Пресс-конференция как один из основных методов работы со СМИ 173

Окончание табл. 16

 

Функция участника «Исполнители» Основные обязанности на пресс-конференции Типовые сложности, пути их решения
Журналисты, настроенные нейтрально Либо специалисты в данной проблематике, смотрящие на все с профессиональной точки зрения, либо дилетанты, попавшие на пресс-конференцию случайно Дилетанты будут либо молчать, либо задавать «дурацкие вопросы» (на конференции по поводу новой эмиссии акций: «А что такое эмиссия?»). Профессионалам потребуется разъяснение подробное и очень детальное Спикер должен быть готов к любым вопросам и ни в коем случае не браться за разъяснение азов, отделавшись шуткой («А Бог его знает, что это за зверь такой... Сегодня обязательно в книжке почитаю!»). Равным образом не стоит превращать пресс-конференцию в беседу двух спецов, непонятную другим — в этом случае журналисту можно предложить отдельно побеседовать
Журналисты, настроенные негативно Либо личные недоброжелатели организаторов пресс-конференции (включая ангажированных их конкурентами), либо не приемлющие саму постановку проблемы или организаторов «как класс» (например, представители оппозиционных СМИ на пресс-конференции правительства или коммунистической прессы в гостях у коммерческого банка) Будут мучить провокационными вопросами, «нигилисты» — подавать провокационные реплики Стоит быть готовым к ответу на любые вопросы, кроме переходящих на личности — от таких можно и отказаться, мягко сославшись на некорректность формулировки. Вообще же служба аккредитации должна по возможности отсеивать заведомых «нигилистов» и предупреждать модератора о появлении «засланных» ____________

Как справедливо отмечает Я. Скворцов:

«Некоторые руководители предпочитают общаться с аудиторией напрямую, отказываясь от посредничества пресс-секретарей. Им кажется, что такой формат делает общение более неформальным. Таких вариантов следует избегать (и не только потому, что в таком случае логичным был бы вопрос: а зачем нам, собственно, своя пресс-служба, если мы и так с прессой общаться в состоянии?). Вариант непосредственного общения (правда, с «сидящим рядом» представителем



Раздел 3. Организация и проведение пресс-конференций

пресс-службы) вполне допустим на закрытых и неформальных пресс-конференциях. Скажем, весьма распространенная в некоторых европейских странах (таких, например, как Великобритания) форма неформального общения с прессой — чаепитие — одно время практиковалась в Банке России, Агентстве по реструктуризации кредитных организаций, а также в так называемом «президентском пуле» первого президента России Б. Ельцина.

В чем преимущества такого разговора с журналистами? Прежде всего, согласно неписаным правилам на таких мероприятиях журналисты вправе задавать хозяевам любые вопросы, но ответы на них не могут быть использованы путем прямого цитирования: это неофициальные, но тем не менее абсолютно искренние заявления официальных лиц. Такое общение позволяет прояснить позицию принимающей стороны по интересующим СМИ вопросам; способствует сближению и установлению более доверительных отношений. Любое отступление журналиста от оговоренных «правил игры» — нарушение договоренности о наложенном на информацию эмбарго, приведение в материале закавыченных цитат и т. п. — влечет автоматическое исключение из круга «доверенных лиц».

В остальных случаях, когда аудитория отнюдь не гарантированно симпатизирует главному герою, «прикрытие» со стороны пресс-секретаря будет не лишним. Лучше, когда ведущий лишает слова журналиста, просит его переформулировать вопрос или снимает вопросы неудачные и глупые; хуже, когда делать это приходится проводящему пресс-конференцию президенту фирмы или руководителю авторитетного банка»1.

Где и когда проводить пресс-конференцию

Помещение, в котором происходит пресс-конференция, невидимой чертой делится на две части. В одной, меньшей, за столом находятся представители «стороны ньюсмейкера» (как правило, сплоченной группой), в другой — журналисты (как правило, на отдельных стульях или в креслах, желательно оборудованных специальным приспособлением — раскладным столиком). Вариант, особенно широко используемый при проведении пресс-конференций в органах госуправления, — когда журналисты сидят за одним длинным столом. Стол ньюсмейкеров (ино-

 

Журнал «Лаборатория маркетинга и рекламы». 2004. № 1.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: