Угадай последнее слово и запиши

Цель. Активизация словаря; закрепление правописания слов на изучаемое правило.

Ход игры. См. игру с таким же названием в теме «Мягкий знак на конце и в середине слова» на с. 52.

 

Не поедет без бензина

Наша быстрая … (Машина.)

 

Ты к обеду положи

Ложки, вилки и... (ножи).

Для мамы сегодня

внимательный сын

Чудесные розы поставил в... (кувшин).

 

Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а... (снежинки).

 

Захотели малыши Поточить... (карандаши).

 

Наша Мурка спит и слышит,

Как в углу скребутся... (мыши).

 

Рыболову, вот так штука,

На крючок попалась... (щука).

 

Удивляется наш Сашка:

— Блюдце есть, а где же... (чашка)?

 

Принесла нам дождь плакучий

 Эта грозовая... (туча).

Собирают ребятишки

В парке желуди и... (шишки).

За лесом в болотной глуши

 От ветра шуршат... (камыши).

 

Я от досады чуть не плачу —

Не решается... (задача).

 

Я откликаться не хочу.

Меня зовут, а я... (молчу).

 

Белокрылые хозяйки,

Над волной летают... (чайки).

 

Я только нитки отыщу

И змея в небо... (запущу).

 

Слоник хоботом, как душем,

Моет спину, моет... (уши).

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

Буква заблудилась.

Цель. Развитие умения объяснять правописание слов со звонки­ми и глухими согласными на конце и в середине слова.

Оборудование. На доске домики, в окошках помещены буквы, составляющие слово; одно окошко пустое. Карточки с парными звонкими и глухими согласными у каждого ученика.

Ход игры. Учитель говорит:

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась.

Вы, друзья, ее найдите,

В этот домик посадите.

Показывает на пустое окошко.

Дети поднимают карточку с буквой, которую нужно вставить в пустое окошко. Вызванный ученик объясняет правописание данного слова, изменяя его так, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная. Правильное объяснение оценивается двумя баллами.

 

Назови иного предметов.

Цель. Отработка способов проверки написания слов со звонки­ми и глухими согласными на конце.

Оборудование. Предметные картинки.

Ход игры. Учитель называет предмет или показывает его изобра­жение на картинке. Ученик должен назвать много таких предметов и указать при этом, какую согласную букву нужно писать на конце первого слова. Правильный ответ оценивается двумя баллами.

Примерный материал. Дуб, гриб, зуб, суп, бровь, клюв, шарф, пирог, сапог, утюг, флаг, галстук, звук, фартук, год, гвоздь, дождь, ряд, плод, отряд, след, сад, пруд, площадь, поезд, кот, мост, халат, салат, арбуз, колхоз, рассказ, лес, гараж, нож, этаж, ландыш.

 

Назови маленький предмет.

Цель. Отработка способов проверки написания слов со звонкими и глухими согласными на конце.

Оборудование. I вариант: большая карточка с суффиксом -ик; II вариант: большая карточка с суффиксом -ок.

Ход игры. Учитель называет большой предмет, а ученики соот­ветствующий маленький предмет, добавляя к слову суффикс -ок или -ик (карточку с нужным суффиксом учитель держит в руке). Напри­мер: дубдубок, садсадик.

Отвечающий ученик должен также назвать согласную, которую нужно писать на конце первого слова. Правильный ответ оценивается двумя баллами.

Примерный материал. Слова для I варианта: лоб, столб, шарф, клюв, год, дождь, огород, пруд, сад, бант, брат, кот, куст, мост, халат, хвост, арбуз, рассказ, таз, нос, еж, ерш, карандаш; слова для II варианта: дуб, гриб, зуб, остров, лед, ряд, холод, мост, воз, лес, город.

 

Не соглашайся.

Цель. Отработка способов проверки написания слов со звонки­ми и глухими согласными на конце.

Ход игры. Учитель произносит слово, а ученик повторяет его с отрицанием нет (сугроб — нет сугроба). При ответе акцент делается на согласный перед конечным гласным. Далее ученик называет согласную, которую нужно писать в первом слове: «В слове сугроб на конце пишем б» (или бь в слове голубь).

Примерный материал. Слова: сугроб, хлеб, голубь, клуб, тулуп, укроп, морковь, обувь, обрыв, улов, шарф, берег, враг, друг, круг, луг, пирог, овраг, снег, сапог, творог, утюг, флаг, мак, галстук, бык, рыбак, дед, завод, лошадь, обед, парад, отряд, площадь, поезд, тетрадь, гость, крот, салют, грязь, мороз, рас­сказ, вальс, гусь, лось, багаж, гараж, пляж, сторож, ландыш.

 

Не разорви цепочку.

Цель. Отработка способов проверки написания слов со звон­кими и глухими согласными на конце.

Оборудование. На доске нарисованы кольца, соединенные в цепочку.

 

 

 

Ход игры. Учитель называет слова, а ученики, выходя по порядку к доске, записывают по одному слову в каждое кольцо цепочки так, чтобы начиналось оно с последней буквы предыдущего слова. В свою очередь, его последняя буква будет служить началом следующего слова. При этом последние (первые) буквы следует писать в местах соединения колец. Если кто-либо из ребят напишет последнюю букву в слове неправильно, цепочка порвется. Чтобы этого не произошло, ученик, допустивший ошибку, исправляет ее, в доказательство изменяет слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

Примерный материал. Слова: матрос, сев, вес, слог, го­тов, вальс, сугроб, берег, город, дуб, багаж, жук, колхоз, зуб, букет, тулуп, парад, дрозд; клюв, враг, груз, завод, друг, голос, сапог, галстук, карандаш, шкаф, флаг, гриб, бант, труд, дневник, колос, снег, год, дед.

 

Квадраты.

Цель. Отработка способов проверки написания слов со звонки­ми и глухими согласными на конце.

 

 

1       2
 

 

 
   
   
3        

Ход игры. Проводится так же, как в теме «Мягкий знак на конце и в середине слова» на с. 45.

По вертикали. 1. Населенный пункт.

2.   Предмет для рисования красками.
По горизонтали. 1. Сигнал, подаваемый тепловозом или электровозом.

3.    Осадки.

(Город, кисть, гудок, дождь.)

По вертикали. 1. Изделие из тес­та с начинкой. 2. Певчая птица.

По горизонтали. 1. Тепловоз с ваго­нами. 3. Населенный пункт.

(Пирог, дрозд, поезд, город.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: