Полминутки для шутки

Цель. Отработка умения находить слова на изученное правило. Ход игры. Учитель читает двустишие или четверостишие, уча­щиеся слушают и называют слова с заданной орфограммой. За каждый правильный ответ дети награждаются игровыми фишками. Неверно названное слово ведет к штрафу (утрата одной фишки). В случае, если ученик сам замечает, что он ошибся, фишка ему возвращается. (Слабым по успеваемости детям учитель помогает.)

Победителем объявляется ученик или ряд, набравший большее количество фишек.

 

1.  Как у старой бабки
Жили-были лапки.
Встанет бабка утром рано,
Выйдет в погреб за

сметаной —

Лапки вслед за ней идут,

Всюду бабку стерегут.

2.Хороша репка,
Да сидит крепко.
Сестрица-матрешка,
Помоги немножко.

3.Четыре в комнате угла,
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

4.  У Аленки в гостях
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,

А корова в юбке

И в тепленькой шубке.

5. Под сосною у дорожки
Ежик шьет козе сапожки:
Из лопуха

Кроит верха, Стельки мягкие из мха,

Каблуки-кубышки

Из еловой шишки.

6.Шапка и шубка —
Вот и весь Мишутка.

7.Наша утка — крякалка,
А Сережка — якалка:
«Я сумею,

Я смогу,

Я быстрее пробегу!..»

Отдохни немножко,

Якалка Сережка!

 
















Угадай последнее слово и запиши.

Цель. Развитие словаря учащихся; закрепление правописания слов с парной звонкой и глухой согласной.

Ход игры. См. тему «Мягкий знак на конце и в середине слова» на с. 52.

Ранним утром у школьных

ворот Собирается дружный... (народ)

 

Дом пустует без ребят,

Убежали дети в... (сад).

 

Важно по морю плывет

 Трехэтажный... (теплоход).

 

Сообщает Дед Мороз,

Что он елочку принес,

Отряхнул с нее снежок,

На ветках лампочки... (зажег).

 

Хоровод, хоровод.

Пляшет маленький (народ)

 

На коньках я мчусь вперед,

Под ногами крепкий... (лед).

 

Для начинки на пирог

Приготовили... (творог).

 

В тулуп и валенки одет,

Шел на охоту старый...(дед).

 

Я знаю точно адрес наш,

 И свой подъезд, и свой...(этаж).

 

Нa бахче у нас растет,

 как разрежишь сок течёт,

Свеж и сладок он на вкус,

 называется.. (арбуз).

 

Встанем под елочкой дружный

хоровод, весело, весело

 Встретим Новый … (год)  

  

Снег идёт, снег идёт.

дравствуй, здравствуй,

новый... (год).

 

(щиплет щеки,

щиплет нос.

Но не страшен нам... (мороз).

 

как ни старался, я не мог

 доесть с капустою... (пирог).

 

научись держать в порядке

свои книжки и... (тетрадки).

 

спекли мы из муки

С луком, мясом... (пирожки).

 

На кусок моей колбаски    

Мурка хитро щурит … (глазки).

 

просыпаюсь утром рано,

вместе с солнышком  румяным,

поправляю сам кроватку,

бытро делаю... (зарядку).

 

У нac общие игрушки,

Потому, что мы ─… (подружки).

 

Козлик бегал по дорожке,

у него устали... (ножки).

 

Костя младшему братишке

каждый день читает... (книжки).

Им казалось очень просто

Переплыть на этот… (остров).

 

Сейчас ребята стали в ряд —

На каждом праздничный... (наряд).

 

Долго я понять не мог,

Что часть слова — это... (слог).

 

Мы купили мишку.

Может он реветь,

Будто не игрушка,

А живой... (медведь).

Листья! Листья! Листопад!

Голым стал фруктовый... (сад).

 

Сел за стол на табурет,

Жду, когда дадут ... (обед).

Говорю я брату: — Ох!

С неба сыплется горох!

Отвечает старший брат: —

Твой горох ведь это ...(град).

Хорошо бежать на лыжах

Мимо елей и берез.

Воздух чист и неподвижен,

Не пугает нас ... (мороз).

У лисички Любки Остренькие ... (зубки).

В магазине на прилавке

И иголки, и... (булавки).

Закрывают дети глазки,

Детям сниться будут ...(сказки).

Сделана ровно и гладко

Спортивная наша ...(площадка).

Снег с березы повалился,

На Андрюшку комом —

хлоп!

Из Андрюшки получился З

амечательный ... (сугроб).

Дружно мы возьмем лопатки,

Хорошо вскопаем... (грядки).

 

Загадки.

Цель. Отгадывание загадок; закрепление правописания слов (отгадок) с сомнительной согласной на конце и в середине слова.

 

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост — как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (Лед).

 

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

 

Шуба бела

Всю землю одела. (Снег.)

 

В ясный день в углу стою,

 В дождливый день гулять

хожу. (Зонт.)

 

Всех кормлю с охотой я,

А сама безротая. (Ложка.)

 

В иголках бугорок Мышку уволок. (Еж.)

 

Что там мчится и шипит

И колесами стучит: —

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Я по рельсам лечу. (Поезд.)

 

Идут ко мне унылые —

С морщинками и складками.

Уходят очень милые —-

Веселые и гладкие!

Значит, я надежный друг —

Электрический... (утюг).

 

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы. (Гриб.)

 

Землю пробуравил, Корешок оставил.

 Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб.)

 

Тучка по небу гуляла,

Тучка бусы растеряла.

 Скачут бусы по дорожке,

Как хрустальные горошки. (Дождь.)

 

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Ходит дом ходуном

На. столбе золотом. (Колос.)

 

Если хорошо заточен,

Все легко он режет   очень —

Хлеб, картошку, рыбу, мясо,

 Свеклу, яблоки и масло. (Нож.)

 

Мягкие лапки, А в лапках царапки. (Кошка.)

 

В детский сад с бахчи

 Привезли мячи.

Подали к обеду мяч,

Сладкий он и как кумач. (Арбуз.)

 

Он бывает с толокном,

 С рисом, мясом и пшеном,

 С вишней сладкою бывает.,

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят —

По кусочку весь съедят. (Пирог.)

 

Просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка

И тебя, как ночь настанет,

Все равно к себе притянет. (Подушка.)

 

Белый падает горох

Прямо на голову. Ох!

Он сбивает с яблонь цвет

И полям приносит вред. (Град.)

 

Рисовал я на бумаге

Ручейки,

леса,

овраги...

Оттого что рисовал,

Я поменьше ростом стал. (Карандаш.)

 

Замечательный художник

У окошка побывал.

Отгадайте-ка, ребята,

Кто окно разрисовал? (Мороз.)

 

Меня слепым зовут всегда,

Но это вовсе не беда.

Я под землей построил дом,

Все кладовые полны в нем. (Крот.)

 

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

Будь внимательным!

Цель. Развитие фонематического слуха, умения различать и воспроизводить слоговые структуры с раздельным и слитным произношением гласного и согласного.

Ход игры. Учитель начинает игру словами: «Будь вниматель­ным, смотри, без ошибок повтори!» — и предлагает ряд слогов, на­пример мя, мья, мя. Ученик, правильно их повторивший, предлагает свой вариант слоговых сочетаний любому из своих товарищей.

 

Наоборот.

Цель. Развитие фонематического слуха, умения различать и воспроизводить слоговые структуры с раздельным и слитным произношением гласного и согласного.

Ход игры. Учитель называет слог со слитным или раздельным произношением согласного и гласного, ученик отвечает оппозицион­ным его вариантом (например: вявья, льяля). Игра идет как соревнование рядов. Возможен и другой вариант: ученик, пра­вильно назвавший оппозиционный слог, получает право произнести свой слог и предложить задание любому из одноклассников и т. д.

 

Игра с мячом.

Цель. Развитие фонематического слуха, умения различать и воспроизводить слоговые структуры с раздельным и слитным произношением гласного и согласного.

Оборудование. Мяч.

Ход игры. Учитель произносит слово, обозначающее один пред­мет, и бросает мяч ученику. Поймав мяч, ученик называет то же слово, но обозначающее много таких предметов, четко при этом артикулируя, и возвращает мяч учителю.

Примерный материал. Слова: улей, ручей, перо, сук, брат, друг, звено, крыло, лист, прут, стул, кол, воробей, муравей, соловей, дерево, колос, сын.

 

Аквариум.

Цель. Развитие умения объяснять орфограмму.

Оборудование. Аквариум, сделанный из картонной коробки или нарисованный на доске; плоские фигурки рыбок, с обратной стороны которых написаны слова с пропущенной буквой соответст­венно изучаемой орфограмме. -

Ход игры. Ученики по порядку выходят к доске, достают из аквариума рыбку и объясняют правописание слова, написанного на ней. Если ответ правильный, ученик забирает рыбку. В противном случае рыбку опускает обратно в аквариум.

 

Он — они — мы.

Цель. Развитие умения составлять предложения; закрепление правописания слов с изучаемой орфограммой.

Оборудование. Карточки со словами он, они, мы.

Ход игры. Класс делится на три равные группы. Первая груп­па получает карточки со словом он, вторая — со словом они, третья — со словом мы. Учитель называет глагол в форме инфинитива. Первые представители от трех групп по порядку записывают на доске предложения, состоящие из слова на карточке и глагола в соответствующей форме, например: пить — он пьет, они пьют, мы пьем. При этом ученик должен указать на раздельное произ­несение в глаголах согласного и гласного звуков и объяснить, какая буква обозначает на письме это явление. Далее учитель называет следующий глагол в форме инфинитива, а отвечают уже вторые ученики от трех групп. Выигрывает та группа, у которой было больше правильных записей.

Примерный материал. Слова: пить, шить, вить, лить.

Немая картинка.

Цель. Развитие умения выделять слова с изучаемой орфо­граммой; закрепление правописания этих слов.

Оборудование. Карточки с ь; сюжетная картинка: парк, деревья, воробьи на дорожке, скамья на аллее. В парке девочки в на­рядных платьях, малыши с игрушками (ружьями, обезьянкой). Идут мальчики, у них планер с большими красивыми крыльями. (См. При­ложение.)

Ход игры. Ученики рассматривают картинку, Учитель предлагает найти на картинке предметы, в названиях которых есть разделительный ь. Ребята, нашедшие такие предметы, выходят к доске и вставляют карточку с разделительным ъ в прорезь картинки или ставят на желоб доски, доказывая правильность выполнения задания четким проговариванием слова с разделительным мягким знаком. Правильные ответы поощряются фишками.

Затем картинка озвучивается: учащиеся составляют предложения с названными словами. Если появляется новое слово с раздели­тельным б, оно также отмечается. Фишками оценивается составление предложения и называние нового слова с разделительным ь.

Примерный материал. Слова: деревья, воробьи, платье, ружье, обезьяна, друзья, крылья, скамья.

 

Картинное лото.

Цель. Активизация словаря на изучаемую орфограмму; закрепление правописания этих слов.

Оборудование. Карточки лото с картинками: платье, ружье, воробьи, муравьи, деревья, колосья, листья, обезьяна, перья, свинья, скамья, стулья — в различных сочетаниях, по три картинки на каждой карточке лото; карточки со словами для ведущего; покрыш­ки, т. е. квадраты, которыми надо будет закрывать картинки. (См. Приложение.)

Ход игры. См. тему «Мягкий знак на конце и в середине слова», с. 44.

 

Словарная копилка.

Цель. Накопление словаря на изучаемую орфограмму; закреп­ление правописания слов.

Оборудование. Планшетка с кармашками; полоски бумаги или картона для записи слов.

Ход игры. Учитель уточняет у детей, как они понимают слово копилка, затем показывает планшетку и говорит: «Посмотрите, ребята, на эту копилку. Она особенная. С сегодняшнего дня мы будем в ней накапливать слова с разделительным ь. Это копилка словарная».

Ученики по очереди предлагают слова с разделительным ь. Произносят слова по слогам, выделяя слог с изучаемой орфограммой, записывают (каждый свое слово) на полосках бумаги и кладут в копилку. После того как все «внесли свой вклад», учитель пред­лагает ребятам пополнять копилку новыми словами на правила, которые будут встречаться в дальнейшей работе. К копилке также можно обращаться за помощью (при проверке написанного, при подготовке к диктанту).

Игра проводится индивидуально или как соревнование рядов.

Комментарий для учителя. Такую же игру можно проводить при изучении любого правила.

 

Юннаты.

Цель. Накопление словаря на изучаемую орфограмму; за­крепление правописания слов.

Оборудование. Картинка с изображением леса, под ней на­писано: Вот... следы. Тут... дупло. На дереве... гнездо. В траве... перо. Здесь... нора.

Ход игры. Учитель уточняет, как дети понимают слово юннаты, и говорит: «Ребята, вы все сейчас юннаты. Вы пришли в этот лес, —показывает на картинку.— Лесные жители — звери и птицы — народ осторожный и пугливый. Все они спрятались. По каким приметам можно узнать, кто живет в лесу? Что вы, юннаты, видите? Ответить на вопрос вам поможет эта запись».

Ребята читают предложения под картинкой, вставляя вместо точек подходящие слова с разделительным ь (притяжательные прилагательные), например: Вот кабаньи следы, Тут беличье дуп­ло. В каждом предложении ученики обязательно выделяют слово с разделительным ь, объясняют орфограмму. За правильный от­вет ученик получает жетон. В конце игры выявляются лучшие «юннаты».

ИГРОТЕКА

Лесенка.

Цель. Накопление словаря на изучаемую орфограмму; за­крепление правописания слов.

Оборудование. На доске нарисована «лесенка» с пустыми клетками внутри и с буквами в первых клетках горизонтальных рядов; на верхней ступеньке прикреплена фигурка какого-либо сказочного героя, например Буратино.

Ход игры. Учитель говорит: «Спуститься вниз по лесенке Буратино сможет только в том случае, если вы правильно запишете в клетках слова». Ученики коллективно отгадывают задуманное учителем слово, объясняют его написание и вписывают слово в клетки, после чего передвигают фигурку на одну ступеньку вниз.

 

1.Домики для пчел.

2.Снежная буря, метель.

3.Женская одежда.

4.Насекомые — санитары
леса.

5.Дикое животное жарких
стран, которое живет на дереве.

(Ульи, вьюга, платье, му­равьи, обезьяна.)

 

 

 

 

У          

 

 

в          
п            
м              
О              

 

 

 

и          

 

 

р          
с            
в              
н              

 

 

· Мужское имя.

· Огнестрельное оружие.

· Домашнее животное.

·  Фрукты или ягоды, сва­ренные в сахарном сиропе.

·  Плохая погода. (Илья, ружье, свинья, ва­ренье, ненастье.)

 

 

2. Начинай с буквы с.

Цель. Накопление словаря на изучаемую орфограмму; за­крепление правописания слов.

1. Слово, противоположное по значению слову горе

2. Лежит замарашка в щетинистой рубашке. Хвост крендельком
        Нос пятачком.

3.Отец,мать,дочь,сын— одним словом.

4Один сук, а много —....

Женское имя.

Спинка, сиденье да ножки

четыре —Нас вы увидите в каждой

квартире.

7. Угадай, какие птицы

Петь большие мастерицы?

(Счастье, свинья, семья,

сучья, Софья, стулья, соловьи.)

3. Кроссворды.

Цель. Накопление словаря на изучаемую орфограмму; за­крепление правописания слов.

По горизонтали. 1. Кондитер­ское изделие.

По вертикали. 2. Маленькие группы людей в составе отряда. 3. Дикое животное жарких стран, которое живет на дереве. 4. До­мики для пчел.

(Печенье, звенья, обезьяна, ульи.)

 

  5            
1              
   

 

 
2              
   

 

   
3          

 

   

 

 

4              

 

По горизонтали. 1. Осина, береза, дуб — что это?

2. Жен­ское имя.

3. Чье перо?

4. Чья берлога?

По вертикали. 5. Плохая по­года.

(Деревья, Татьяна, птичье, медвежья, ненастье.)

 

 




Загадки.

Цель. Развитие умения отгадывать загадки; закрепление пра­вописания слов (отгадок) с разделительным ь.

Вместо хвостика — крючок,

 Вместо носа — пятачок.

Пятачок дырявый, А крючок вертлявый. (Свинья.)

 

Зимой молчат, Весной зажурчат,

Жителей лесных Водой напоят. (Ручьи.)

 

Из почек появляются,

Весной распускаются,

Осенью увядают

 И все опадают. (Листья.)

 

Зверь смешной в огромной

клетке

С ветки прыгает на ветку.

 Ест бананы, сладости,

К общей детской радости. (Обезьяна.)

 

Стайкой шумной прилетели,

 Крошки, зернышки все съели.

—  Чик-чик,— чирикают

в окошко:

—  Насыпьте нам еще

немножко! (Воробьи.)

 

Говорят, они воришки,

Эти серые малышки.

И шумливы, и драчливы,

Все щебечут:

—  Чьи вы? Чьи вы? (Воробьи.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: