• отношения организации со СМИ не выстроены или нахо
дятся в состоянии антагонизма — в этом случае есть опас
ность, что на пресс-конференцию или никто не придет, или
напишут такое, что никак организацию не устроит. Мы от
носим это к объективным обстоятельствам потому, что бы
вают случаи, когда самое совершенное мастерство профес
сионалов коммуникационного менеджмента не сможет из
менить ситуацию в одночасье. До тех пор, пока отношения
со СМИ не налажены, пресс-конференцию лучше не про
водить.
К субъективным обстоятельствам отнесем неготовность консультантов или соответствующих служб вашей организации, а именно:
• пресс-служба не владеет инициативой во взаимоотношениях со СМИ, в результате чего журналисты не придут или будут работать против организации. В отличие от указанного выше объективного обстоятельства в данном случае речь идет просто о недоработке — по неопытности или из-за отсутствия профессиональных навыков;
• «первое лицо» организации не готово к общению даже с относительно лояльными журналистами. Если директор фирмы будет заикаться, краснеть, то ничего, кроме раздражения, у работников СМИ он не вызовет. Здесь невозможно сделать хороший сюжет.
|
|
Что можно организовать вместо пресс-конференции? Во-первых, презентацию. Как уже говорилось, лучше один раз пощупать и попробовать, чем сто раз услышать об этом. Главное здесь — снабдить журналистов необходимой информацией (упакованной в пресс-релизы). Но хотелось бы заметить, проведение презентации для СМИ (не путать с презентацией для деловых партнеров или публики) требует не меньших усилий, чем проведение пресс-конференции. То же касается и других возможных мероприятий для СМИ.
Во-вторых, можно поступить еще проще и обойтись, например, рассылкой пресс-релизов — кратких информационных сообщений. Пресс-релизы обязательно присутствуют и на пресс-конференциях, и на презентациях (об их роли в успехе этих мероприятий будет сказано в разделе 4). Однако просто разослать их недостаточно.
3.1. Пресс-конференция как один из основных методов работы со СМИ 169
Редакции ежедневно получают сотни релизов. Стоит прислу-щаться к мнению редактора одного из московских специализированных изданий:
«К сожалению, большинство приходящих ко мне пресс-релизов можно не читать — это бессмысленно и бесполезно. Новость компании высосана из пальца, подана так, как будто других участников рынка просто не существует, в то время как читателей, а стало быть, и редакцию интересуют именно взаимодействие компаний, присутствующих на рынке, новые нюансы этого процесса»1.
Пресс-конференция помогла бы журналистам взглянуть на героев информационного сообщения непосредственно, познакомиться с ними, поддаться, так сказать, обаянию и компетентности. Если, конечно, это может быть продемонстрировано.
|
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. Эксперты единодушны — открытое публичное общение является самым результативным. В этом, собственно, и заключается смысл проведения пресс-конференции.
В-третьих, можно обойтись «закулисным» воздействием на журналистов. В случае если важно получить одну-две публикации, можно поступить и так, оказав воздействие на их будущих авторов. Этот способ не подходит, когда необходимо широкое медийное освещение.
Итак, можно обойтись без проведения пресс-конференции. Но не стоит пренебрегать возможностью сообщить о себе. Решать следует исходя из общей оценки информационной обстановки и ресурсов, которыми располагает организация.
Приняв решение об очной встрече с журналистами, необходимо также выбрать ее жанр — пресс-конференция или брифинг.
Их часто путают. Брифинг — это «младший брат» пресс-конференции, требующий значительно меньших усилий по своей подготовке и проведению.
Рассмотрим различие этих двух мероприятий (табл. 15).
Таким образом, если общественность (а вернее, СМИ) интересует текущая деятельность организации (в основном — орга-
Интернет-сайт iptv. net. ua.
170 Раздел 3. Организация и проведение пресс-конференций
Таблица 15
Название мероприятия | Общая характеристика | Особенности проведения |
Пресс-конференция | Повод для созыва — значимое для организации и общественности событие, информацию о котором следует донести до широкой аудитории. Желательно присутствие на пресс-конференции «первого лица» организации | Продолжительность — до 3 часов. Предполагается диалог. Соотношение времени выступления (представителей организации) и ответов на вопросы журналистов один к трем |
Брифинг | В отличие от пресс-конференции, текущее, регулярное мероприятие, для которого не нужен серьезный информационный повод. Это — отчет о проделанной работе (например, силовых ведомств или министерств). Проводить брифинг может представитель пресс-службы | Продолжительность — до 45—60 мин. Предполагается преимущественно монолог, выступление представителя организации. Возможно небольшое время уделить ответам на вопросы |
нов госуправления) — созывают брифинг, а диалог сводят к минимуму. Все журналисты понимают, что получат от пресс-службы подразделения МВД или ФСБ информацию дозированную, но иным способом сделать это будет сложнее.
В коммерческих организациях, напротив, необходимо позаботиться о создании достойного информационного повода.
Пресс-конференция: действующие лица и исполнители
На пресс-конференции присутствуют две категории действующих лиц. Условно назовем их «сторона ньюсмейкера» и «сторона СМИ» (табл. 16).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. Для координации работы основных действующих лиц, занятых в организации пресс-конференции, необходимо использовать так называемые контрольные листы (сИеск-Из*). В них должны быть подробно расписаны все этапы и виды работ по организации мероприятия с указанием сроков начала и завершения их выполнения (с1еасШпе) конкретно для каждого организатора.
|
Пресс-конференция как один из основных методов работы со СМИ 171
Таблица 16
Функция участника | «Исполнители» | Основные обязанности на пресс-конференции | Типовые сложности, пути их решения |
Сторона ньюсмейкера | организаторов пресс-коне | )еренции) | |
Спикер | Человек (или несколько лиц), который и озвучивает информацию для журналистов. Для успеха пресс-конференции желательно, чтобы это были «первые лица» организации или персонально ответственные за решение заявленной проблемы, как минимум — обладающие для решения необходимыми полномочиями | Произнести вступительное слово (если спикеров несколько, высказаться должен каждый), отвечать на вопросы журналистов, демонстрировать материалы и пр. | Неумение связно, последовательно выстроить речь, боязнь публичности, несдержанность в общении с журналистами |
Координатор | Человек, лично отвечающий за все аспекты организации и проведения пресс-конференции. Как правило — пресс-секретарь либо руководитель коммуникационной службы организации. Иногда — руководитель приглашенной для проведения пресс-конференции команды | Разработать содержательную и организационную структуру пресс-конференции. Информационный повод, включение в базу данных необходимых журналистов, контроль составления пресс-кита, решение о приглашении необходимых спикеров. Составление сценария, личный контроль за вспомогательным персоналом. Разработка модели оценки эффективности пресс-конференции и осуществление данной оценки. Нередко координатор становится модератором, в других случаях, по традиции, — присутствует за кулисами пресс-конференции либо (если она многолюдна) в зале среди журналистов | Многие руководители организации недооценивают роли координатора и даже подвергают сомнению саму необходимость его работы. В этой роли должен выступать опытный и ответственный сотрудник, который в состоянии ничего не упустить |
172 Раздел 3. Организация и проведение пресс-конференций
|
|
Продолжение табл. 16
1 Функция 1 участника | «Исполнители» | Основные обязанности на пресс-конференции | Типовые сложности, пути их решения |
Модератор | Ведущий пресс-конференции. Как правило, пресс-секретарь либо работник коммуникационного подразделения организации. Может специально приглашаться для проведения пресс-конференции (желательно — вместе с целой командой) | Формальные обязанности —представить журналистам спикеров, сначала дать слово им. потом журналистам.. Суть обязанностей — следить за сценарием пресс-конференции, создавая обстановку деловой доброжелательности. Нередко модератором становится сам координатор | Растерянность модератора, выпускающего пресс-конференцию из-под своего контроля. «Разборки» с журналистами. Явное предпочтение одних журналистов другим. Ошибкой руководителей организации является приглашение на роль модератора человека публичного, но не имеющего опыта работы в таком качестве (телеведущего, актера, известного журналиста и пр.) |
Вспомогательный персонал | Работники низшего и среднего звена пресс-службы организации либо привлеченной команды. В западной практике организации пресс-конференций эти обязанности возлагают на АссоиШ тападег, менеджера по логистике или по развитию отношений со СМИ | Организационное обеспечение пресс-конференции (подбор подходящего места конференции, включая оборудование, приглашение журналистов, контроль за их явкой, аккредитация, обеспечение фуршета и пр.). Участие в содержательном обеспечении — написание пресс-релизов, создание пресс-кита под контролем координатора | Недооценка важности работы данного пероснала. Поручать секретарям или практикантам данную работу недопустимо |
Сторона СМИ | |||
Журналисты, настроенные позитивно к организации, проводящей пресс-конференцию (включая «доверенных») | Либо хорошо известные модератору представители СМИ, от которых не ждут неприятностей, либо даже ангажированные журналисты (включая получивших вопросы заранее) | Будут или благожелательно молчать, или задавать вопросы, на которые, как им кажется, у организации есть ответ (ангажированные зададут вопросы в оговоренный заранее момент) | Если хорошо проведена репетиция, то проблем быть не должно. Однако нередко из лучших побуждений или просто нечаянно журналист может поставить спикера в тупик. Выход — готовить спикера к шутливым ответам на неожиданные или нетактичные вопросы |
|
|