Повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров, обеспечивающих высокий уровень усвоения программного материала обучающимися школы ведется на всех ступенях обучения.
1. Работа с молодыми и вновь прибывшими педагогами по повышению их профессионального уровня.
2. Экспериментальная и инновационная работа.
3. Работа с одаренными детьми.
4. Работа по сплочению педагогического коллектива, по повышению педмастерства и транслированию передового опыта.
5. Работа по внедрению новых педагогических технологий каждым педагогом.
В ходе исследования выявлены следующие проблемы:
1) Отсутствие механизмов обмена опытом среди педагогического коллектива школы. Причины: закрытость педагогов, нежелание делиться опытом. В МБОУ «СОШ № 15» ведется «Школа молодого специалиста» по утвержденному плану, где определены мероприятия и ответственные за их проведение. Для оказания данной помощи использовались консультации педагога-психолога и педагога-наставника. Практиковалось привлечение педагогов данной категории в деятельность семинаров, работу методических объединений, взаимопосещение уроков своего цикла. Однако, указанные формы работы не всегда имели положительный результат. Результативным были бы практические занятия по самоанализу и анализу различных типов уроков, которые в силу различных субъективных причин, так и не состоялись. Молодые педагоги не использовали все имеющиеся возможности для своего становления, как профессионала.
2) Каждый педагог работает над темой самообразования. В соответствии с темами составлен перспективный план повышения квалификации. Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. Выбор темы самообразования основывается на оценке деятельности, видением каждым своих личностных и профессиональных проблем, умение корректно формулировать цели и последовательно их решать, умение проектировать и контролировать свою деятельность. Однако темы самообразования носят либо глобальную, либо неконкретную формулировку. У педагогов отсутствуют планы работы над темами самообразования. Это связано, скорее всего, с небольшой заинтересованностью педагогов в проявлении своих профессиональных качеств, а также с недостаточной работой методического совета школы в данном направлении.
3) Работа по обобщению и распространению передового педагогического мастерства ведется слабо. Недостаточно активное включение и участие педагогов школы в конкурсах профессионального мастерства.
4) Педагоги аттестуются активно, однако к аттестации на высшую категорию подходят с опаской. Необходимо проводить целенаправленную подготовку учителей к аттестации на высшую квалификационную категорию. Большое количество педагогов в возрасте от 50 лет и старше не всегда заинтересованы в проявлении своих профессиональных качеств в рамках городских и республиканских мероприятий.
5) Недостаточно результативно работают Методические объединения по развитию профессионального мастерства учителей.
6) Проблема недостаточного влияния деятельности объединений на ход и результаты образовательных и инновационных процессов в МБОУ «СОШ № 15».
В действующей в настоящее время системе внутрицентровского управления учреждением, не хватает ориентации на проектирование и создание целостных систем профессиональных объединений, с учетом особенностей и задач школы, что может быть устранено за счет разумной модернизации управления и работы руководителей над собой.
Не решены задачи совершенствования материально-технической и технологической базы МБОУ «СОШ № 15», нет условий для внедрения современных достижений информационно-коммуникационных технологий.
Проведенный проблемный анализ деятельности создает необходимые предпосылки для поиска идей развития и обновления их деятельности с учетом растущих потребностей МБОУ «СОШ № 15», педагогов, социума. 2.4. Рекомендации по совершенствованию организации аттестации образовательного учреждения
Работа по повышению квалификации педагогических кадров будет иметь успех, если приобретет системный характер. Следовательно, перед руководителями школы-интерната стоят задачи выбора компонентов системы, уточнение их свойств, роли и места в системе способов взаимодействия материально–технического и организационно педагогического обеспечения функционирования и развития системы. Полезно в этой связи построить модель, отражающую систему деятельности руководителя по повышению профессионального мастерства педагогов, которая в МБОУ «СОШ № 15»имеет такой вид:
1. Диагностика профессиональных потребностей, запросов, умений и затруднений педагогов.
2. Отбор содержания, организационных форм и методов работы по повышению профессионального мастерства с каждой категорией педагогов.
3. Создание системы оказания практической и методической помощи (методические объединения, семинары, педсоветы…)
4. Мониторинг роста профессионального мастерства педагогов.
В целях обеспечения наибольшей результативности и создания каждому педагогу благоприятных условий для творческих поисков и профессионального роста управление совершенствованием мастерства педагогов необходимо выстраивать на основе диагностики. В основу изучения деловых качеств учителей должно быть положено выявление уровня их научно-теоретической, методической и психолого-педагогической подготовки; эффективности применяемых способов взаимодействия с учащимися; степени целеустремленности и заинтересованности в работе и ее результатах (таблица 4).
Таблица 4
Причинно-следственная диаграмма
Проблемы | Причины | Пути решения | Последствия |
Отсутствие механизмов обмена опытом среди педагогического коллектива МБОУ «СОШ №15» | Редкое взаимопосещение уроков, которые анализируются не всегда. У педагогов отсутствуют планы работы над темами самообразования. Темы самообразования носят либо глобальную, либо неконкретную формулировку. Темы самообразования слабо прорабатываются на методических объединениях или семинарах. Небольшая заинтересованность педагогов в проявлении своих профессиональных качеств, а также недостаточная работа методического совета школы в данном направлении. Недостаточно ведется работа по обобщению и распространению передового педагогического мастерства, не оказывает должную помощь методический отдел. Недостаточно активное включение и участие педагогов школы в конкурсах профессионального мастерства. | Четкое планирование взаимопосещений уроков и их анализ. Усиление роли самообразования Определение “западающих” звеньев в методической подготовке каждого педагога Необходимо целенаправленно осуществлять работу по обобщению передового педагогического опыта. Активное включение и участие педагогов школы в конкурсах профессионального мастерства. | Профессиональные навыки сотрудничества и взаимопомощи Повышение уровня образования, объема полученных знаний, профессиональной пригодности. Интерес в проявлении своих профессиональных качеств. Повышение профессионального мастерства, желание обобщать и распространять передовой педагогический опыт и мастерство. Повышение профессионального мастерства, компетентности Движение к вершинам педмастерства |
Недостаточная результативность работы объединений по развитию профессионального мастерства учителей | Отсутствие формирования и развития необходимых профессиональных умений инновационной, исследовательской, экспериментальной деятельности. Педагоги слабо готовятся к коллективной, групповой работе, к работе в качестве членов творческой группы. Недостаточно результативно привлекаются педагоги к работе с новыми средствами обучения, новыми информационными технологиями, компьютерной техникой и другие. Отсутствие формирования знаний, умений и психологической установки, необходимых и достаточных для результативной работы над собой, для продуктивного профессионального совершенствования. Формирование предметных частно-методических знаний превалирует над развитием обобщенных знаний в сфере общей | Диагностика профессиональных потребностей, запросов, умений и затруднений педагогов. Повышение организационной культуры, заинтересованности в успешном достижении цели. Переход на новые технологии работы с педагогами. Создание режима потребностей в презентации педагогами своих успехов через проведение открытых уроков с использованием современных педагогических технологий. Результативная работа над собой для продуктивного профессионального совершенствования. Мотивация каждого педагога к профессиональному самосовершенствованию. | Проявление желания в повышении профессиональных умений и навыков. Эффективная работа в выполнении поставленных целей. Готовность к дополнительной ответственности нагрузкам ради общего дела. Формирование умения работать в команде. Профессионально-личностный рост педагога. Использование современных информационных технологий. Продуктивное профессиональное совершенствование. Высокий уровень профессиональной квалификации |
педагогики, дидактики, психологии, культурологи, философии образования. Работа объединений не ведет к развитию и согласованию ценностно-смысловых и целевых ориентаций педагогов, слабо затрагивает личность педагога. | Новые формы работы с педагогами | Формирование желания к обогащению их творческой индивидуальности. Выражение добровольных начал в работе объединений. |
Администрации МБОУ «СОШ №15» (заместителям директора по учебно-воспитательной работе) необходимо:
• продолжить работу по усовершенствованию планирования работы методического совета (включая в план следующие разделы: аттестация педкадров, курсовая подготовка (не только плановая, но и необходимая по освоению передовых педтехнологий), семинары, тренинги с приглашением специалистов, педмастерские, четко спланировать взаимопосещение уроков педагогами школы-интерната, Дни открытых дверей и Дни открытых уроков;
• усилить контроль за работой МО;
• усовершенствовать планирование работы по обобщению опыта педагогов МБОУ «СОШ №15» наладить работу по взаимопосещению педагогов дополнительного образования.
Учитывая выше сказанное, будут уместны следующие рекомендации:
- создавать благоприятную обстановку для выполнения педагогами образовательных и воспитательных программ, введения новых технологий, разработки и внедрения авторских программ (элективных курсов);
- продолжить работу по основным направлениям (организационному, технологическому, информационному и контрольно-оценочному).
- продолжить мониторинг результативности работы педагогических работников.
- более тщательно и конкретно планировать работу по освоению, обобщению и внедрению опыта работы педагогов Центра.
- активизировать работу по программе «Одаренные дети», способствовать интеллектуальному и творческому развитию воспитанников.
- активно включаться в процесс повышения своего профессионального мастерства через посещение курсов, семинаров, участие в работе круглых столов, конференций, выступали с докладами на заседаниях методических объединений и методического совета;
- составить перспективный план повышения квалификации до 2015 года, который позволит совершенствовать педагогическое мастерство.
- отслеживать эффективность курсовой подготовки, которая подтверждается разработкой программ элективных курсов, методических рекомендаций, а также публикациями педагогов–новаторов
- проводить курсовую подготовку педагогов по их адаптации в современном информационном пространстве и использованию информационных технологий в учебном процессе, а также разработку научно-исследовательских проектов с применением Интернет–ресурсов.
Необходимо рекомендовать руководителям методических объединений включить в план работы отчет членов методических объединений о пройденных курсах и перспективах использования материалов этих курсов в своей работе.
Изменение подходов к оплате труда педагога в русле идеологии новой системы оплаты труда, введение показателей качества и эффективности учебно-воспитательного процесса нашло свое отражение и в совершенствовании форм и процедуры аттестации педагогических кадров. Региональной спецификой аттестационных процедур является:
- учет при проведении аттестации эффективности и качества работы педагога по критериям, согласующимся с начислением стимулирующей надбавки;
- привлечение к процедуре аттестации независимых общественных экспертов, обученных по специально разработанной программе;
- повышение объективности принятия решения за счет независимой экспертизы документов соискателя несколькими экспертами.
Социальную эффективность предложенных мероприятий оцениваются по различным направлениям:
1.Повышение качества образования в МБОУ «СОШ №15»
ü Выравнивание стартовых возможностей детей;
ü Повышение качества ЗУН обучающихся;
ü Организация элективных курсов, как этапа предпрофильной подготовки;
ü Расширение возможностей профилизации образовательного процесса.
2.Доступность и гарантия бесплатных услуг в сфере дополнительного образования.
ü наибольшее привлечение детей из малоимущих семей;
ü расширение возможностей получения образования детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации;
3.Обновление и качественное совершенствование кадрового состава МБОУ «СОШ №15».
ü снижение текучести кадров;
ü повышение социального статуса работников школы;
ü профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров;
ü преодоление феминизации педагогических кадров МБОУ;
Заключение
Актуальность темы исследования определяется тем, что обучение и развитие персонала является одним из важнейших составляющих эффективного функционирования организации. Повышение квалификации персонала положительно влияет на мотивацию работников, оказывает непосредственное влияние на финансовые показатели организации, а также обеспечивает более благоприятный климат в коллективе и преемственность в управлении.
Поиск современных методов аттестации привел к возникновению нескольких десятков методов оценки. Их анализ позволил обобщить преимущества и недостатки их использования, определить рациональную сферу применения. Исследование показало, что не существует идеального метода оценки. Каждый отдельно взятый метод имеет наряду с положительными и негативные аспекты. Сочетание аттестационных методов способно компенсировать недостатки каждого из них. Выбор аттестационных методов определяется целями аттестации.
Имеющие место в настоящее время ограничения присвоения квалификационных категорий в зависимости от стажа работы не совсем логичны, так как не всегда длительный стаж работы по специальности подразумевает достаточный уровень квалификации, и наоборот. Представляется более целесообразным установление определенного минимального стажа, при котором сотрудник будет иметь право на присвоение ему любой из существующих квалификационных категорий в соответствии с фактически уровнем его квалификации. Кроме того, предлагается использование в аттестации сотрудников, особенно руководителей среднего звена, метод управления по целям.
Происходящее в системе образования изменения, модернизация образования по-новому ставят вопросы о профессиональной компетенции педагогических и руководящих работников. На первый план выходят переподготовка кадров, обновление их знаний и умений. Немалое внимание при аттестации уделяется и гуманистической деятельности педагога и руководителя, способности к системному видению проблем школы, педагогических явлений и процессов, способности к творческому принятию решений в различных педагогических ситуациях, а также современному инновационному опыту.
Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. В ходе модернизации образования, рассматриваемого как приоритетная отрасль национальной экономики, государство должно последовательно наращивать его финансовую поддержку до необходимой потребности:
1. Обеспечивать опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда.
2. Повышать социальный статус и профессионализм работников образования, что подтверждает необходимость проведения аттестаций, совершенствование уровня аттестационной кампании, усиление их государственной и общественной поддержки.