Выйди на крылечко — назови словечко

Цель. Активизация словаря на изучаемое правило.

Оборудование. Карточки с парами букв: рь, сь, ть, нь, ль.

Ход игры. Ведущий показывает всем по порядку одну и ту же карточку и предлагает: «Выйди на крылечко — назови словечко». Ученик встает и называет слово с требуемой орфограммой. Если ребенок не смог назвать слово, он «не выходит на крылечко», т. е. садится на место, а ведущий предлагает назвать слово со следующей парой букв представителю другого ряда.

Игра продолжается до тех пор, пока за партой не останется сидящим ни одного ученика. Если же в игре окажутся ребята, не сумевшие назвать ни одного слова, тогда можно подвести итоги игры по рядам. Выигрывает ряд, у которого осталось меньше сидящих учеников.

 

Фанты.

Цель. Расширение круга слов на изучаемое правило; отработка умения объяснить их написание.

Оборудование. Коробка с фантами; набор карточек с крат­кими определениями различных предметов или явлений.

Ход игры. Класс делится на две команды. Учитель предлагает одной из них карточку с выражением, которое нужно заменить словом,- содержащим изучаемую орфограмму. Если слово найдено и правильно объяснено, отвечающий берет из коробки фант. Если первая команда не может дать правильного ответа, учитель обра­щается с той же карточкой к ее соперникам и за правильный ответ награждает их фантом. Право же первой команды на очередной ответ не теряется. По окончании игры производится подсчет фантов и выявляется победитель.

Комментарий для учителя. Право оценивать ответы можно предоставить противоположной команде. Если соперники дали ошибочную оценку, они возвращают в коробку один фант.

Примерный материал. Часть растения под землей. (Корень.)

  Часть лестницы, на которую ставят ногу. (Ступенька.)

Рабочий, который делает металлические изделия. (Токарь.)

  Кусок ткани, которым покрывают стол. (Скатерть.)

  Число, большее шести, но меньшее восьми. (Семь.)

Первый месяц года. (Январь.)

Домашнее животное, на котором ездят или возят что-нибудь. (Лошадь.)

Площадка со ступеньками перед входом в дом. (Крыльцо.)

Широкая аллея в середине улицы. (Бульвар.)

Часть суток. (День.)

Хвойное дерево с короткими иглами. (Ель.)

  Урок физических упражнений. (Физкультура.)

  Полминутки для шутки.

Цель. Закрепление правил переноса слов с мягким знаком.

Оборудование. Таблички со словами коньки, пеньки, день­ки, угольки, петельки, капельки и разные варианты (по сказке) деле­ния слова угольки для переноса.

Ход игры. Учитель читает сказку. По мере чтения он выстав-ляет на наборное полотно таблички со словами. После каждой прось­бы Мягкого знака учитель прерывает чтение и предлагает детям прокомментировать просьбу, а затем читает сказку дальше.

Выслушав сказку, учащиеся убирают все таблички с неправиль­ными вариантами переноса, записывают в тетрадь слова, оставшиеся на доске, делят их на слоги для переноса. В процессе ответов на вопросы учащиеся поощряются игровыми фишками.

ПРОСЬБА МЯГКОГО ЗНАКА. (Сказка.)

Мягкий знак дружит с разными буквами. В словах коньки, пеньки, деньки он стоит за буквой «, В словах угольки, петельки, капельки перед ним буква л. А вот буква к всегда становится только за ним. Он пробовал вставать после нее, но буква к не разрешает. Мягкий знак не стал спорить. Он был доволен, что стоит между такими интересными буквами.

— Вот и прекрасно,— рассуждал Мягкий знак,— Будем жить всегда вместе и никогда не расставаться.

Стала однажды девочка писать эти слова в тетради. Написала коньки, пеньки, деньки и стала писать слово угольки. Да вот беда — не помещается на строке слово. Девочка разбила слово на слоги у-голь-ки и решила перенести так: уголь-ки.

Мягкий знак забеспокоился, заволновался — не хотелось ему расставаться с буквой к.

— Девочка, милая,— просит он,— а ты перенеси по-другому,
не разлучай меня с буквой к.

— А как по-другому? — спрашивает девочка.

У-гольки.

— Не могу, так нельзя! Правила у нас строгие, не разрешают,— говорит девочка.

— Тогда угольк-и, — снова просит Мягкий знак.

— И так нельзя. Получается совсем не по правилам.

— Ну, тогда оставь меня с буквой к и перенеси угол-ьки.

— Что ты, что ты! Разве так можно? — воскликнула девочка.—
Ты совсем не знаешь правил.

Так и пришлось Мягкому знаку расстаться со своей подружкой, буквой к, Девочка перенесла слово по всем правилам.

 



ИГРОТЕКА

Цель. Развитие словаря учащихся; закрепление правописания слов с мягким знаком.

Оборудование. Различные фигуры, разделенные на квад­раты.

Ход игры. Игра проводится либо индивидуально, либо кол­лективно. В первом случае каждый ученик получает листок с кроссвордом и отгадывает его, вписывая карандашом пропущенные буквы. Первые пять учеников, правильно заполнившие клетки, полу­чают оценку «5». Задание индивидуализируется в зависимости от возможностей школьников. Если игра идет коллективно, в виде соревнования по рядам, все команды поочередно заполняют на дос­ке одинаковое число строк.

1. В клетки вписать слова, которые обозначают названия: южно­го дерева (пальма), танца (полька), мелкой рыбки (килька), одежды (пальто), части руки (пальцы), дороги для поездов, трамваев (рельсы).

 

п   л ь    
п   л ь    
к   л ь    
п   л ь    
п   л ь    
р   л ь    

 

 

2. В клетки вписать слова, которые обозначают названия: части суток (день), летнего месяца (июнь), домашнего животного (конь), рыбы (окунь), дикого животного с рогами (олень), времени года (осень).

 

 

 

 

    н ь
    н ь
    н ь
      н ь
      н ь
      н ь

 

3. Начинай с буквы с.

1. Покрывало на стол.

2. Куст с сильно пахнущими цветами.         

3.Чтобы поймать одну рыбку, нужна удочка, а чтобы поймать
сразу много рыбы, нужна....

4. Комната, в которой только спят.

5. Что отдельно не едят, но всегда добавляют в пищу?

 

 

 

 

 

С с с с с с с
             
             
             
   

 

 

 

   
         
 

 

     

 

 
         

 

Засохший хлеб.

Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.

(Скатерть, сирень, сеть, спальня, соль, сухарь, сосулька.)





Начинай с буквы к.

1. Площадка со ступеньками
перед входом в дом.

 

к к к к к
         
         
         
   

 

   
       
         

2. Третье блюдо за обедом.

3. Домашнее животное.

4. Льется речка —
Мы лежим.
Лед на речке —
Мы бежим.

5. День прошел, пора уж спать.
В спальне ждет меня....

6. (Крыльцо, кисель, конь, коньки, кровать.)

 

 

(Крыльцо, кисель, конь, коньки, кровать.)

5. Начинай с буквы л.

1.Меня в лесу оставили,

Весь век торчать заставили.

В шапке снежной я зимой,

Летом — с бритой головой.

2.Слово, противоположное по значению слову вред.

3. Я — домик,

Но только совсем

 

 

п п п п п п п
             
             
             
             
             

 

 

 

 

 

 

 

 

Безэтажный.

Я тонкий

Некрашеный

Домик бумажный.

Живут там приветы,

Ответы,

Вопросы.

Но внутрь никого

Не пускают без спроса.

Хозяева молча

В потемках лежат,

Марки с печатями

Их сторожат.

4.Школьная сумка.

5.Вместе братцы

Лезут драться,

Вместе мыться

И плескаться.

Вот какие «пять да пять».

Угадайте, как их звать?

6. Верхняя теплая одежда.

Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?

Чем вы можете гордиться? Только лишь оценкой....

(Пень, польза, письмо, портфель, пальцы, пальто, пять.)

6. Начинай с буквы м.

м м м м м
         
         
         
         
         
         

1. Ходит дворник с метлой,
Подметает снега —
Запылил белой мглой

И поля, и луга.

2. Овощ.

3. Она — девочка. Он—....

Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест клубнику, мед,
А зимой сосет он лапу.

5. Стол, стул, шкаф, кровать — это....
(Метель, морковь, мальчик, медведь,

мебель.)














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: