Философ. мировоз., его возник-е и особен-ти. Осн. темы фил. размышл

Мировоззрение, его сущность, структура и роль в жизни людей.

Мировоз. – это совок. взглядов, оценок, принципов понимание мира, места в нём чел-ка и вместе с тем жизненные позиции, прог-мы поведения, действия людей. Т.о., в мировоз. в обобщенном, комплексном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы и их взаимосвязь. В мировоз. воедино соед-ся чувства и разум чел-ка, сомнения и убеждения, знания и оценки, понимание человеком мира и осознание самого себя в нем. Мировоз. явл-ся ядром как индивидуального, так и обществ. сознания, которые диалектически взаимосвязаны. Миров. опред принципы поведения и деят-ти чел-ка, формирует его идеалы, моральные нормы, социальные и политич. ориентации. Мировоз. состоит из нескольких структурных компонентов:

1.Познавательный (предст. конкретно науч. и универс. картину мира).

2.Ценностно-нормативный (вкл. в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и директивные действия).

3.Эмоционально-волевой (закл в том, что для реализации в практ. поступках знаний необх. нужна воля, т.е. способность чел-ка управлять своим собст поведением).

4.Практический (без практ. составляющей миров. носило бы просто отвлечен.характер).

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия

Мифология. Формируется на ранних стадиях развития общества. Первая попытка чел-ка объяснить происхождение и устройство мира, появление людей, животных, причины стихийных явлений, определить свое место. Мифы связаны с обрядами, обычаями, сочетающие реальность и фантазии, мысли и чувства. В мифах чел-к не выделяет себя из природы.

Религия. Отличие от мифологии -  существование сверхъестественных сил и их основная роль в мироздании и жизни людей. Раздваивает мир на земной и небесный. Вера в сверхъестественное - есть основа. Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам, позднее формируется образ единого Бога.

Философия. Мировоз. ориентируется на рациональное объяснение мира. Общие предстваления о природе, обществе, человеке. Содержит совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте чел-ка и т.п., но отличается логически упорядоченной системой знаний. В фил. мировоз. входят так же обобщение экономических, политических, правовых и естественнонаучных представлений, нравствственные, эстетические, религиозные и атеистические принципы, идеалы.

Философ. мировоз., его возник-е и особен-ти. Осн. темы фил. размышл.

Мировоз­. наз-ся совокупность основ­ных убеж­дений и взглядов человека на мир его строение и происхождение, на смысл и назначение человеческой жизни и на место человека в со­временной действительности. На характер миро­воззрения накладывают отпечаток образ жизни, природные условия, обычаи и традиции, бытовая и производственная деятельность лю­дей. Каждая историческая эпоха вырабатывала и вырабатывает своё мировоззрение содержание и форма, которого зависят от уровня развития общества, науки, техники, искусства, и культуры в целом, то есть мировоззрение в своей основе носит общественно-ис­торический характер.

Основные темы философских размышлений:

Одна из глав. тем размышления философов - тема «природы». Именно природу сделали предметом изучения греческие философы. Их интересовали не отдельные явления, а их совокупность. Вопрос «Обществ. жизни», политич. и правовое устр-во. Философы разрабатывали различные принципы и теории о общ-ве. Конечно же главной темой для размышления философов был человек. Философами изучались его природа, мораль, чувства, ум, язык, религия. Сократ поставил в цент внимания не космос, как это было сделано раньше, а именно человека. Предметом философских размышлений была тема взаимодействия человека с миром.

  4. Предмет философии. Основные функции философии.

Философия - это область дух. деятельности, которая основывается на особом, фил. типе мышле­ния, лежащем в основе ф. познания. Предмет философии - это та область дух. деятельности чел-ка, в основании которой лежит смысл, цель и формы сущности чел-ка, как субъекта культуры. Ф. возникла с перенесением основного внимания чел-ка в его отношении к миру, т.е. на чел-ка, познающего, преобразующего и творящего мир. В основе ф. знания всегда лежала установка на выяснение связи между чел-ком и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком. Основные ф-ции: 1) синтез знаний   и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и историче­ского опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, которые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явле­ний. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не занимается специальным вопросом, что такое "необходимость", "случайность", хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и

условия существования любых вещей и называ­ются категориями. Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружаю­щим нас бытием.

5. Своеобразие философского познания. Смысл и назначение философии. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат; однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Можно выделить следующие особенности философского знания:

•имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

•носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами; • в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется; • опирается на категории — предельно общие понятия; • неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: