Назови большие предметы

Цель. Отработка способов проверки написания слов со звон­кими и глухими согласными в середине слова.

Ход игры. Учитель произносит слова с уменьшительно-ласка­тельным значением (называет «маленькие» предметы), а ученики — родственные им слова без этого значения («большие» предметы). Подобрав родственное слово, они поясняют, какую согласную надо писать в первом случае, например: «Дубкидубы. В слове дубки пишем букву б».

Игра может быть организована по рядам или индивидуально.

Примерный материал. Слова: дубки, грибки, губки, рыбка, лапка, репка, головка, канавка, островки, травка, ягодка, лошадки, березка, глазки, мышки, кашка.

 

Скажи о предмете ласково.

Цель. Отработка способов проверки написания слов со звон­кими и глухими согласными в середине слова.

Ход игры. Учитель называет предмет, а ученик изменяет слово так, чтобы предмету было дано ласковое название, и объясняет, какая согласная пишется в первом случае: «Коробкакоробочка. В слове коробка пишем букву б. Бумажка — бумажечка. В слове бумажка пишем букву ж».

Примерный материал. Слова: коробка, трубка, юбка, кеп­ка, кнопка, шапка, булавка, веревка, винтовка, морковка, будка, дудка, лодка, незабудка, ветка, клетка, сетка, утка, блузка, повязка, указка, сказка, занавеска, редиска, краска; бумажка, дорожка, книжка, кружка, ложка, ножка, подружка, верхушка, игрушка, избушка, кошка, крошка, лягушка, матрешка,рубашка,чашка.

Назови один предмет.

Цель. Отработка способов проверки написания слов со звон­кими и глухими согласными в середине слова.

Ход игры. Учитель называет много одинаковых предметов (т. е. имя существительное во множественном числе), а ученик соот­ветственно — один предмет, объясняя, какую согласную надо писать в первом случае в середине слова: «Дубкидубок. В слове дубки пишем букву б».

Примерный материал. Слова: дубки, грибки, зубки, клубки, островки, когти, локти, гудки, порядки, бережки, дружки, пирожки, прыжки, рожки, сапожки, снежки, флажки, порошки, глазки, колоски, куски.

Комментарий для учителя. Три вышеописанных игры можно проводить с мячом.

Назови слово, противоположное по значению.

Цель. Отработка способов проверки написания слов со звон­кими и глухими согласными в середине слова; активизация словаря.

Ход игры. Класс делится на две-три группы: по рядам или на девочек и мальчиков. Учитель называет слово каждой команде по порядку. В ответ любой ученик из группы должен сказать слово, противоположное по значению заданному, выделить в нем сомнительный согласный, подобрать проверочное слово. Победи­телем считается команда, которая даст больше правильных ответов. В случае затруднения команды помогают друг другу, получая за это дополнительное очко.

Примерный материал. Слова: смелый (робкий), неуклю­жий (ловкий), тяжелый (легкий), твердый (мягкий), шершавый (гладкий), густой (жидкий), кислый (сладкий), далекий (близкий), высокий (низкий), широкий (узкий), частый (редкий).

Куда причалят лодки?

Цель. Закрепление правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова.

Оборудование. Две плоские фигурки лодок с парусами; на парусе одной лодки написана буква б, на парусе другой — буква п (или д и т, з и с, ж и ш). На доске записаны столбиком слова с пропущенными оппозиционными согласными.

Ход игры. Играющие по порядку выходят к доске. Каждый ученик работает с одним словом. Он должен выбрать лодку с нужной согласной, подвести ее к данному слову, доказать пра­вильность своих действий подбором проверочного слова и вписать букву на место пропуска.

Примерный материал. Слова: чашка, ложка, книжка, бумажка, катушка, пушка, обложка, крышка, флажки, кошка, пирожки, мышка, снежки, верхушка, кружка, дорожка; рыбка, юбка, репка, кнопка, кепка, трубка, зубки, лапки, грибки, губки. шапка, коробка, дубки, голубка, папка, ошибка; грядка, дудка, загадка, утка, шутка, зарядка, беседка, лодка, тетрадка, сосе­дка, сетка, клетка, будка, гудки, ветка, ягодка; березка, блузка, миска, краска, глазки, указка, редиска, сказка, доска, салазки, замазка, заморозки, обрезки, занавеска, колоски, куски.

Лесенка.

Цель. Закрепление правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова.

Ход игры. Ученики по очереди выходят к доске и, «шагая» вниз по лесенке, на каждой ступеньке вставляют в слово про­пущенную букву, предварительно подобрав проверочное слово.

Дополнительный материал. Слова: таз, дед; пруд, клюв; стриж, столб; остров, творог; хоровод, самолет.

Н О          
С н Е  

 

3 А В О  

 

С У Г р О    
г А Л с т У  

 

 

д у            
ф л А    

 

О Б Р Ы  

 

с т О Р О  

 

р А С С К А    
к А Р А Н Д А  

 

ю   К А          
Б У   К А    

 

Б Л У   К А  

 

В А Р Е   К А

 

В Ы С Т. А   К А  
Н Е 3 А Б У   К А
Ц Е   Ь        
Г Р я   ь

 

Г В О 3   ь

 

м О р К О   ь  
с к А т Е р   ь

Игра с карточками.

Цель. Закрепление правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова.

Оборудование. У каждого ученика две карточки с парны­ми — звонкой и глухой — согласными.

Ход игры. Учитель читает слова на изучаемое правило. Ученики должны поднять карточку с той буквой, которую следует писать в названном слове. В качестве поощрения каждому ряду даются фишки, если все учащиеся подняли нужную карточку. В конце игры их количество подсчитывается, объявляется победитель.

 

Помоги Незнайке.

Цель. Уточнение словаря; закрепление правописания слов с глухими и звонкими согласными на конце и в середине.

Оборудование. Фигурка Незнайки; альбом предметных кар­тинок, в названиях которых есть изучаемая орфограмма. Правильные и ошибочные подписи под картинками. (См. Примерный материал).

Ход игры. Учитель сообщает классу, что к ним пришел в гости Незнайка (выставляется фигурка Незнайки). Он принес альбом с картинками. Каждую картинку Незнайка подписал, но не все предметы назвал правильно и точно. Нужно помочь Незнайке испра­вить ошибки. Учитель показывает альбом. Дети рассматривают каждую картинку, прочитывают подпись, устанавливают, соответст­вует ли она изображенному на картинке предмету, подбирают правильное название и записывают его на листе бумаги.

По указанию учителя один из учеников объясняет правописание слова и получает фишку в качестве поощрения. Когда все названия будут записаны и объяснены, учитель выясняет, кто, помогая Не­знайке, все записал точно. За правильно выполненную работу уча­щиеся получают дополнительные фишки.

Примерный материал. Слова: 1) указка, кружка (подпи­сано чашка), коробка (подписаноящик), избушка, будка (подписано клетка), булавка (подписано иголка); 2) ландыш (подписано ро­машка), сапог, клюв (подписано нос), арбуз (подписано дыня), голубь (подписано галка), огород, шляпа (подписано шапка). (См. Приложение.).

 

 

ИГРОТЕКА

Цель. Активизация словаря; закрепление правописания слов со звонкой или глухой согласной на конце и в середине слова.

Ход игры. См. тему «Мягкий знак на конце и в середине слова» на с. 49.

1. Начни с буквы м.

 

 

 

 

 

 

м м м м м м м
             
             
             
             

 

 

     

 

 

     
         

1. Переход через реку.

2. Знак вычитания.

3. Дикий зверь.

4. Куклы одна в другой.

5. Овощ.

6. Сильный холод.

7. Напиток из ягод.
(Мост, минус, медведь, матрешка, морковь, мороз, морс.)

 

 

г г г г г г г г
               
               
               
           
           

 2. Начни с буквы г.

1. Дикая и домашняя птица

2. Большой населённый пункт

3. Свисток автомобиля

4. Сыроежка ─ это ….

5. Дикая и домашняя птица

6. Земля, перемешанная с водой.

7. Помещение для автомобилей.

8. Место для посадки овощей.

                                                            (Голубь, город, гудок, гриб, гусь, грязь, гараж, грядка)


Начни с буквы к

· Место птицы в доме

к к к к к к
            
           
           
   

 

   
   

 

   

· Красная жидкость в теле человека

· Квадрат, треугольник, ….

· Нос птицы.

· Домашнее животное.

· Стакан с ручкой.

(Клетка, кровь, круг, клюв, кошка, кружка.)

с с с с с с
           
           
           
         
     
     

4. Начни с буквы с.

1. Музыкальный   инстру­мент.

2.Игра со снегом.

3.Высокая обувь из резины.

4.Человек, который живет
рядом.

5.Часть слова.

6.Отпечаток ноги на сне­гу, на песке.

(Скрипка, снежки, сапог, со­сед, слог, след.)

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: