Командная (тоталитарная) система

Командная (тоталитарная) система – полная противоположность рыночной экономике. Командная система господствовала в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств с 1917 г. По 1992 г.

Характерными чертами командной экономики является общественная (государственная) форма собственности на все экономические ресурсы и коллективные принятие экономических решений. Руководство экономикой страны осуществлялось централизованно через государственное планирование.

Централизованное экономическое планирование охватило все уровни – от домашнего хозяйства до государственного. В начале 80-х годов число плановых показателей в СССР оценивалось в огромную величину: 2,7–3,6 млрд., в том числе в центре утверждалось порядка 2,7–3,5 млн.

Государство поставило под свой контроль все производство и распределение продукции, что полностью исключило свободные рыночные взаимосвязи между отдельными субъектами рынка. Отсутствие элементарных рыночных отношений полностью подорвало материальную заинтересованность физических и юридических лиц в результатах труда.

Централизация в управлении привела к монополизации производства и сбыта продукции. Гигантские монополии при отсутствии конкуренции выступали тормозом НТП Государственные плановые органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Государственное регулирование цен на фоне торможения научно-технического прогресса закономерно рождает экономику дефицита. Парадокс заключатся в том, что дефицит возникает в условиях всеобщей занятости и почти, полной загрузки производственных мощностей.

Централизованное планирование осуществлялось не только в процессе производства, но и в распределении материальных благ, трудовых к финансовых ресурсов. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие ВПК.

Происходило всеохватывающее огосударствление экономики, породившие острое противоречия между действительным уровнем обобществлением производства и абсолютным господством государственной собственности, тем самым – противоречия между коренными интересами всех трудящихся, приумножающих эту собственность, и интересами присваивающей результаты их труда государственной властью.

Это противоречие могло разрешиться путем коренной реформы существующей формы собственности, т.е.путем перехода к рыночным экономическим отношениям при наличии частной формы собственности.

Таким образом, совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм), современная рыночная экономика (современный капитализм), административно-командная и традиционная экономика.


2. Смешанная экономическая система (институты)

 

История развития человечества и его экономических отношений сделала свое дело. Ушел, в прошлое свободный рынок, воспетый А. Смитом, ушла, в отставку командная экономика. Пришла новая – смешанная экономическая система, синтезирующая элементы командной экономики и чистого капитализма.

Государство в современном, обществе играет значительную роль, но не переходя границ, которые нарушили бы экономические законы рынка. Государство определяет таможенную и налоговую политику, регулирует действие монополий на рынке, имеет свой сектор в экономике. Государство производит, а в отдельных случаях и распределяет товар и услуги, контролирует некоторые цены (например на энергонасители).

Сегодня ясно, что экономика не может быть оторвана от государства, как и государство не может функционировать, не опираясь на экономику. Но степень государственного вмешательства в экономику многие страны решают по-разному.

Американская модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии государственной политики социального равенства государство за счет частичных льгот создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группами населения.

Японская модель построена на сохранении национальных традиций одновременно при заимствовании у других стран всего того, что нужно для развития своей страны. Национальные традиции позволяют создавать такие модели управления и организации производства, которые дают наибольший эффект только в условиях Японии. Для японской национальной модели характерно развитое планирование и координация деятельности правительства и частного сектора. Экономического планирование государства носит рекомендательный (необязательный) характер. Планы (государственные программы) ориентируют отдельные звенья экономики на выполнение определенных общенациональных задач.

Шведская модель. Экономики отличаются активным участием государства в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта задача решается государством посредством высокой нормы налогообложения, которая составляет более 50% валового национального продукта.

Такая модель называется «Функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни, включая занятость, образование, социальное страхование, а также отдельные элементы инфраструктуры (транспорт, и т.д.) – на государство.

Главное достоинство шведской модели заключается в высоких темпах экономического роста, уровне занятости и благосостоянии населения.

Характерной чертой смешанной экономики является наиболее эффективное использование ресурсов, что способствует разработке и использованию совершенных технологий. Смешанная экономика характерна для демократического общества, следовательно, личная свобода является ее основой, позволяющей капиталам предпринимателей и рабочим перемещаться из отрасли в отрасль по собственному желанию, без государственных директив в поисках рационального предложения.

Таким образом, в каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории. Уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: