· Студент отмечает в дневнике дату окончания практики;
· Получает характеристику, подписанную руководителем практики от предприятия и заверенную печатью организации;
· Своевременно, в соответствии с графиком прохождения практики, студент сдает руководителю отчет по практике и готовится к его защите. Защита отчета проводится на кафедре в последний день практики руководителем практики от кафедры. По итогам прохождения практики студент должен сделать краткий доклад, в рамках которого необходимо дать характеристику организации, где проходила практика, изложить основные результаты проделанной работы и сформулированные выводы и рекомендации в соответствии с индивидуальным заданием. По содержанию доклада студенту задаются вопросы, на которые необходимо дать конкретные ответы. Результаты защиты выставляются в форме дифференцированного зачета, заносятся в ведомость и в зачетную книжку студента.
Обязанности студента-практиканта
До начала практики:
1. Ознакомиться с целями и задачами программы практики;
2. Получить индивидуальное задание на практику;
3 Получить договор, заключенный между Академией и предприятием (организацией) о приеме студента на практику;
4. Прослушать общие указания по соблюдению Правил техники безопасности и охране труда.
Во время прохождения практики:
1. Подчиняться Правилам внутреннего трудового распорядка;
2. Выполнять задания, предусмотренные программой практики;
3. Регулярно заполнять дневник практики с изложением выполненной работы;
4. Своевременно предоставить отчет руководителю практики для контроля;
По окончанию практики:
1. Оформить отчет, дневник практики, получить краткий отзыв – характеристику, заверить перечисленные документы у руководителя практики от организации (подпись, печать);
2. Предоставить отчет о практике руководителю по практике от кафедры для проверки и допуска к защите.
Обязанности руководителя практики от Академии
Научно-методическое руководство практикой осуществляет руководитель практики от Академии, в задачи которого входит:
1. Осуществление методического руководства практикой;
2. Проведение установочной и заключительной конференции, а также своевременное оповещение студентов о сроках прохождения практики;
3. Доведение до студентов перечня базовых мест прохождения практики;
4. Обеспечение непосредственного проведения практики;
5. Проведение консультации со студентами, выдача студентам задания на практику;
6. Согласование со студентом этапов прохождения практики;
7. Постановка перед студентом проблемных вопросов, которые требуется решить в период прохождения практики;
8. Осуществление контроля своевременного заполнения дневника по практике, и представления отчета по практике студентами;
9. Посещение мест прохождения практики (по мере необходимости);
10. Предоставление отчёта об итогах практики заведующему кафедрой.
Руководитель практики от Академии контролирует выполнение программы экономической практики, оказывает помощь в организации деятельности студента на предприятии, дает консультации по выполнению индивидуальных заданий, проверяет отчеты по практике студентов и дает заключение о работе каждого из них.
В процессе проведения практики по всем оперативным вопросам руководитель практики осуществляет оперативные контакты с Заместителем директора института по учебной работе и заведующим кафедрой экономики и права.
Обязанности руководителя практики от организации
Обязанности руководителя практики базового предприятия и условия проведения практики прописываются в договоре. Руководитель практики от предприятия может иметь следующие обязанности:
1. Организует практику студентов в полном соответствии с положением и программой практики;
2. Обеспечивает нормальные условия для проведения практики, проводит соответствующую работу с трудовым коллективом, обслуживающим персоналом, студентами;
3. Знакомит практикантов с задачами и планами предприятия, осуществляет общее ознакомление практикантов с предприятием;
4. Оказывает помощь студентам в сборе, систематизации и анализе первичной технической, экономической и управленческой информации на предприятии, обеспечивает студентов необходимыми консультациями по всем вопросам, входящим в задание по практике, с привлечением специалистов предприятия;
5. В случае необходимости, совместно с руководителем практики от Академии распределяет студентов по подразделениям предприятия, знакомит с ответственными лицами и руководством подразделения;
6. Контролирует выполнение студентами заданий практики и правил внутреннего распорядка, визирует отчет, рабочий дневник, составляет характеристику о работе студента - практиканта.
Программа практики
Экономическая практика студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» проходит в три этапа: ознакомительный, деятельностно-исследовательский и контрольный.
4.1. Ознакомительный этап [1]
4.1.1 Изучение первичных сведений об организации:
- история создания и развития организации;
- учредительные и нормативные документы (Устав, Учредительный договор, перечень других нормативных документов, используемых фирмой);
- правила внутреннего распорядка и техники безопасности;
- материально-техническая база.
4.1.2. Изучение видов деятельности организации:
- ассортимент и характеристика товаров (услуг), производимых и оказываемых организацией;
- описание услуг и продуктов, приносящих предприятию основной доход от деятельности;
- территориальное распространение продукции данной организации;
- анализ рыночной ниши, которую занимает организация, наличие (или отсутствие) конкурентов;
- достижения и проблемы при организации экономической деятельности исследуемого предприятия.
4.2. Деятельностно-исследовательский этап [2]
4.2.1. Характеристика основных видов профессиональной экономической деятельности:
Планово-экономическая деятельность
– анализ перспективных и текущих планов предприятия и его подразделений;
– анализ бизнес-планов конкретных проектов (создание или реорганизация предприятия, освоение производства новой продукции или видов деятельности, технического перевооружения или реконструкции отдельных производств);
– составление калькуляции себестоимости продукции;
– определение доходов и расходов предприятия;
– изучение процесса установления оптовых (розничных) цен на продукцию предприятия, тарифы на работы (услуги);
– расчет сметы комплексных расходов.