенце   Милиционер  

    Словосочетания и предложения

5 лет

6 лет

Мальчики слепили снеговика   Волосы подстригают в парикмахерской  
Аквариум поставили на подоконник   Водопроводчик чинит водопровод  
Мотоциклист едет на мотоцикле   На стройку приехал самосвал  

СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

(образовательная область)

    Повторение слогов с оппозиционными звуками

4 года

5 лет

6 лет

ПА-БА   БА-ПА-БА   СА-ША-СА  
БА-ПА   ПА-БА-ПА   ША-СА-ША  
ГА-КА   ДА-ТА-ДА   СА-ЦА-СА  
КА-ГА   ТА-ДА-ТА   ЦА-СА-ЦА  
ДА-ТА   ГА-КА-ГА   ЧА-ТЯ-ЧА  
ТА-ДА   КА-ГА-КА   ТЯ-ЧА-ТЯ  
МА-БА   ЗА-СА-ЗА   ЩА-ЧА-ЩА  
БА-МА   СА-ЗА-СА   ЧА-ЩА-ЧА  
ВА-КА   ЖА-ША-ЖА   ЩЯ-СЯ-ЩА  
КА-ВА   ША-ЖА-ША   СЯ-ЩА-СЯ  
НЯ-НА   ТА-ТЯ-ТА   ЛА-ЛЯ-ЛА  
НА-НЯ   ТЯ-ТА-ТЯ   ЛЯ-ЛА-ЛЯ  

    Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам)

4 года

5 лет

6 лет

Кот – кит   Почка – бочка   Пашня – башня  
Дом – дым   Трава – дрова   Катушка – кадушка  
Мышка – мишка   Корка – горка   Крот – грот  
Уточка – удочка   Сова – софа   Мышка – мошка  

Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (показать картинки)

4 года

5 лет

6 лет

Коса – коза   Суп – зуб   Собор – забор  
Кочка – кошка   Чёлка – щёлка   Касса – каша  
Миска – мишка   Сайка – чайка   Сук – жук  
Малина – Марина   Галка – галька   Лук – люк  

СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

(образовательная область)

Года

Определение наличия звука в словах (звука [р]. Поиграть, узнать рычит ли собачка в словах или нет)

Майка   Санки  
Шапка   Пирамидка  
Рыба   Рак  
корова   лимон  

Лет

Выделение первого ударного гласного в словах

утка   астра  
аист   осень  
овощи   иглы  
Иван   уши  

Лет – 6 лет

Выделение последнего согласного в словах

5 лет

6 лет

дом   лимон  
мак   сироп  
кит   грач  
банан   малыш  
петух   лещ  

Подбор слов на заданный звук

5 лет

6 лет

Б   Б  
М   М  
П   П  

Лет

Выделение начального согласного из слов

мост   банка  
пол   тапки  
вода   чайник  
дом   щётка  

Определение последовательности звуков в слове

кот   вата  
дом   лапа  
нос   рыба  
суп   шина  

Определение количества звуков в словах

нос   ваза  
бык   батон  
кит   банка  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: