1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем.
2. Философия и национальное самосознание. Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления.
3. Основные исследовательские стратегии в классической и постклассической западноевропейской философии.
4. Многомерность феномена философии. Социальный статус и функции философии в современном мире.
5. Онтология как учение о бытии и его освещение в классической и современной философии.
6. Философия и современная научная картина мира. Системно-структурная организация материального мира.
7. Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.
8. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.
9. Динамическая организация бытия. Диалектика как философская теория развития, основные исторические формы диалектики.
10.Диалектика и синергетика. Синергетическая парадигма в современной науке.
|
|
11.Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии. Сущность и существование человека.
12.Происхождение человека. Научные и философские концепции антропогенеза.
13.Человек в системе социальных коммуникаций. Ценности массового общества и личность.
14.Аксиологические параметры бытия человека в мире. Экзистенциальный опыт личности.
15.Сознание человека как предмет философского осмысления. Многомерность и полифункциональность сознания.
16.Сознание, язык, коммуникация. Проблема искусственного интеллекта.
17.Социальная философия и ее место в системе социально-гуманитарного знания. Понятие социальной реальности.
18.Понятие социальной структуры общества. Типы социальных структур.
19.Основные стратегии исследования социальной реальности в философии.
20.Предмет, структура и становление философии истории.
21.Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации истории.
22.Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
23.Общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в общественной динамике.
24.Статус и функции социального субъекта. Движущие силы истории и выбор путей развития в условиях переходного периода.
25.Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизаций в истории общества.
26.Понятие техногенной цивилизации, ее достижения и проблемы.
27.Концепции постиндустриального развития в современной социальной философии.
28.Восточнославянская цивилизация между Западом и Востоком. Основные факторы и предпосылки консолидации восточнославянских народов.
|
|
29.Идеология современного белорусского государства и инновационный потенциал белорусской модели социально-экономического развития.
30. Понятие культуры. Основные направления философского анализа культуры.
31.Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многооб
разия культурно-исторического процесса.
32.Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство, религия как феномены культуры.
33.Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Основные исследовательские программы в обществознании.
34.Проблема истины в социогуманитарном познании. Истина и ценность, истина и правда.
35.Понятие научной дисциплины в социально-гуманитарном познании. Место и роль социогуманитарного знания в современной науке.
36.Специфика познавательного отношения человека к миру. Понятия познания и знания.
37.Многообразие форм познания. Специфика философского, научного, образно-художественного и религиозного познания.
38. Наука как специфическая форма познания. Сущность, структура и функции науки в современном обществе.
39.Основные стратегии исследования науки. Проблемное поле философии науки.
40. Феномен научной рациональности. Научное и паранаучное знание.
41.Проблема классификации наук. Специфика социогуманитарного познания.
42.Генезис науки и ее историческое развитие. Особенности классической, неклассической и постнеклассической науки.
43.Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Наука и постиндустриальный мир.
44.Структура научного исследования и уровни организации научного знания.
45.Эмпирический уровень научного исследования и эмпирический базис науки.
46. Специфика теоретического знания. Структура и функции научной теории.
47.Метатеоретические основания науки.
48.Динамика науки и системная природа научного прогресса.
49.Феномен научной революции. Проблема типологии научных революций.
50.Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания.
51.Методы эмпирического и теоретического исследования.
52. Общенаучные методы как универсальные приемы и процедуры научного
исследования.
53.Методологические новации в современном научном познании.
54.Наука как социальный институт. Становление и развитие социологии науки.
55.Наука и социальные технологии в современном обществе.
56.Этика науки. Социальные ценности и нормы научного этоса.
57.Проблема «конца философии» в прошлом и настоящем. Постмодернистский проект философствования.
58. Философия и футурология. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка и объект социально-философского осмысления.
59.«Эпоха глобализма» и проблема сохранения и развития белорусской национальной культуры.
60.Философия и экологические императивы современной цивилизации. Концепция устойчивого развития: прошлое, настоящее, будущее.
Г) Вопросы для подготовки к экзамену кандидатского минимума по философии и методологии науки
1. Философия и ценности современной цивилизации. Многомерность аксиологических измерений философии.
2. Предмет философии и структура философского знания.
3. Важнейшие черты и типы философского мышления.
4. Функции философии. Философия как мировоззрение и метод познания. Методы философии и методология языкознания.
5. Основной вопрос философии, формы его решения и значение в практике лингвистического анализа.
6. Философское осмысление бытия. Проблема субстанции. Принцип монизма и его гносеологическое содержание.
7. Динамизм бытия и системная самоорганизация его развития: основные философские концепции.
8. Онтологический, гносеологический и логический аспекты диалектики. Диалектика и сравнительно-исторический и структурный методы лингвистики.
|
|
9. Закон единства (тождества) противоположностей и его место в системе диалектики. Противоречия в развитии языка.
10. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и его проявление в освоении и развитии языка.
11. Проблема направленности движения. Закон отрицания отрицания. Проявление закона отрицания отрицания в истории развития языка.
12. Категории единичного и общего (всеобщего). Номинализм и реализм. Дихотомия языка Ф.Соcсюра в свете диалектики единичного и общего.
13. Категории сущности и явления, их методологическое значение.
14. Категории содержания и формы. Проблема содержания и формы в теоретическом языкознании.
15. Категории причины и следствия. Детерминизм и индетерминизм. Детерминация линейных и нелинейных процессов.
16. Категории необходимости и случайности. Фатализм и волюнтаризм как мировоззренческие формы и способ жизнедеятельности.
17. Категории возможности и действительности. Понятие "разумной" действительности в диалектической философии.
18. Понятие закона (закономерности) их классификация и роль как элемента науки и практики.
19. Проблема сознания (мышления) в философии. Структура и функции сознания. Основные виды и формы мышления.
20. Мышление и язык. Когнитивная и коммуникативная функции языка.
21. Проблема познаваемости мира. Скептицизм и агностицизм, «лингвистический» агностицизм как форма агностицизма.
22. Диалектика процесса познания. Сенсуализм и рационализм.
23. Субъект и объект познания. Структура субъекта и структура объекта, их диалектическое взаимодействие.
24. Познание как постижение истины. Проблема истины. Диалектика абсолютного и относительного в истине, ее критерии.
25. Практика в системе человеческой деятельности. Роль практики в процессе познания.
26. Понятие науки. Структура и динамика научного познания.
27. Формы и закономерности развития научного знания. Функции научной теории.
28. Методологический инструментарий современной науки. Специфика философско-методологического анализа.
|
|
29. Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
30. Специфика социально-гуманитарного познания. Философия языка и языкознание.
31. Предмет социальной философии. Социальная философия и другие общественные науки.
32. Общество как материальная система. Закономерный характер общественного развития.
33. Роль природной среды в развитии общества. Теории географического детерминизма и ноосферы.
34. Роль народонаселения в развитии общества. Теория демографического детерминизма.
35. Материальное производство и его роль в развитии общества. Структура материального производства. Понятие способа производства.
36. Социальная структура общества, основные концепции ее развития
37. Нация как историческая общность людей. Марксистская и глобалистская концепции "отмирания наций".
38. Политическая организация общества. Государство и государственные институты. Сущность власти.
39. Категории общественное бытие и общественное сознание, их методологическое значение в анализе социальных процессов.
40. Базис и надстройка. Марровская концепция языка как надстройки.
41. Сфера духовной жизни общества. Структура общественного сознания.
42. Понятие идеологии. Проблемы государственной идеологии в условиях стратегии глобализации.
43. Понятие культуры: сущность и структура.
44. Наука и техника. Проблемы научно-технического прогресса.
45. Право и мораль. Проблемы нравственного воспитания.
46. Общество и личность. Проблема социализации и гуманизации личности.
47. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
48. Понятие социального прогресса. Новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества.
49. Эволюция и революция в историческом процессе.
50. Глобальные проблемы современности и концепции мирового сообщества по их решению.
Д) Примерный перечень вопросов по философии к вступительному экзамену в магистратуру (в соответствии с учебной программой нового государственного образовательного стандарта утв. 15.04.2008 г.)
1. Философия как социокультурный феномен, ее образы в истории культуры, роль в жизни человека и современном цивилизационном процессе.
2. Понятие мировоззрения, его структура, исторические типы. Философия как рационально-теоретический тип мировоззрения.
3. Философия, предмет ее исследования, современная структура и место в системе наук.
4. Определяющие факторы генезиса и развития философии, качественные этапы и основные направления ее исторической динамики.
5. Фундаментальные характеристики классической философии и специфика современного философского знания. Важнейшие черты философского мышления.
6. Язык философии. Философские категории как мировоззренческие основания и универсалии культуры.
7. Функции философии. Философия как мировоззрение и общелогическая основа познания.
8. Основной вопрос философии, исторические и современные формы его решения и их влияние на развитие философии, науки, мировоззрения.
9. Понятие метафизики. Метафизика в классической и постклассической философии.
10. Онтология как философская система знаний, ее фундаментальные категории.
11. Философская категория бытия, ее роль в решении онтологических проблем осмысления действительности. Специфика основных форм бытия.
12. Проблема субстанционального единства мира и ее научно-философское решение. Сущность материалистического монизма.
13. Категория материи. Сущность и основные требования материалистического подхода к анализу явлений действительности.
14. Системная организация бытия. Основные структурные уровни организации материального мира.
15. Концепция процессуальности объективного мира о динамической организации бытия.
16. Пространственно-временная организация бытия: основные философские концепции.
17. Многообразие методов философского исследования действительности: диалектика, метафизика, софистика, эклектика. Рационализация и иррациоанализация философии.
18. Исторические формы диалектики, ее сущность как философской теории развития и логики исследования действительности.
19. Диалектическое учение о взаимосвязях явлений. Понятие закона (закономерности) и их классификация.
20. Диалектический закон единства (взаимодействия) противоположностей, его сущность и методология применения.
21. Диалектический закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, его сущность и характеризуемый им аспект развития.
22. Диалектический закон отрицания отрицания, его сущность и методология применения для определения тенденций и форм развития.
23. Категории диалектики как необходимые логические ступени исследования объективных сторон и структурных связей сущего.
24. Диалектические категории единичного, особенного, общего. Диалектика единичного и общего, закон их объективной взаимосвязи.
25. Сущность и явление, содержание и форма их диалектика и закономерности объективной взаимосвязи.
26. Категории части и целого. Понятия структуры, системы (системного объекта), их методологическое применение в анализе языковых явлений.
27. Категории причины и следствия. Диалектика и синергетика о детерминации линейных и нелинейных процессов.
28. Диалектика необходимого и случайного, возможности и действительности, законы ихобъективной взаимосвязи, понятие «разумной действительности».
29. Сознание как форма отражения действительности человеком: его сущность, системная природа, структура и функции. Стратегии исследования сознания в современной философии.
30. Проблема познаваемости мира, ее позитивно-гносеологическое и агностическое решения, обусловленность ими развития рационализма и иррационализма.
31. Сущность агностицизма, его причины, исторические и современные формы проявления.
32. Субъект-объектное отношение в теориях познания классической и постклассической философии.
33. Познавательный процесс, многообразие его форм, структура, основные уровневые характеристики.
34. Теория и практика. Функции практики в процессе познания и теории – в процессе преобразования действительности.
35. Познание как творчество, обеспечивающие его мыслительные процессы и формируемые качественные состояния знания. Сущность и виды творчества.
36. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы.
37. Сущность и исторические формы науки, ее функции в индустриальном и постиндустриальном обществе.
38. Понятие методологии, метода, методики исследования. Система методов научного познания действительности.
39. Понятие научной революции. Современный тип научной рациональности. Основные формы, закономерности и современная стратегия развития научного знания.
40. Концепции социогенеза. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.
41. Общество как система. Типовая структурно-функциональная модель общественной системы.
42. Материальная сфера жизни общества, ее структура и роль в общественном развитии. Понятие способа производства.
43. Социальная сфера жизни общества, ее основные компоненты и тенденция развития в современной Республике Беларусь.
44. Типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации.
45. Политическая организация общества, характеристика основных элементов и демократической тенденции развития. Понятие гражданского общества.
46. Духовная сфера общественной жизни, ее структурно-компонентная характеристика.
47. Сущность и структура общественного сознания. Идеология как регулятив общественного развития.
48. Источники, движущие силы и основные факторы социодинамики. Роль народных масс, элит и личности в истории.
49. Всеобщие, общие и специфические законы социального развития. Особенности проявления социальных законов.
50. Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизаций в истории общества. Проблема современного цивилизационного выбора.
51. Социальный прогресс, его основные концепции, формационные и цивилизационные критерии оценки.
52. Философские концепции антропогенеза. Сущностные и экзистенциальные характеристики человека.
53. Социокультурные основы развития личности. Современные концепции развития личности.
54. Философия культуры. Ценностные приоритеты культуры XXI столетия.
55. Глобализационная концепция развития мирового сообщества: философский анализ цивилизационных следствий.
56. Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире.
57. Философские концепции взаимодействия человека – общества – природы: экологические ценности и проблемы современной цивилизации.
58. Принципиальные черты, основные школы и историческая роль философской мысли древнего Востока.
59. Античное философское наследие как первая философская классика человечества.
60. Статус философии и основные решаемые ею проблемы в эпоху средневековья и Возрождения.
61. Философия Нового времени и ее роль в развитии европейской философской традиции.
62. "Критическая философия" И.Канта.
63. Основные положения философской системы Г.В.Ф.Гегеля.
64. Аналитическая философия.
65. Философия экзистенциализма.
66. Современный неотомизм, его основные особенности.
67. Феноменология, герменевтика, структурализм: их роль как методов философской рефлексии действительности.
68. Основные идеи философии постмодернизма.
69. Русская философия как уникальная часть мирового философского процесса.
70. Философская мысль Беларуси, особенности её исторического становления и важнейшие творческие достижения.