Подбери противоположное по значению слово

Цель. Активизация словаря; закрепление правописания безу­дарных гласных.

Ход игры. Учитель называет по одному слову для каждого ряда. Ученики должны подобрать слово, противоположное по зна­чению, назвать в нем безударный гласный, подобрать проверочное слово. Если один ряд не справляется с заданием, он получает штрафное очко, а это задание выполняет другой ряд. Выигрывает команда, у которой к концу игры меньше штрафных очков.

Примерный материал. Слова: друзья (враги), лето (зима), близко (далеко), лживый (правдивый), ругать (хвалить), маленький (большой), сытый (голодный), начало (конец), старый (молодой), хороший (плохой), вредный (полезный), пресный (соле­ный), теплый (холодный), утро (вечер), легкий (тяжелый), трудолюбивый (ленивый), темно (светло).

 

Немая картинка.

Цель. Развитие умения находить слова с безударной гласной.

Оборудование. Сюжетная картинка: весна. На переднем плане двор, дом, сарай. У сарая дрова. Видна кое-где земля и трава. Дерево. На дереве грачи вьют гнезда. У крыльца ведро с водой. Девочка гонит козу. На заднем плане: деревенская улица, дома. (См. Приложение.) Набор карточек с гласными о, е, а.

Ход игры. Класс молча рассматривает картинку. Учитель предлагает найти на ней предметы, в названиях которых есть безударный гласный. Ученики, нашедшие эти предметы и опреде­лившие гласный, выходят к доске и вставляют соответствующую букву в прорезь картинки, объясняя правильность выполнения зада­ния. Ответы детей поощряются фишками.

Затем картинка озвучивается: учащиеся составляют по ней пред­ложения. Фишками оценивается правильно составленное предложе­ние и выделение нового слова с безударным гласным.

- Картинка убирается, а ученики записывают слова с безударными гласными по памяти. Запись также отмечается дополнительными фишками. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.

 

Викторина.

Цель. Активизация словаря; развитие умения иллюстрировать правило примерами.

Оборудование. Полоски бумаги с заданиями.

Ход игры. Учитель раздает каждому ученику по одной-две полоски с заданиями. По сигналу учителя они должны прочитать вопросы и письменно на них ответить. Выигрывает тот, кто первым наиболее правильно и полно ответил на вопросы.

Примерный материал.

Названия каких времен года имеют безударную гласную в корне? (Зима, весна, осень.)

В названиях каких животных встречается безударный гласный в корне? (Свинья, лиса, коза, осел.)

В названиях каких птиц есть безударный гласный в корне? (Сова, снегирь, скворец.)

ИГРОТЕКА

Кроссворды.

Цель. Активизация словаря; закрепление правописания слов с безударными гласными.

Оборудование. Начерченные на доске кроссворды; в центре кроссвордов находятся буквы о, е, и, закрытые чистым листом бумаги (они открываются только в конце работы).

Ход игры. Учитель объявляет, что надо отгадать для заполне­ния клеток под номерами 1, 2, 3 и т. д. Учащиеся, отгадавшие слово, вписывают его на доске в соответствующий ряд клеток. Каждый выход награждается фишкой. После заполнения кроссворда откры­вается квадрат с буквой. Неправильно записавший слово возвра­щает фишку. Выявляется победитель.

 

 

 

  1        

 

    2              
  3                
4      

О

5      
6       7      
  8                
    9              

 

  10        

 

 

 

 

 

 

    1              

 

    2      

Е

3          
  4         5          
6           7         |
  8         9          
    10       11          

 

    12              

 

      

 

    1            
  2              
з      

И

4      
5       6      
  7              
    8            

 

Комментарий для учителя. Если игра идет с одним кроссвордом, задание учителя выполняет любой ученик класса. Для игры-соревнования требуется столько кроссвордов, сколько команд в классе. Задания записываются на доске или даются на листке каждой команде.

Примерный материал.

С буквой о:

1. Ночная птица. (Сова.)

2. Сигнал, предупреждающий о начале и конце урока. (Звонок.)

3. Столовая для зимующих птиц. (Кормушка.)

4. Нижняя конечность человека. (Нога.)

5. Дом диких животных в земле. (Нора.)

6. Домашнее животное, дающее молоко. (Коза.)

7. Капельки влаги на траве. (Роса.)

8. Узкая протоптанная дорожка. (Тропинка.)

9. Свободное от деревьев место в лесу. (Поляна.)

10.  Домашнее животное. (Осел.)

 

С буквой е:

1. Птичий домик. (Гнездо.)

2. Ползающее животное с извивающимся туловищем. (Змея.)

3. Водоем. (Река.)

4. Время года. (Весна.)

5. Сиденье для езды верхом на лошади. (Седло.)

6. Школьник. (Ученик.)

7. Человек, охраняющий лес. (Лесник.)

8. Крупа из проса. (Пшено.)

9. Предмет, с помощью которого плывут на лодке. (Весло.)

 

10. Маленький населенный пункт. (Село.)

11. Прибор, которым взвешивают. (Весы.)

12. Предмет, которым украшают верхушку новогодней елки. (Звезда.)

 

С буквой и:

1. Очень сильный человек. (Силач.)

2. Учебный предмет для черчения, (Линейка.)

3. Столярный инструмент. (Пила.)

4. Дикое животное с пушистым хвостом. (Лиса.)

5. Холодное время года. (Зима.)

6. Часть головы. (Лицо.)

7. Милицейский сигнал. (Свисток.)

8. Предмет, на котором готовят пищу. (Плита.)

 

II. Начинай с буквы с.

1. Комната для еды.

2. Мастер по дереву.

3. Член семьи.

4. Хвойное дерево

5. Ночная птица.

6. Часть комнаты.

7. Окно — это рама и....

8. Домашнее животное.

9. Частичка снега.(Столовая, столяр, сес­тра, сосна, сова, стена, стекло, свинья, снежинка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: