В) Примерный перечень вопросов для самоконтроля знаний по философии и методологии науки для магистрантов (аспирантов) и соискателей гуманитарных специальностей

1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем.

2. Философия и национальное самосознание. Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления.

3. Основные исследовательские стратегии в классической и постклассиче­ской западноевропейской философии.

4. Многомерность феномена философии. Социальный статус и функции фи­лософии в современном мире.

5. Онтология как учение о бытии и его освещение в классической и совре­менной философии.

6. Философия и современная научная картина мира. Системно-структурная организация материального мира.

7. Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюция че­ловека и природы и экологические ценности современной цивилизации.

8. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.

9. Динамическая организация бытия. Диалектика как философская теория развития, основные исторические формы диалектики.

10.Диалектика и синергетика. Синергетическая парадигма в современной науке.

11.Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии. Сущность и существование человека.

12.Происхождение человека. Научные и философские концепции антропо­генеза.

13.Человек в системе социальных коммуникаций. Ценности массового обще­ства и личность.

14.Аксиологические параметры бытия человека в мире. Экзистенциальный опыт личности.

15.Сознание человека как предмет философского осмысления. Многомер­ность и полифункциональность сознания.

16.Сознание, язык, коммуникация. Проблема искусственного интеллекта.

17.Социальная философия и ее место в системе социально-гуманитарного знания. Понятие социальной реальности.

18.Понятие социальной структуры общества. Типы социальных структур.

19.Основные стратегии исследования социальной реальности в философии.

20.Предмет, структура и становление философии истории.

21.Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интер­претации истории.

22.Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

23.Общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в обще­ственной динамике.

24.Статус и функции социального субъекта. Движущие силы истории и выбор путей развития в условиях переходного периода.

25.Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы циви­лизаций в истории общества.

26.Понятие техногенной цивилизации, ее достижения и проблемы.

27.Концепции постиндустриального развития в современной социальной философии.

28.Восточнославянская цивилизация между Западом и Востоком. Основные факторы и предпосылки консолидации восточнославянских народов.

29.Идеология современного белорусского государства и инновационный по­тенциал белорусской модели социально-экономического развития.

30. Понятие культуры. Основные направления философского анализа культуры.
31.Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многооб­
разия культурно-исторического процесса.

32.Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство, религия как фе­номены культуры.

33.Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Основные ис­следовательские программы в обществознании.

34.Проблема истины в социогуманитарном познании. Истина и ценность, ис­тина и правда.

35.Понятие научной дисциплины в социально-гуманитарном познании. Место и роль социогуманитарного знания в современной науке.

36.Специфика познавательного отношения человека к миру. Понятия позна­ния и знания.

37.Многообразие форм познания. Специфика философского, научного, об­разно-художественного и религиозного познания.

38. Наука как специфическая форма познания. Сущность, структура и функ­ции науки в современном обществе.

39.Основные стратегии исследования науки. Проблемное поле философии науки.

40. Феномен научной рациональности. Научное и паранаучное знание.

41.Проблема классификации наук. Специфика социогуманитарного познания.

42.Генезис науки и ее историческое развитие. Особенности классической, не­классической и постнеклассической науки.

43.Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Наука и постиндустриальный мир.

44.Структура научного исследования и уровни организации научного знания.

45.Эмпирический уровень научного исследования и эмпирический базис науки.

46. Специфика теоретического знания. Структура и функции научной теории.
47.Метатеоретические основания науки.

48.Динамика науки и системная природа научного прогресса.

49.Феномен научной революции. Проблема типологии научных революций.

50.Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологи­ческого знания.

51.Методы эмпирического и теоретического исследования.

52. Общенаучные методы как универсальные приемы и процедуры научного

исследования.

53.Методологические новации в современном научном познании.

54.Наука как социальный институт. Становление и развитие социологии науки.

55.Наука и социальные технологии в современном обществе.

56.Этика науки. Социальные ценности и нормы научного этоса.

57.Проблема «конца философии» в прошлом и настоящем. Постмодернист­ский проект философствования.

58. Философия и футурология. Глобализация как процесс формирования но­вого миропорядка и объект социально-философского осмысления.

59.«Эпоха глобализма» и проблема сохранения и развития белорусской на­циональной культуры.

60.Философия и экологические императивы современной цивилизации. Кон­цепция устойчивого развития: прошлое, настоящее, будущее.




Г) Вопросы для подготовки к экзамену кандидатского минимума по философии и методологии науки

1. Философия и ценности современной цивилизации. Многомерность аксиологических измерений философии.

2. Предмет философии и структура философского знания.

3. Важнейшие черты и типы философского мышления.

4. Функции философии. Философия как мировоззрение и метод познания. Методы философии и методология языкознания.

5. Основной вопрос философии, формы его решения и значение в практике лингвистического анализа.

6. Философское осмысление бытия. Проблема субстанции. Принцип монизма и его гносеологическое содержание.

7. Динамизм бытия и системная самоорганизация его развития: основные философские концепции.

8. Онтологический, гносеологический и логический аспекты диалектики. Диалектика и сравнительно-исторический и структурный методы лингвистики.

9. Закон единства (тождества) противоположностей и его место в системе диалектики. Противоречия в развитии языка.

10. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и его проявление в освоении и развитии языка.

11. Проблема направленности движения. Закон отрицания отрицания. Проявление закона отрицания отрицания в истории развития языка.

12. Категории единичного и общего (всеобщего). Номинализм и реализм. Дихотомия языка Ф.Соcсюра в свете диалектики единичного и общего.

13. Категории сущности и явления, их методологическое значение.

14. Категории содержания и формы. Проблема содержания и формы в теоретическом языкознании.

15. Категории причины и следствия. Детерминизм и индетерминизм. Детерминация линейных и нелинейных процессов.

16. Категории необходимости и случайности. Фатализм и волюнтаризм как мировоззренческие формы и способ жизнедеятельности.

17. Категории возможности и действительности. Понятие "разумной" действительности в диалектической философии.

18. Понятие закона (закономерности) их классификация и роль как элемента науки и практики.

19. Проблема сознания (мышления) в философии. Структура и функции сознания. Основные виды и формы мышления.

20. Мышление и язык. Когнитивная и коммуникативная функции языка.

21. Проблема познаваемости мира. Скептицизм и агностицизм, «лингвистический» агностицизм как форма агностицизма.

22. Диалектика процесса познания. Сенсуализм и рационализм.

23. Субъект и объект познания. Структура субъекта и структура объекта, их диалектическое взаимодействие.

24. Познание как постижение истины. Проблема истины. Диалектика абсолютного и относительного в истине, ее критерии.

25. Практика в системе человеческой деятельности. Роль практики в процессе познания.

26. Понятие науки. Структура и динамика научного познания.

27. Формы и закономерности развития научного знания. Функции научной теории.

28. Методологический инструментарий современной науки. Специфика философско-методологического анализа.

29. Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.

30. Специфика социально-гуманитарного познания. Философия языка и языкознание.

31. Предмет социальной философии. Социальная философия и другие общественные науки.

32. Общество как материальная система. Закономерный характер общественного развития.

33. Роль природной среды в развитии общества. Теории географического детерминизма и ноосферы.

34. Роль народонаселения в развитии общества. Теория демографического детерминизма.

35. Материальное производство и его роль в развитии общества. Структура материального производства. Понятие способа производства.

36. Социальная структура общества, основные концепции ее развития

37. Нация как историческая общность людей. Марксистская и глобалистская концепции "отмирания наций".

38. Политическая организация общества. Государство и государственные институты. Сущность власти.

39. Категории общественное бытие и общественное сознание, их методологическое значение в анализе социальных процессов.

40. Базис и надстройка. Марровская концепция языка как надстройки.

41. Сфера духовной жизни общества. Структура общественного сознания.

42. Понятие идеологии. Проблемы государственной идеологии в условиях стратегии глобализации.

43. Понятие культуры: сущность и структура.

44. Наука и техника. Проблемы научно-технического прогресса.

45. Право и мораль. Проблемы нравственного воспитания.

46. Общество и личность. Проблема социализации и гуманизации личности.

 

 

47. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

48. Понятие социального прогресса. Новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества.

49. Эволюция и революция в историческом процессе.

50. Глобальные проблемы современности и концепции мирового сообщества по их решению.

 

Д) Примерный перечень вопросов по философии к вступительному экзамену в магистратуру  (в соответствии с учебной программой нового государственного образовательного стандарта утв. 15.04.2008 г.)

1. Философия как социокультурный феномен, ее образы в истории культуры, роль в жизни человека и современном цивилизационном процессе.

2. Понятие мировоззрения, его структура, исторические типы. Философия как рационально-теоретический тип мировоззрения.

3. Философия, предмет ее исследования, современная структура и место в системе наук.

4. Определяющие факторы генезиса и развития философии, качественные этапы и основные направления ее исторической динамики.

5. Фундаментальные характеристики классической философии и специфика современного философского знания. Важнейшие черты философского мышления.

6. Язык философии. Философские категории как мировоззренческие основания и универсалии культуры.

7. Функции философии. Философия как мировоззрение и общелогическая основа познания.

8. Основной вопрос философии, исторические и современные формы его решения и их влияние на развитие философии, науки, мировоззрения.

9. Понятие метафизики. Метафизика в классической и постклассической философии.

10. Онтология как философская система знаний, ее фундаментальные категории.

11. Философская категория бытия, ее роль в решении онтологических проблем осмысления действительности. Специфика основных форм бытия.

12. Проблема субстанционального единства мира и ее научно-философское решение. Сущность материалистического монизма.

13. Категория материи. Сущность и основные требования материалистического подхода к анализу явлений действительности.

14. Системная организация бытия. Основные структурные уровни организации материального мира.

15. Концепция процессуальности объективного мира о динамической организации бытия.

16. Пространственно-временная организация бытия: основные философские концепции.

17. Многообразие методов философского исследования действительности: диалектика, метафизика, софистика, эклектика. Рационализация и иррациоанализация философии.

18. Исторические формы диалектики, ее сущность как философской теории развития и логики исследования действительности.

19. Диалектическое учение о взаимосвязях явлений. Понятие закона (закономерности) и их классификация.

20. Диалектический закон единства (взаимодействия) противоположностей, его сущность и методология применения.

21. Диалектический закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, его сущность и характеризуемый им аспект развития.

22. Диалектический закон отрицания отрицания, его сущность и методология применения для определения тенденций и форм развития.

23. Категории диалектики как необходимые логические ступени исследования объективных сторон и структурных связей сущего.

24. Диалектические категории единичного, особенного, общего. Диалектика единичного и общего, закон их объективной взаимосвязи.

25. Сущность и явление, содержание и форма их диалектика и закономерности объективной взаимосвязи.

26. Категории части и целого. Понятия структуры, системы (системного объекта), их методологическое применение в анализе языковых явлений.

27. Категории причины и следствия. Диалектика и синергетика о детерминации линейных и нелинейных процессов.

28. Диалектика необходимого и случайного, возможности и действительности, законы ихобъективной взаимосвязи, понятие «разумной действительности».

29. Сознание как форма отражения действительности человеком: его сущность, системная природа, структура и функции. Стратегии исследования сознания в современной философии.

30. Проблема познаваемости мира, ее позитивно-гносеологическое и агностическое решения, обусловленность ими развития рационализма и иррационализма.

31. Сущность агностицизма, его причины, исторические и современные формы проявления.

32. Субъект-объектное отношение в теориях познания классической и постклассической философии.

33. Познавательный процесс, многообразие его форм, структура, основные уровневые характеристики.

34. Теория и практика. Функции практики в процессе познания и теории – в процессе преобразования действительности.

35. Познание как творчество, обеспечивающие его мыслительные процессы и формируемые качественные состояния знания. Сущность и виды творчества.

36. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы.

37. Сущность и исторические формы науки, ее функции в индустриальном и постиндустриальном обществе.

38. Понятие методологии, метода, методики исследования. Система методов научного познания действительности.

39. Понятие научной революции. Современный тип научной рациональности. Основные формы, закономерности и современная стратегия развития научного знания.

40. Концепции социогенеза. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.

41. Общество как система. Типовая структурно-функциональная модель общественной системы.

42. Материальная сфера жизни общества, ее структура и роль в общественном развитии. Понятие способа производства.

43. Социальная сфера жизни общества, ее основные компоненты и тенденция развития в современной Республике Беларусь.

44. Типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации.

45. Политическая организация общества, характеристика основных элементов и демократической тенденции развития. Понятие гражданского общества.

46. Духовная сфера общественной жизни, ее структурно-компонентная характеристика.

47. Сущность и структура общественного сознания. Идеология как регулятив общественного развития.

48. Источники, движущие силы и основные факторы социодинамики. Роль народных масс, элит и личности в истории.

49. Всеобщие, общие и специфические законы социального развития. Особенности проявления социальных законов.

50. Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизаций в истории общества. Проблема современного цивилизационного выбора.

51. Социальный прогресс, его основные концепции, формационные и цивилизационные критерии оценки.

52. Философские концепции антропогенеза. Сущностные и экзистенциальные характеристики человека.

53. Социокультурные основы развития личности. Современные концепции развития личности.

54. Философия культуры. Ценностные приоритеты культуры XXI столетия.

55. Глобализационная концепция развития мирового сообщества: философский анализ цивилизационных следствий.

56. Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире.

57. Философские концепции взаимодействия человека – общества – природы: экологические ценности и проблемы современной цивилизации.

58. Принципиальные черты, основные школы и историческая роль философской мысли древнего Востока.

59.  Античное философское наследие как первая философская классика человечества.

60. Статус философии и основные решаемые ею проблемы в эпоху средневековья и Возрождения.

61. Философия Нового времени и ее роль в развитии европейской философской традиции.

62. "Критическая философия" И.Канта.

63. Основные положения философской системы Г.В.Ф.Гегеля.

64. Аналитическая философия.

65. Философия экзистенциализма.

66.  Современный неотомизм, его основные особенности.

67. Феноменология, герменевтика, структурализм: их роль как методов философской рефлексии действительности.

68. Основные идеи философии постмодернизма.

69.  Русская философия как уникальная часть мирового философского процесса.

70. Философская мысль Беларуси, особенности её исторического становления и важнейшие творческие достижения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: