Построение линейного уравнения регрессии

По заданию необходимо было построить регрессионную модель со значимыми факторами в линейной форме.     

Оценка параметров регрессии осуществляется по методу наименьших квадратов. Для проведения регрессионного анализа с помощью пакета SPSS выполним следующие действия:

1. Выберем в верхней строке меню Анализ – Регрессия – Линейная.

2. Поместим переменную Y в поле для зависимых переменных, объявив переменные X1, X2, X2, X4, X5 независимыми (Рис. 2.3).

3. Используется установленный по умолчанию в поле «Метод» Исключение.

4. В полях панели Статистики следует отметить флажками Оценки, Согласие модели и критерий Дурбина-Уотсона (в нашей литературе – критерий Дарбина-Уотсона) (Рис. 2.4), затем нажмите Продолжить.

5. В полях панели Сохранить отметьте необходимые поля (Рис. 2.5) и нажмите Продолжить.

6. Не меняйте значения, установленные по умолчанию в полях панели Параметры. Они будут использованы для определения критерия Фишера с доверительной вероятностью 0,95.

7. Начните вычисления нажатием ОК.

 

 

 

Рис. 2.3. Диалоговое окно Линейная регрессия.

 

Рис. 2.4. Диалоговое окно Линейная регрессия: Статистики.

 

   

Рис.2.5. Диалоговое окно Линейная регрессия: Сохранить.

 

      Результаты регрессионного анализа приведены в следующих таблицах.

 

 При последовательном подборе переменных в SPSS предусмотрена автоматизация, основанная на значимости включения и исключения переменных.

В табл. 2.2 перечислены переменные, которые были последовательно исключены на каждом шаге.

Регрессия

Таблица 2.2.                      Включенные/исключенные переменные

Модель Включенные переменные Исключенные переменные Метод
1 Индекс потребительских расходов (%), Средняя цена товара у конкурентов (руб.), Расходы на рекламу (тыс. руб.), Цена товара (руб.), Время(a) . Принудительное включение
2 . Цена товара (руб.) Исключение (критерий: вероятность F-исключения >=.100).
3 . Средняя цена товара у конкурентов (руб.) Исключение (критерий: вероятность F-исключения >=.100).
4 . Время Исключение (критерий: вероятность F-исключения >=.100).

a Включены все запрошенные переменные

b Зависимая переменная: Объём реализации (млн. руб.)

 

В табл. 2.3 приведены значения коэффициента детерминации, коэффициента множественной корреляции, стандартная ошибка, коэффициент Дарбина – Уотсона последовательно для всех моделей. В последней строке приводятся данные для окончательной модели.

                                        Таблица 2.3. Сводка для модели

Модель R R квадрат Скорректированный R квадрат Стд. ошибка оценки Дурбин-Уотсон
1 .944(a) .891 .836 41.649  
2 .943(b) .889 .848 40.044  
3 .939(c) .882 .852 39.537  
4 .927(d) .859 .837 41.473 1.357

a Предикторы: (константа) Индекс потребительских расходов (%), Средняя цена товара у конкурентов (руб.), Расходы на рекламу (тыс. руб.), Цена товара (руб.), Время

b Предикторы: (константа) Индекс потребительских расходов (%), Средняя цена товара у конкурентов (руб.), Расходы на рекламу (тыс. руб.), Время

c Предикторы: (константа) Индекс потребительских расходов (%), Расходы на рекламу (тыс. руб.), Время

d Предикторы: (константа) Индекс потребительских расходов (%), Расходы на рекламу (тыс. руб.)

e Зависимая переменная: Объём реализации (млн. руб.)

 

В табл. 2.4 приведены результаты дисперсионного анализа и значения F-критерия, полученные на каждом шаге.

 

Таблица 2.4.                     Дисперсионный анализ(e)

Модель   Сумма квадратов ст.св. Средний квадрат F Знч.

1

Регрессия 141371.778 5 28274.356 16.300 .000(a)
Остаток 17346.660 10 1734.666    
Итого 158718.437 15      

2

Регрессия 141079.525 4 35269.881 21.995 .000(b)
Остаток 17638.912 11 1603.537    
Итого 158718.437 15      

3

Регрессия 139960.250 3 46653.417 29.845 .000(c)
Остаток 18758.188 12 1563.182    
Итого 158718.437 15      

4

Регрессия 136358.334 2 68179.167 39.639 .000(d)
Остаток 22360.104 13 1720.008    
Итого 158718.437 15      

a Предикторы: (константа) Индекс потребительских расходов (%), Средняя цена товара у конкурентов (руб.), Расходы на рекламу (тыс. руб.), Цена товара (руб.), Время

b Предикторы: (константа) Индекс потребительских расходов (%), Средняя цена товара у конкурентов (руб.), Расходы на рекламу (тыс. руб.), Время

c Предикторы: (константа) Индекс потребительских расходов (%), Расходы на рекламу (тыс. руб.), Время

d Предикторы: (константа) Индекс потребительских расходов (%), Расходы на рекламу (тыс. руб.)

e Зависимая переменная: Объём реализации (млн. руб.)

 

В табл. 2.5 в первом столбце указан номер модели, во втором – перечисляются используемые в модели независимые переменные, а в третьем столбце содержаться коэффициенты уравнения регрессии. В четвертом столбце содержаться стандартные ошибки коэффициентов уравнения регрессии, в пятом – стандартизованные коэффициенты, а в шестом – t- статистика, используемая для проверки значимости коэффициентов уравнения регрессии.

Таблица 2.5.                     Коэффициенты(a)

Модель  

Нестандартизованные коэффициенты

Стандартизованные коэффициенты t Знч.
    B Стд. ошибка Бета    
1 (Константа) -3017.396 1094.485   -2.757 .020
  Время -13.419 10.378 -.621 -1.293 .225
  Расходы на рекламу (тыс. руб.) 6.672 3.009 .319 2.218 .051
  Цена товара (руб.) -6.477 15.779 -.067 -.410 .690
  Средняя цена товара у конкурентов (руб.) 12.238 14.410 .136 .849 .416
  Индекс потребительских расходов (%) 30.476 11.525 1.337 2.644 .025
2 (Константа) -2914.326 1024.234   -2.845 .016
  Время -12.569 9.778 -.582 -1.285 .225
  Расходы на рекламу (тыс. руб.) 7.125 2.691 .340 2.648 .023
  Средняя цена товара у конкурентов (руб.) 7.930 9.492 .088 .835 .421
  Индекс потребительских расходов (%) 29.151 10.637 1.279 2.740 .019
3 (Константа) -2957.613 1009.969   -2.928 .013
  Время -14.316 9.431 -.663 -1.518 .155
  Расходы на рекламу (тыс. руб.) 7.229 2.654 .345 2.724 .018
  Индекс потребительских расходов (%) 30.951 10.285 1.358 3.009 .011
4 (Константа) -1471.314 259.766   -5.664 .000
  Расходы на рекламу (тыс. руб.) 9.568 2.266 .457 4.223 .001
  Индекс потребительских расходов (%) 15.753 2.467 .691 6.386 .000

a Зависимая переменная: Объём реализации (млн. руб.)

 

               

Уравнение регрессии зависимости объема реализации от затрат на рекламу и индекса потребительских расходов, полученное на последнем шаге можно записать в следующем виде:

                                     y = -1471.314 + 9.568х1  + 15.754х2

 

Коэффициенты уравнения регрессии показывают, что при увеличении Затрат на рекламу на одну тыс. руб. Объём реализации увеличится на 9,568 млн. руб., при увеличении Индекса потребительских расходов на один % Объём реализации увеличится на 15,754 млн. руб.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: