Угадай последнее слово и запиши

Цель. Развитие словаря учащихся; закрепление правописания слов с мягким знаком.

Ход игры. Учитель читает стихотворение без последнего слова. Ученики по очереди из каждого ряда отгадывают его по рифме, за что получают очко. Затем слово записывается в тетрадь всеми учащимися.

Я в любую непогоду

Тороплюсь забраться в воду.

Но к обеду я вернусь. —

 Го-го-го! — гогочет... (гусь).

 

Я по чтению опять

Получил оценку. (пять).

 

В этот праздничный весенний день

Расцвела душистая... (сирень).

 

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту... (дверь).

 

Солнышку послушна звонкая капель.

Ожила природа, на дворе... (апрель).

 

Все играли, а вратарь

В это время грыз... (сухарь).

 

Я буду уголь добывать,

Как мой отец и моя... (мать).

Сквозь грохот пушек и огонь

Бойца проносит верный... (конь).

 

В лесу мне видеть довелось,

Как грыз кору могучий... (лось).

 

Вот готовы стены — Нужно в них теперь

Выдолбить оконце И прорезать... (дверь).

 

Думаю, известно всем:

Дней в неделе ровно... (семь).

 

В ночь мороз, С утра капель.

 Значит, на дворе... (апрель).

 

Ты надел совсем не то:

Нужна не шуба, а... (пальто).

 

Зимние каникулы! Веселые деньки!

Нужны ребятам санки,

лыжи и... (коньки).

Люся сморщила лицо:

— Не пойду я на... (крыльцо).

 

К нам на елку в парк«Сокольники»

Из Ленинграда едут... (школьники).

 

Тебе кукла, а мне — мячик.

Ты девочка, а я... (мальчик).

 

Я купила себе книжку,

А Павлуше— красный шар

И пошла искать братишку

На Сиреневый... (бульвар).

 

На столе у тети Анны

В вазе красные... (тюльпаны).

 

Коту Мурзику не лень

Умываться целый... (день).

 

От зубастых щук таясь,

 Стороной проплыл... (карась).

 

Загадки.

Цель. Отгадывание загадок; закрепление правописания слов с мягким знаком.

Целый день купается,

Все не разувается.

 День и ночь на ножках

Красные сапожки. (Гусь.)

 

Ходит к речке смело

Весь в наряде белом.

У него на ножках

Красные сапожки. (Гусь.)

 

Ежедневно

В семь утра

Он трещит:

— Вставать порррррра! (Будильник.)

 

Он всюду — в поле и в саду,

Но в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

Покуда он идет. (Дождь.)

 

С неба падает слезами,

По земле бежит ручьями. (Дождь.)

 

Одной ручкой всех встречает,

Другой ручкой — провожает. (Дверь.)

 

Каждый год я к вам лечу —

 Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)

 

Эта книга не простая,

По ней я буквы изучаю. (Букварь.)

 

Это кто такой садовник?

Полил вишни и крыжовник,

Полил сливы и цветы,

Вымыл травы и листы. (Дождь.)

 

Ей бродить ничуть не лень

Рядом с вами целый день.

Стоит солнышку зайти,

Как ее вам не найти. (Тень.)

Что за дерево-девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

 

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

 Рога раскинув широко. (Лось.)

 

Забралась на карниз,

Нос повесила вниз.

На ночь слезы прячет,

А на солнце плачет. (Сосулька.)

 

СОЧЕТАНИЕ ГЛАСНЫХ С ШИПЯЩИМИ

 

Отрицай.

Цель. Закрепление правописания слов с сочетаниями чаща.

Оборудование. Слова, записанные на доске в три столбика. В каждом столбике столько слов, сколько человек в одной группе.

Ход игры. Класс делится на три группы, каждой предлагается столбик слов. Ученики по порядку выходят к доске и записывают очередное словосочетание со словом нет, например: плащнет плаща.

Работу начинают по сигналу учителя одновременно три группы. Выигрывает та из них, которая первой выполнила задание, не сделав при этом ошибок.

Примерный материал. Слова: плащ, грач, врач, мяч, ключ, борщ, лещ, меч, луч, обруч, силач, трубач, кирпич, товарищ, калач.

 

Один — много.

Цель. Закрепление правописания слов с сочетаниями жиши.

Оборудование. Слова в единственном числе, записанные в два-три столбика, по количеству играющих групп.

Ход игры. Класс делится на несколько равных групп. Каждой из них предлагается столбик слов. Слов в столбике столько, сколько человек в группе. Ученики по порядку выходят к доске и изменяют очередное слово так, чтобы оно обозначало много предметов, т. е. записывают его во множественном числе. Например: ежежи. Работу начинают по сигналу учителя одновременно три группы. Записав все слова, группы проводят взаимопроверку и исправляют ошибки. При выявлении победителя учитывается быстрота и пра вильность выполнения задания, а также качество работы над ошибками, обнаруженными другой командой.

Примерный материал. Слова: еж, уж, ухо, ерш, лужа, лыжа, мышь, нож, чиж, груша, крыша, этаж, калоша, камыш, малыш, стриж, шалаш, ландыш, гараж,'карандаш, пляж.

 

Он — я.

Цель. Закрепление правописания слов с сочетаниями чущу.

Оборудование. Слова, записанные на доске в три столбика.

Ход игры. Класс делится на три группы, каждой предлагается столбик глаголов. По сигналу учителя от каждой группы выходят по порядку ученики и записывают по одному слову со значением «я делаю» соответственно данному, например: стучитя стучу. Выигрывает та группа, члены которой первыми закончили работу, не сделав при этом ошибок.

Примерный материал. Слова: стучит, молчит, учит, ищет, летит, тащит, чистит, хочет, плачет, скачет, тратит, вы­ручит, выключит, угостит, встретит, простит, трещит, рычит.

 

Шипящие.

Цель. Активизация слов с изучаемыми орфограммами и закреп­ление их правописания (чаща, жиши, чущу)-

Оборудование. 1.У каждого играющего семь слогов жи и набор других слогов, которые в сочетании с этим слогом образуют слова: но, лы, у, чи, лу, ли, раф.

У каждого играющего восемь слогов ши и набор следующих
слогов: гру, ер, кры, мы, пы, на, у, пит.

У каждого играющего шесть слогов ча и слоги да, ку, ту,
сы, ща, шка.

У каждого играющего четыре слога ща и набор слогов
ро, пи, ча, вель.

У каждого играющего семь слогов чу и четыре слога щу,
а также слоги дак, жой, гун, лок, лан, ка, кри, пла, та, чи, про.

Ход игры. Слоги с изучаемой орфограммой (один из вариан­тов) раскладываются столбиком. Затем к ним приставляются слева или справа другие слоги, так, чтобы получилось слово. Выигрывает тот, кто первый сложит в слова все имеющиеся слоги.

 





Пруд.

Цель. Закрепление правописания шипящих в сочетании с гласными; умение объяснять орфограммы.

Оборудование. Фигурки рыбок, на обратной стороне которых написано слово с пропуском гласных после шипящих.

Ход игры. Рыбки прикрепляются к магнитной доске или к фланелеграфу. Учащиеся выступают в роли рыбаков. Рыбка считает­ся пойманной и остается у ученика, если он, взяв рыбку, вставил в слово нужную гласную и объяснил ее правописание. Если одно из условий не выполнено, рыбка возвращается в «пруд».

Выигрывает ряд, у которого больше «пойманных» рыбок: Комментарий для учителя. При закреплении несколь­ких орфографических правил на обороте рыбки может быть написано несколько слов, каждое с пропущенной буквой в соответствии с тре­буемой орфограммой.

 

Лото.

Цель. Активизация слов с изучаемой орфограммой и закреп­ление их правописания.

Оборудование. Карточки лото с картинками: зайчата, кув­шин, чулки, чайка, лыжи, щука, чашка, снежинка, карандаш, чайник, перчатка, груши, свеча, мыши, ежи, моржи, роща, ландыши — по три картинки в различных сочетаниях; у ведущего отдельные маленькие карточки со словами; у каждого ученика по три фишки. (См. Приложение.)

Ход игры. Ведущий берет маленькую карточку и прочитывает слово. Ученики ищут соответствующую картинку у себя на карточках лото. Кто нашел, поднимает руку. Отвечающий должен объяснить написание слова. Если объяснение правильное, он закрывает картин­ку со словом. Все остальные, у кого тоже есть такая картинка, кладут на нее фишку. Выигрывает тот, кто первым закроет всю карточку лото.

 

Лесенка.

Цель. Закрепление правописания слов с изучаемой орфограм­мой.

Оборудование. На доске помещены таблицы в количестве, равном числу команд.

Ход игры. Класс делится на несколько групп. От каждой группы к доске по порядку выходят ученики и заполняют одну пустую клетку в своей лесенке.

Побеждает та группа, которая первой «спустилась с лесенки», не сделав при этом ошибок.

Ч   с          
У ж   н  

 

Б Е ж   т

 

К У в ш   н

 

В ы р У ч   и  
в с т р Е ч   й

 

 

 

ж   р
ч   й

 

Щ   к А

 

ш   н А
  ч   ш к А
  Ш   ш к А
ч   ч Е л О
ч   й н и К

 

 

 

 

 

и Щ  

 

у ч  
л ы ж  

 

м ы ш  

 

с т у ч    
с к А ч    
м А Л ы ш  
с т р и ж  
Е ж          
Р О Щ  

 

С в Е ч  

 

к А М ы ш    
в С т р Е ч  

 

        д А ч  
      к О ч   н
    р ы ч   т ь
  м и ч   р й н
д У ш   с т ы й

 

(ужи, уши) (туча, ерши) (этажи, афиши) (задача, добыча) (ландыши, выключу)

(ножи) (лежит) (начало) (овчарка) (пушистый)

 

Круги.

Цель. Накопление слов с изучаемой орфограммой.

Оборудование. Круги, сделанные из картона, со слогами.

Ход игры. Представители каждого ряда подбирают слоги, записанные в круге, так чтобы из них составились слова с сочета­ниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.

 

 

 

Выигравшим считается ряд, который быстрее и без ошибок записал все слова на доске.

 

Начинай с буквы ч.

Цель. Активизация слов с изучаемой орфограммой и закреп­ление их правописания.

Оборудование. Геометрическая фигура, разделенная, на квадраты.

ч ч ч ч ч ч ч ч
               
               
               
               

 

1.У валюшидень рожденья!Всех, Валюта, угощай.
Вот ватрушки,Вот варенье,Вот горячий, крепкий....

2.Густой лес.

3.Белокрылая птица над морем летает.

Рыбу увидит — клювом хватает.

4.Посуда для питья.

5.Продолжи ряд: носки, гольфы, колготки,....

6.Слово, противоположное по смыслу слову редко.

7.Друг за другом по тарелке
День и ночь шагают стрелки.

8.Время: секунда, минута,....

 

(Чай, чаща, чайка, чашка, чулки, часто, часы, час.)

Ход игры. Учащиеся индивидуально заполняют квадраты в соответствии с заданием. Выигрывает тот, кто первым заполнил все вертикальные полосы.

Эту же игру можно проводить коллективно. В этом случае слова вписываются представителями рядов.

 



Эстафета.

Цель. Накопление слов с изучаемой орфограммой.

Оборудование. Один лист бумаги на каждую группу.

Ход игры. Класс делится на группы по рядам. По сигналу ученики каждого ряда, начиная с последней парты, записывают на листке бумаги по одному слову с изучаемой орфограммой и передают лист впереди сидящим. Выигрывает та группа, ученики которой первые по эстафете передадут учителю лист бумаги с правильно выполненным заданием.

 

Загадки.

Цель. Развитие умения отгадывать загадки; закрепление право­писания слов-отгадок.

Они по снегу быстро мчатся

 И провалиться не боятся. (Лыжи.)

 

Мухи белые летели,

На дворы, на крыши сели.

Не сочтете белых мух,

Что летают словно пух. (Снежинки.)

 

На плите стоит, пыхтит,

 А из носа пар валит. (Чайник.)

 

Стой, плотва и караси!

И пощады не проси:

Я хозяйка здесь в пруду,

 На охоту я иду. (Щука.)

Белые горошки

На зеленой ножке. (Ландыши.)

 

Голова огнем пылает,

Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу:

Лампы нет — я посвечу. (Свеча.)

 

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Черненькие глазки,

Остренькие зубки. (Мыши.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: