Цель. Отработка способов проверки написания слов со звонкими и глухими согласными в середине слова.
Ход игры. Учитель произносит слова с уменьшительно-ласкательным значением (называет «маленькие» предметы), а ученики — родственные им слова без этого значения («большие» предметы). Подобрав родственное слово, они поясняют, какую согласную надо писать в первом случае, например: «Дубки — дубы. В слове дубки пишем букву б».
Игра может быть организована по рядам или индивидуально.
Примерный материал. Слова: дубки, грибки, губки, рыбка, лапка, репка, головка, канавка, островки, травка, ягодка, лошадки, березка, глазки, мышки, кашка.
Скажи о предмете ласково.
Цель. Отработка способов проверки написания слов со звонкими и глухими согласными в середине слова.
Ход игры. Учитель называет предмет, а ученик изменяет слово так, чтобы предмету было дано ласковое название, и объясняет, какая согласная пишется в первом случае: «Коробка — коробочка. В слове коробка пишем букву б. Бумажка — бумажечка. В слове бумажка пишем букву ж».
|
|
Примерный материал. Слова: коробка, трубка, юбка, кепка, кнопка, шапка, булавка, веревка, винтовка, морковка, будка, дудка, лодка, незабудка, ветка, клетка, сетка, утка, блузка, повязка, указка, сказка, занавеска, редиска, краска; бумажка, дорожка, книжка, кружка, ложка, ножка, подружка, верхушка, игрушка, избушка, кошка, крошка, лягушка, матрешка,рубашка,чашка.
Назови один предмет.
Цель. Отработка способов проверки написания слов со звонкими и глухими согласными в середине слова.
Ход игры. Учитель называет много одинаковых предметов (т. е. имя существительное во множественном числе), а ученик соответственно — один предмет, объясняя, какую согласную надо писать в первом случае в середине слова: «Дубки — дубок. В слове дубки пишем букву б».
Примерный материал. Слова: дубки, грибки, зубки, клубки, островки, когти, локти, гудки, порядки, бережки, дружки, пирожки, прыжки, рожки, сапожки, снежки, флажки, порошки, глазки, колоски, куски.
Комментарий для учителя. Три вышеописанных игры можно проводить с мячом.
Назови слово, противоположное по значению.
Цель. Отработка способов проверки написания слов со звонкими и глухими согласными в середине слова; активизация словаря.
Ход игры. Класс делится на две-три группы: по рядам или на девочек и мальчиков. Учитель называет слово каждой команде по порядку. В ответ любой ученик из группы должен сказать слово, противоположное по значению заданному, выделить в нем сомнительный согласный, подобрать проверочное слово. Победителем считается команда, которая даст больше правильных ответов. В случае затруднения команды помогают друг другу, получая за это дополнительное очко.
|
|
Примерный материал. Слова: смелый (робкий), неуклюжий (ловкий), тяжелый (легкий), твердый (мягкий), шершавый (гладкий), густой (жидкий), кислый (сладкий), далекий (близкий), высокий (низкий), широкий (узкий), частый (редкий).
Куда причалят лодки?
Цель. Закрепление правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова.
Оборудование. Две плоские фигурки лодок с парусами; на парусе одной лодки написана буква б, на парусе другой — буква п (или д и т, з и с, ж и ш). На доске записаны столбиком слова с пропущенными оппозиционными согласными.
Ход игры. Играющие по порядку выходят к доске. Каждый ученик работает с одним словом. Он должен выбрать лодку с нужной согласной, подвести ее к данному слову, доказать правильность своих действий подбором проверочного слова и вписать букву на место пропуска.
Примерный материал. Слова: чашка, ложка, книжка, бумажка, катушка, пушка, обложка, крышка, флажки, кошка, пирожки, мышка, снежки, верхушка, кружка, дорожка; рыбка, юбка, репка, кнопка, кепка, трубка, зубки, лапки, грибки, губки. шапка, коробка, дубки, голубка, папка, ошибка; грядка, дудка, загадка, утка, шутка, зарядка, беседка, лодка, тетрадка, соседка, сетка, клетка, будка, гудки, ветка, ягодка; березка, блузка, миска, краска, глазки, указка, редиска, сказка, доска, салазки, замазка, заморозки, обрезки, занавеска, колоски, куски.
Лесенка.
Цель. Закрепление правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова.
Ход игры. Ученики по очереди выходят к доске и, «шагая» вниз по лесенке, на каждой ступеньке вставляют в слово пропущенную букву, предварительно подобрав проверочное слово.
Дополнительный материал. Слова: таз, дед; пруд, клюв; стриж, столб; остров, творог; хоровод, самолет.
Н | О | |||||
С | н | Е |
| |||
3 | А | В | О |
| ||
С | У | Г | р | О | ||
г | А | Л | с | т | У |
д | у | ||||||
ф | л | А |
| ||||
О | Б | Р | Ы |
| |||
с | т | О | Р | О |
| ||
р | А | С | С | К | А | ||
к | А | Р | А | Н | Д | А |
ю | К | А | ||||||
Б | У | К | А |
| ||||
Б | Л | У | К | А |
| |||
В | А | Р | Е | К | А |
| ||
В | Ы | С | Т. | А | К | А | ||
Н | Е | 3 | А | Б | У | К | А |
Ц | Е | Ь | |||||
Г | Р | я | ь |
| |||
Г | В | О | 3 | ь |
| ||
м | О | р | К | О | ь | ||
с | к | А | т | Е | р | ь |
Игра с карточками.
Цель. Закрепление правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова.
Оборудование. У каждого ученика две карточки с парными — звонкой и глухой — согласными.
Ход игры. Учитель читает слова на изучаемое правило. Ученики должны поднять карточку с той буквой, которую следует писать в названном слове. В качестве поощрения каждому ряду даются фишки, если все учащиеся подняли нужную карточку. В конце игры их количество подсчитывается, объявляется победитель.
Помоги Незнайке.
Цель. Уточнение словаря; закрепление правописания слов с глухими и звонкими согласными на конце и в середине.
Оборудование. Фигурка Незнайки; альбом предметных картинок, в названиях которых есть изучаемая орфограмма. Правильные и ошибочные подписи под картинками. (См. Примерный материал).
Ход игры. Учитель сообщает классу, что к ним пришел в гости Незнайка (выставляется фигурка Незнайки). Он принес альбом с картинками. Каждую картинку Незнайка подписал, но не все предметы назвал правильно и точно. Нужно помочь Незнайке исправить ошибки. Учитель показывает альбом. Дети рассматривают каждую картинку, прочитывают подпись, устанавливают, соответствует ли она изображенному на картинке предмету, подбирают правильное название и записывают его на листе бумаги.
|
|
По указанию учителя один из учеников объясняет правописание слова и получает фишку в качестве поощрения. Когда все названия будут записаны и объяснены, учитель выясняет, кто, помогая Незнайке, все записал точно. За правильно выполненную работу учащиеся получают дополнительные фишки.
Примерный материал. Слова: 1) указка, кружка (подписано чашка), коробка (подписаноящик), избушка, будка (подписано клетка), булавка (подписано иголка); 2) ландыш (подписано ромашка), сапог, клюв (подписано нос), арбуз (подписано дыня), голубь (подписано галка), огород, шляпа (подписано шапка). (См. Приложение.).
ИГРОТЕКА
Цель. Активизация словаря; закрепление правописания слов со звонкой или глухой согласной на конце и в середине слова.
Ход игры. См. тему «Мягкий знак на конце и в середине слова» на с. 49.
1. Начни с буквы м.
м | м | м | м | м | м | м |
|
|
|
| |||
1. Переход через реку.
2. Знак вычитания.
3. Дикий зверь.
4. Куклы одна в другой.
5. Овощ.
6. Сильный холод.
7. Напиток из ягод.
(Мост, минус, медведь, матрешка, морковь, мороз, морс.)
г | г | г | г | г | г | г | г |
2. Начни с буквы г.
1. Дикая и домашняя птица
2. Большой населённый пункт
3. Свисток автомобиля
4. Сыроежка ─ это ….
5. Дикая и домашняя птица
6. Земля, перемешанная с водой.
7. Помещение для автомобилей.
8. Место для посадки овощей.
(Голубь, город, гудок, гриб, гусь, грязь, гараж, грядка)
Начни с буквы к
· Место птицы в доме
к | к | к | к | к | к | ||
| |||||||
|
· Красная жидкость в теле человека
· Квадрат, треугольник, ….
· Нос птицы.
· Домашнее животное.
· Стакан с ручкой.
(Клетка, кровь, круг, клюв, кошка, кружка.)
с | с | с | с | с | с |
4. Начни с буквы с.
1. Музыкальный инструмент.
2.Игра со снегом.
3.Высокая обувь из резины.
4.Человек, который живет
рядом.
5.Часть слова.
6.Отпечаток ноги на снегу, на песке.
(Скрипка, снежки, сапог, сосед, слог, след.)