Угадай последнее слово и запиши его

Цель. Активизация словаря; закрепление правописания слов с разделительным ь.

 

Постирайте и погладьте

К школе форменное... (платье).

 

Мы едем в дальние края.

 Прощайте, верные... (друзья)!

 

Съел сластена в воскресенье

 Все вишневое... (варенье).

 

Мы с сестренкою вдвоем

Утром чай горячий... (пьем).

 

Мама, папа, брат и я —

Вот и вся моя... (семья).

 

Сейчас я пуговку свою

Сам крепко-накрепко... (пришью).

 

На кормушке сидя, птицы

Чистят клювики свои.

Тут чижи, щеглы, синицы

И проныры... (воробьи).

 

На скамейке у ворот

Лена горько слезы... (льет).

 

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом — снега да... (вьюга).

 

До чего цветы в садах

Буйно расцвели!

Распевают песни в них

Звонко... (соловьи).

У меня сосед,

Ему десять лет.

Знают все, что он и я

Неразлучные... (друзья).

 

К дню рожденья Кате

Мама сшила... (платье).

 

Звонко у моих ворот

Резвый конь копытом... (бьет).

УДАРЕНИЕ. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Верно — неверно.

Цель. Развитие умения слышать ударный гласный в слове.

Ход игры. Учитель на доске записывает столько слов, сколько учащихся в классе. Игра ведется как соревнование рядов. Учитель ставит над первым словом значок ударения. Он может быть по­ставлен правильно или ошибочно. Представитель одного из рядов произносит слово, выделяя голосом указанный ударный слог, и говорит, верно или неверно отмечено ударение. Если значок по­ставлен неправильно, слово произносится еще раз с нужным ударе­нием и исправляется ошибка. Такую же работу со следующим словом проводит ученик из другого ряда и т. д.

За каждый точный ответ ряду насчитывается два балла. Если ученик выполняет только одну из двух частей задания (произносит слово в соответствии со значком ударения, поставленным учителем, или называет правильно ударный гласный), ряд получает одно очко, а второе передается другому ряду, дополнившему ответ.

Комментарий для учителя. Слова подбираются в два или три слога в зависимости от программных требований к данному классу.

 

Один — два. Один — два — три.

Цель. Развитие умения слышать ударный гласный в слове.

Оборудование. Предметные картинки, названия которых произносятся с ударением на первом, втором, третьем слоге.

Ход игры. Картинки выставляются на доске или наборном полотне. Каждая команда получает одну из цифр— 1, 2 или 3 и соответственно ей подбирает картинки с ударением на первом, втором или третьем слоге (см. комментарий к предыдущей игре). Представители команд берут по одной картинке. Следующий ученик команды выходит тогда, когда предыдущий садится на место.

Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим числом ошибок закончила игру.

 

Назови много предметов.

Цель. Отработка способа проверки безударных гласных.

Ход игры. Учитель называет один предмет, а ученик называет много таких предметов и объясняет, какую гласную надо писать в корне обоих слов. За каждый правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.

Примерный материал. Слова; страна, волна, коса, дос­ка, толпа, тропа, ведро, весна, звезда, звено, свеча, село, письмо, плита, свинья, ядро, яйцо, трава, вода, гора, коза, нога, нора, оса, роса, сова, сосна, змея, перо, река, стена, зима, лицо, пила, число, пятно.

Назови один предмет.

Цель. Отработка способа проверки безударных гласных.

Ход игры. Учитель говорит слово, обозначающее много оди­наковых предметов, а ученик называет один такой предмет и объяс­няет, какую гласную надо писать в корне слова. За правильный-от­вет ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.

Примерный материал. Слова: враги, глаза, грачи, сады, тазы, шаги, шары, шарфы, бока, дожди, дома, дворы, кроты, моря, мосты, ножи, плоды, поля, рога, слоны, сомы, столы, холмы, дела, леса, меха, мечи, следы, снега, хлеба, винты, грибы, листы, мячи, ряды.

 

Подпиши картинку.

Цель. Закрепление правописания безударных гласных и спо­собов их проверки.

Оборудование. Для каждого ряда набор предметных кар­тинок по количеству играющих.

Ход игры. Учитель говорит, а класс повторяет за ним:

 

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты ее немедленно

Ставь под ударение.

 

Работу начинают одновременно представители всех рядов. Они берут каждый из своей стопки верхнюю картинку, записывают ее название на доске в специально отведенном для группы месте и ставят ударение в слове. Если в корне имеется безударная гласная, рядом необходимо записать проверочное слово. После этого мелок передается следующему ученику ряда. В конце игры производится взаимопроверка записанных слов и подсчитываются штрафные очки за допущенные ошибки. Выигрывает ряд, полу­чивший меньше штрафных очков.

Комментарий для учителя. Картинки раскладыва­ются по стопкам с учетом возможностей каждого ученика. В рабо­ту могут быть включены также слова, написание которых не рас­ходится с произношением, и слова из словарика.

 

Заполни квадраты.

Цель. Закрепление правописания безударных гласных и спо­собов их проверки.

Оборудование. Прямоугольники, разделенные на квадраты.

В первых квадратах каждой строчки — рисунки.

Ход игры. См. тему «Звуки и буквы», с. 15.

Комментарий для учителя. Игру можно проводить ин­дивидуально. Тогда каждый из играющих получает карточку и каран­дашом записывает слова. Пять учеников, раньше всех и правильно заполнившие квадраты, получают отличные оценки. Этот вариант игры дает возможность индивидуализировать задание по сложности.

Соревнуемся.

Цель. Закрепление правописания слов с безударной гласной. Ход игры. На доске записаны в два или три столбика (по числу рядов) слова с пропущенной безударной гласной. От каждого ряда по одному выходят ученики, пишут проверочное слово, вставляют безударную гласную. Когда работа закончена, группы производят взаимную проверку выполнения задания. Выиг­рывает та группа, которая правильно выполнила свою работу и исправила ошибки у соперника.

 

Три пирамиды.

Цель. Закрепление правописания слов с безударной гласной. Оборудование. На доске три пирамиды, в кольца которых вписаны слова с пропущенной безударной гласной.

Ход игры. По сигналу учителя к доске выходят представители каж­дого ряда, вписывают букву в нижнее кольцо и передают мел следующему. Побеждает тот ряд, который быстрее других «собрал» свою пирамиду, т. е. добрался до верхнего кольца и не сделал ошибок.

 

Покажи гласную.

Цель. Закрепление правописания слов с безударной гласной.

Оборудование. У каждого ученика карточки с гласными буквами а, о, е, и, я.

Ход игры. Учитель называет слова с безударными гласными в корне, а ребята должны показать карточки с гласной, которую необходимо писать в этом слове. По вызову учителя один из уче­ников подбирает проверочное слово. За каждый правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто соберет больше фишек.

Примерный материал. Слова: грани, сады, трава, шары, вода, гора, дома, дрозды, коза, нора, нога, оса, роса, слоны, сова, сосна, змея, леса, перо, река, стена, зима, лиса, лицо, пила, число, мячи, пятно, ряды.

 

Волшебная яблоня.

Цель. Закрепление правописания слов с безударной гласной.

Оборудование. На доске нарисована яблоня, к веткам прикреплены плоские картонные изображения яблок с буквами я, и, а, о, е. Яблок столько, сколько'учеников в классе. На доске также написаны в столбик слова с пропущенной безударной гласной.

Ход игры. Учитель говорит: «На этой яблоне выросли необыч­ные яблоки. Они очень крупные, и на них написаны буквы. Сорвать яблоко может только тот, кто скажет, какую букву надо писать в слове». Ученик выходит к доске, читает свое слово, говорит, какая буква пропущена, берет яблоко, на котором написана эта буква, и называет проверочное слово, доказывая верность своего выбора. Правильное выполнение задания оценивается игровой фишкой.

Примерный материал. Слова: глаза, вода, гнездо, грибы, пятно, мячи, весна, волна, земля, число, грачи, сосна, столы, трава, река, сестра, листок, пила.

Парный выход.

Цель. Закрепление правописания слов с безударной гласной.

Оборудование. Предметные картинки: пчела, змея, лиса, шары, сова, ведро, коза, звезда, яйцо, нора, осел, свеча, сосна, пила.

Ход игры. Команда мальчиков соревнуется с командой девочек. Двое учащихся, мальчик и девочка, выходят к доске, берут по картинке, записывают названия изображенных на картин­ках предметов, рядом пишут проверочные слова, выделяя ударную и безударную гласные в корне цветным мелком. Выявляется команда победителей по количеству правильно выполненных заданий.

Комментарий для учителя. Когда работа закончена, можно предоставить учащимся минуту для запоминания написанных слов. Затем запись на доске закрывается, а ученики по памяти записывают пары слов в тетради.

 

Лесенка.

Цель. Закрепление правописания слов с безударной гласной.

Оборудование. Нарисованные на доске «лесенки» со словами, в которых пропущены безударные гласные.

 

    3 м   я

 

  п л   т А

 

  3 в   3 д А
    с в   с т О к
  X л   п У ш к А
С в   т л я ч О К

 

  п О В   р

 

  С т Р   л А

 

  К О л   с К И
    н А р   Ж А т Ь
  3 А М   р 3 А т Ь
С к В   р Е ч Н и К

 

 

 

 

  У г   л

 

    п л   ч О

 

  3 В   н О к
    г р   ч А т А
  т р   п и н к А
П р   в д и в ы Й

 

  Р   к А

 

  к   в Е Р

 

  р   Е и Н А
    л   н Е й К А
  в   р X У ш к А
П   ч т А Л ь О Н

Ход игры. Класс делится на группы, у каждой своя «лесенка». Учащиеся выходят по очереди к доске и_ вставляют пропущенную букву в одном из слов начиная с верхней «ступеньки». Побеждает та группа, которая первой спустилась с «лесенки», не сделав при этом ни одной ошибки.

 

Соберем урожай.

Цель. Развитие умения объяснять правописание слов с безудар­ной гласной.

Оборудование. На фланелеграфе или магнитной доске две-три фигурки корзин с кармашками; фигурки различных ово­щей или фруктов, на обратной стороне которых написаны слова с пропущенной безударной гласной.

Ход игры. Класс делится на два-три отряда. Отряды выби­рают себе корзинку, в которую будут собирать урожай. Предста­вители каждого ряда выходят по порядку к столу, берут фигурку какого-либо овоща или фрукта, читают на обороте слово и, объяс­нив его правописание, вставляют пропущенную букву. Если объяс­нение правильное, фигурка кладется в отрядную корзинку. Выигрывает отряд, который к концу игры соберет больший урожай.

Комментарий для учителя. Вместо корзин можно дать изображение другой тары с набором любых предметов.

 

Лото.

Цель. Отработка объяснения правильного написания слов с безударной гласной.

Оборудование. Карточки лото с картинками: гора, коза, нога, оса, рога, слоны, сова, сосна, ведро, гнездо, звезда, змея, цветы, лиса, письмо, пила, мячи, яйцо,— подобранными в различных сочетаниях по три штуки; маленькие карточки с отдельными выше­перечисленными картинками для ведущего; у каждого ученика по три фишки. (См. Приложение.)

Ход игры. Ведущий берет свою карточку и называет кар­тинку. Ученики ищут ее на карточках лото. Кто нашел, подни­мает руку. Отвечающий должен повторить слово, указать, в написа­нии какой гласной он сомневается, подобрать проверочное слово и сказать, какую гласную надо писать. Например: «Сова. Я сом­неваюсь, как писать: сова или сава. Я проверяю — совы. Значит, после с пишем о». Если ответ правильный, ученики закрывают соответствующие картинки на своих карточках фишками. Выигры­вает тот ученик, который первым закрыл все картинки на своей карточке лото.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: