Слова, обозначающие предметы

Поехали-поехали.

Цель. Развитие умения выделять в речи слова, обозначающие предметы.

Ход игры. Учащиеся изображают движение поезда, учитель называет слова. Если слово обозначает предмет, учащиеся хло­пают в ладоши — остановка. Если называется другая часть речи, учащиеся продолжают двигаться, а учитель произносит: «Проехали мимо, поехали дальше».

Комментарий для учителя. Игра проводится в уме­ренном темпе. Необходимо, чтобы ученики понимали причину оста­новки. Для лучшего осмысления учитель иногда просит доказать, почему это слово — название предмета.

 

Найди ошибку.

Цель. Развитие умения выделять в речи слова, обозначающие предметы.

Ход игры. Учитель называет ряд слов, обозначающих назва­ния предметов, и допускает одну «ошибку». Ученик должен опреде­лить, какое слово лишнее в названном ряду, и доказать почему. Правильно выполнивший задание получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Примерный материал.

1. Кукла, дом, море, вышла, ученик.

2. Парта, солнце, железный, дверь, моряк.

3. Девочка, мел, больше, карандаш, лягушка.

4. Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.

5. Бежит, книга, окно, ветер, слон.

 

Теремок.

Цель. Закрепление правильной постановки вопросов к словам, обозначающим предметы.

Оборудование. Картонный домик с фигурками зверей на подставках: мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь.

Ход игры. Учитель спрашивает, ставя на стол теремок: «Что это?» — «Это теремок». «Кто живет в теремке?» — спрашивает учитель. Ученики отвечают, ставя к каждому слову вопрос: «Кто это?— Мышка». Когда все персонажи сказки выставлены на стол, учитель спрашивает: «О каком из этих предметов мы спрашиваем: что это? Как спрашиваем об остальных предметах? Как спраши­вают в сказке звери? («Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?»)»

 

Кто? что?

Цель. Закрепление правильной постановки вопросов к словам, обозначающим предметы.

Оборудование. Предметные картинки: стол, бабушка, паук, щетка, лампа, собака, шар, цапля, ученик, груша, книга, белка, сумка, рыба, мак, майка, кукла, ель, свекла, лента, петух, корова; карточки с вопросами «кто это?», «что это?».

Ход игры.

вариант.1 Доска делится на две части. В первой учитель прикрепляет карточку с вопросом «что это?», во второй — с во­просом..«кто это?». Ученики выходят по порядку к доске, берут картинку, называют предмет, изображенный на ней, и ставят к слову вопрос. Картинка прикрепляется к доске под соответствующим вопросом. Выполнение задания оценивается баллами, которые полу­чает ряд или отдельный ученик.

вариант.2 Учитель показывает предметную картинку. Ученики поднимают карточку с вопросом, на который отвечает слово, обозначающее изображенный предмет.

 

Будь внимателен!

Цель. Закрепление правильной постановки вопросов к словам, обозначающим названия предметов.

Оборудование. У каждого ученика на парте по две кар­точки: одна с вопросом «кто это?», другая — «что это?».

Ход игры. Учитель, обращаясь по очереди к каждому ряду, называет слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов. Ученики на каждое слово отвечают поднятием карточки с вопросом «кто это?» или «что это?». Ошибки каждого ряда фиксируются. Выигрывает ряд, имеющий меньше штрафных очков.

 

У кого сколько?

Цель. Практическое овладение формой множественного числа. Оборудование. Картинки, изображающие один или много предметов.

Ход игры. Картинки раздаются учащимся (каждому по одной). Начинает игру любой ученик по вызову учителя. Он го­ворит, например: «У меня один огурец. У кого много таких пред­метов?» Встает тот его одноклассник, у которого есть соответству­ющая картинка, и говорит: «У меня огурцы. А у тебя что?» Вызывает для продолжения игры любого товарища. Если у вызван­ного оказывается картинка с изображением множества предметов, он отвечает: «У меня яблоки. У кого один такой же предмет?» И т. д. Правильные ответы поощряются игровыми фишками. В конце игры подсчитываются на их основе результаты каждого ряда.

Комментарий для учителя. После игры названия пар одинаковых предметов могут быть записаны в тетради. Игра, если надо, используется на последующих уроках, с подбором таких картинок, чтобы названия предметов имели разные окончания во множественном числе (дома, столы, свиньи и т. д.).

Одинмного.

Цель. Практическое овладение формой множественного числа.

Оборудование. Мяч.

Ход игры. Учитель бросает мяч ученику и называет один предмет; ученик, поймав мяч, должен ответить словом, обозна­чающим много таких предметов. Поймавший мяч и давший пра­вильный ответ получает две фишки. Выигрывает тот ряд, у которого больше фишек.

 

Найди пару.

Цель. Уточнение словаря; развитие умения различать пред­меты, сходные по назначению.

Оборудование. Предметные картинки с изображением на каждой одного из парных предметов: чайник — кофейник, настоль­ная лампа — люстра, перчатки — варежки, ранец — портфель, сумка —- сетка, стакан — кружка, тарелка — миска, кофта — ру­башка, платок — косынка, шляпа — шапка, веник — щетка, носки — гольфы, стул — табуретка. (См. Приложение.)

Ход игры. Все ученики получают по одной картинке. По порядку выходят представители каждого ряда, показывают предмет на своей картинке, называют его и спрашивают у всего класса, у кого пара. Например: «У меня чайник. У кого моя пара?» Ученик, имеющий картинку с изображением кофейника, называет свой предмет, говорит, что он пара чайнику, и становится рядом. Если пара не найдена или не названа, ученик садится на место. Затем с картинкой выходит представитель другого ряда и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока не останется картинок в каком-либо ряду. Этот ряд и считается победителем.

 

Лото.

Цель. Уточнение словаря; развитие умения различать сходные по назначению предметы.

Оборудование. Большие карточки с изображением трех предметов; предметные картинки; фишки, которыми закрываются картинки на большой карточке.

Ход игры. У каждого ученика по одной большой карточке и по три фишки. Учитель показывает предметную картинку. Ребята, у которых есть такая же карточка, поднимают руки. По вызову учителя один из них называет изображенный предмет. Если ответ правильный, все, имеющие изображение названного предмета, за­крывают его фишкой. Если ученик ошибся, точное название пред­лагает его товарищ, также имеющий на карточке это изображение. В этом случае закрывают картинку все, кроме ученика, допустившего ошибку. Выигрывает тот, кто первым закрыл все кар­тинки на своей карточке.

Примерный материал. Кружка, чашка, стакан; миска, блюдце, тарелка; портфель, ранец, сумка; стул, табурет, кресло; люстра, лампа, торшер; диван, тахта, кровать; книга, журнал, газета; платье, сарафан, халат; платок, косынка, шарф; тетрадь, блокнот, альбом. (См. Приложение.)

Комментарий для учителя. Выигравший может на­звать все предметы и записать их названия на доске.

 

Чья картинка лишняя?

Цель. Развитие умения группировать предметы по двум признакам.

Оборудование. Предметные картинки (у каждого ученика по одной); кармашек, прикрепленный к доске.

Ход игры. Учитель дает ребятам задание сложить в кармашек картинки, названия которых отвечают только на вопрос «что это?» и обозначают много одинаковых предметов (вариант; названия которых отвечают на вопрос «кто это?» и обозначают один пред­мет). Ученики выходят к доске по порядку, показывают свою картинку, ставят вопрос к слову и сообщают, отвечает картинка требованиям игры или нет. Картинку, подходящую к заданию, кладут в кармашек.

 

Кто живет в лесу?

Цель. Развитие умения группировать предметы по одному признаку (животных — по общему месту обитания) и ставить вопросы к словам.

Оборудование. Иллюстрация с изображением леса, внизу сделаны четкие прорези для карточек; карточки со словами медведь, заяц, курица, волк, дятел, лиса, белка, собака, еж, сорока. (Кар­точки сделаны так, чтобы их можно было вставить в прорези.) Ход игры. Ученики прочитывают слова на карточках, следя за указкой учителя. Далее они должны ответить на вопрос «Кто живет в лесу?», но при этом соблюсти условие: для ответа можно пользоваться только теми словами, которые даны на карточках. Правильно прочитав слово, поставив к нему вопрос, например: «Кто это? — Лиса»,— ученик может вставить карточку в прорезь. Комментарий для учителя. Карточки должны демон­стрироваться на наборном полотне, фланелеграфе, т. е. так, чтобы они были видны классу все одновременно.

Аналогично можно проводить игры: «Что растет в лесу?», «Что растет на огороде?», «Что продается в обувном магазине?», «Что нужно ученику?», «Кто живет в зоопарке?», «Кто умеет летать?» и т. д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: