Особенности аттестации педагогических кадров

 

Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников системы образования. Она стимулирует рост профессионального мастерства и развитие творческой инициативы педагогов. Аттестация также способствует повышению уровня теоретической подготовки педагогических работников и поддерживает авторитет педагогического звания.

Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности [3, с.99].

Нормативно-правовую базу процедуры аттестации составляют нормативные правовые документы: Закон РФ «Об образовании», Закон РБ «Об образовании», приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и должностей работников образования», приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 16 февраля 2011г. № 196 «Об утверждении Положения о Комиссии по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Башкортостан, Положения об экспертных группах по экспертизе профессиональной деятельности педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Башкортостан, Положения о формах и процедурах проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Башкортостан», Трудовой кодекс Российской Федерации.

Требования Закона «Об образовании» - статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями - «... непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестауию заведующий, диретор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения». Требования трудового кодекса РФ в соответствии со статьей 331к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденных Правительством Российской Федерации». Отказ работника от прохождения указанной аттестации относится к нарушению трудовой дисциплины. В соответствии со статьей 21 ТК РФ соблюдение трудовой дисциплины является обязанностью работника. В соответствии со статьей 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. В соответствии со статьей 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствии недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.

Для проведения аттестационного процесса разработаны критерии для аттестации педагогических работников.

Квалификационная категория – соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности труда педагогических и руководящих работников, обеспечивающий возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

Критерии квалификационных категорий должны указывать на качественные особенности требований к уровню квалификации, профессионализма и результативности педагогического (управленческого) труда. Критерии высших категорий подразумевают соответствие специалиста требованиям всех более низких категорий.

В квалификационных характеристиках предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования дифференциация в уровнях квалификации для определения категорий и разряда оплаты труда.

Тарифно-квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела. В разделе «Должностные обязанности» перечислены функции, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность. В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций и других, руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей. Раздел «Требования к квалификации по разрядам оплаты труда» предусматривает требования к уровню образования, стажу работы и квалификационные категории, присвоение которых осуществляется аттестационными комиссиями.

Степень соответствия требованиям выявляется в процессе мониторинга профессиональной деятельности. При этом в каждом образовательном учреждении вправе использовать набор конкретных методик и инструментов, наиболее адекватно соответствующих условиям образовательного учреждения (предпочтения субъектов мониторинга, особенности кадрового состава, технические возможности и т. д.). В самостоятельности выбора методического обеспечения и инструментария мониторинга профессиональной деятельности проявляется принцип вариативности при проведении аттестационных мероприятий [10, с.79].

Критерии уровня квалификации определяются требованиями тарифно-квалификационных характеристик к уровню образования (наличие высшего или среднего специального образования, наличие педагогического образования, формы последипломного образования и др.) и стажу работы (общий, по специальности, в данной должности).

Уровень квалификации определяется наличием государственных дипломов, подтверждающих полученное образование и записи в трудовой книжке аттестуемого.

Критерии оценки результативности профессиональной деятельности аттестуемого складывается из трех показателей:

1) Соотношение индивидуальных достижений учащихся и установленных образовательных стандартов;

2) Создание условий для проявления учащимися своих творческих возможностей;

3) Сохранение контингента учащихся, с которыми непосредственно взаимодействует преподаватель. Для руководителей образовательных учреждений и их заместителей, руководителей структурных подразделений принимается во внимание сменность кадрового состава и квалификационный рост работников.

К основным объектам аттестации можно отнести следующие:

1) Профессиональная квалификация.

2) Профессиональное педагогическое мастерство.

3)Продуктивность профессиональной деятельности.

 К аттестации допускаются педагогические работники, имеющие образование, соответствующее квалификационным требованиям, и двухлетний стаж работы в должности, по которой они аттестуются. Стаж работников, желающих аттестоваться на первую и высшую квалификационные категории, должен составлять три года со дня присвоения предыдущей категории. Лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием или имеющие академическую степень магистра, допускаются к аттестации на вторую квалификационную категорию при наличии стажа работы в соответствующей должности 1 год. Если работнику присуждена ученая степень или присвоено ученое звание, то он допускается к аттестации на первую квалификационную категорию при наличии стажа работы на соответствующей должности

Процедура аттестации не должна превышать 3 месяцев со дня подачи педагогическим работником заявления в аттестационную комиссию. С согласия педагогического совета администрация учреждения образования имеет право один раз в пять лет требовать обязательной аттестации педагогических работников, снизивших уровень своей работы. Если работник без уважительных причин отказывается пройти аттестацию, то она может быть проведена и в его отсутствие.

Аттестации не подлежат: педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет; беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Согласно выработанной технологии проведения аттестации она проходит в два этапа: 1 этап: реферат, творческий отчет, педагогическая мастерская, собеседование, семинар; 2 этап: открытый урок, организация и технология оценочной деятельности аттестуемых, квалификационный экзамен.

На заключительной стадии аттестации проходит: анализ и обработка содержания справок экспертов по итогам проведения испытаний; составляются представления, экспертные заключения к заседанию аттестационной комиссии; ведется подготовка документов на каждого аттестуемого педагога; подведение итогов аттестации, принятие персональных решений о продвижении работников, направлении на учебу, перемещении или увольнении сотрудников, не прошедших аттестацию.

Главной аттестационной комиссией заполняются аттестационные листы, диагностика и оценка профессиональной компетентности педагогических работников, диагностическая карта воспитательных мероприятий и занятий, а также экспертиза и оценка результативности профессиональной деятельности (соответствует занимаемой должности; не соответствует занимаемой должности), формируется выписка из приказа.

Глава 2. Анализ проведения аттестации персонала муниципальногобюджетного образовательного учреждения

2.1 Общая характеристика муниципальногобюджетного образовательного учреждения

 

МБОУ «СОШ № 15»  является уникальным учреждением в сети образовательных учреждений города. Школа прошла долгий путь развития и становления. 11 января 1938 года состоялось открытие школы (ул.Карла Маркса, д.54). Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан расположено по адресу: Республика Башкортостан, город Стерлитамак, улица Шаймуратова, дом 9. Работа в школе осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан. Деятельность школы регламентируется её Уставом и локальными актами. Учредителем является Администрация городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан. Директор школы – Мудрик Олег Иванович, тел. (83473) 43-76-12, Е-mail: scool-15@mail.ru.

МБОУ «СОШ № 15» городского округа г. Стерлитамак РБ является юридическим лицом (свидетельство 02 № 005576200 от 25 марта 2008г ИФНС России по г. Стерлитамак Республики Башкортостан, регистрационный №1020202082482). Деятельность МБОУ «СОШ № 15» городского округа г. Стерлитамак РБ строится на основе Лицензии А № 279462, регистрационный № 6987, выданной Министерством Образования Республики Башкортостан 19 июня 2008г сроком на 5 лет. МБОУ «СОШ № 15» городского округа г. Стерлитамак РБ имеет свидетельство о государственной аккредитации АВ 000207 регистрационный № 755, выданное 17 июля 2009 г.

    МБОУ «СОШ № 15» городского округа г.Стерлитамак РБ располагается в Комсомольском микрорайоне города, в котором располагается большое количество домов гостиничного типа, общежитий, что конечно сказывается на социальном составе семей обучающихся.

    Проводимый  социальный мониторинг показал, что увеличилось число неполных семей (составляет 34%), несколько уменьшилось число неблагополучных семей (2,3%), возросло количество малообеспеченных семей (7,4%) и многодетных семей (5,7%), что, несомненно, оказывает влияние на отдельные моменты образовательного процесса. Поэтому в практике школы приоритетным является личностно – ориентированный подход по отношению к семьям, родителям обучающихся (рисунок 1).


Рисунок 1 — Социальный состав семей учащихся (кол-во)

Задачей школы является предоставление каждому обучающемуся сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирование потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

    Структура общего образования школы представлена тремя ступенями: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование. На основании Устава в школе действуют очная форма получения образования и индивидуальное обучение (рисунок 2).

Рисунок 2 — Коллективный портрет учащихся

Общее количество классов 22, со средней наполняемостью 25,3, в том числе: общеобразовательных 20 классов, профильных — 2, групп продленного дня — 7.

В учебном корпусе школы три этажа. На первом этаже расположены малый и большой спортивный залы, мастерские, второй — учительская, столовая, на третьем – красивый актовый зал и вокальная студия. Первый этаж заняли кабинеты начальных классов, второй и третий – средних и старших.

Материальная база образовательного учреждения отвечает современным требованиям. Новейшими строительно-отделочными материалами оборудовано 37 учебных кабинетов и лаборатории (кабинеты физики, химии, биологии), холлы и фойе школы. Коллективный портрет учащихся представлен на рисунке 1. Лаборатории и кабинеты оснащены телевизорами, видеомагнитофонами, магнитофонами, аудио и видеокассетами, компьютерами, обучающими программами, мультимедийными проекторами. Действует прекрасно оснащенный компьютерный класс. Компьютеры школы находятся в локальной сети и имеют доступ к Интернету. Для проведения занятий по физическому воспитанию и оздоровительных мероприятий имеются 2 спортивных зала,  лыжная база, летная гимнастическая площадка. Для учащихся и педагогов работают библиотека, столовая, медицинский пункт, кабинет психологической разгрузки.

В настоящее время в учреждении работает высококвалифицированный педагогический состав. Координацию деятельности учреждения осуществляет Отдел образования города. «СОШ № 15» осуществляет свою деятельность в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Конституцией РФ, Конституцией Республики Башкортостан, законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан, Законом РФ “Об образовании”, Законом РБ “Об образовании”, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и Президента Республики Башкортостан, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Правительства Башкортостан, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПин 2.4.4.1251-03, нормативно-правовыми актами Министерства образования РФ, Министерства образования РБ, Уставом учреждения, Концепцией и Программой развития. Согласно Уставу, школа создана в целях образовательной, методической и организационно-массовой работы, развития мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Образовательной деятельностью охвачено 556 детей и подростков согласно лицензии учреждения. Участниками образовательного процесса являются дети, как правило, от 7 до 18 лет, педагогические работники, родители.

Учащиеся школы принимают участие в массовых праздниках, театрализованных представлениях, концертах, региональных, городских олимпиадах, фестивалях и конкурсах (таблица 1).        

                                                                                         Таблица 1

Творческая активность учащихся

Показатель / (чел (%)

Учебный год

2009-2010 2010-2011
Количество учеников, наминантов, из них: 24 33
- участники олимпиад 6 7
- участники городских конкурсов 18 26

 

Сравнительный анализ результативности обучения представлен в таблице 2.

Таблица 2

Результативность обучения

Показатель / (чел (%)

Учебный год

2009-2010 2010-2011
Количество выпускников, получивших медали по окончании средней школы 0 (18) 3 (25)
Количество выпукников 11 классов, допущенных к государственной (итоговой) аттестации 18 (100) 25 (100)
Количество выпускников 11 классов, набравших минимальное колличество баллов, установленное Рособрнадзором 18 (100) 25 (100)
Успеваемость (100) 100

Поступление выпускников 11 классов в различные учебные заведения

Государственный ВУЗ 11 (61) 15 (60)
Негосударственный ВУЗ - 2 (8)
Техникумы 4 (22) 4 (16)
Колледжи и др. 3 (17) 4 (16)

 

Высокий профессионализм учителей позволяет сформировать в учащихся не только комплекс учебных знаний и умений, но и активную жизненную позицию. Умение быстро и безболезненно адаптироваться к изменяющимся условиям.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: