низаторы пресс-конференции вправе объявить любой регламент ее проведения. Если предполагается большое количество вопросов, модератор должен сказать в самом начале: «Мы знаем, что количество журналистов, желающих задать вопросы, велико, а время пресс-конференции ограниченно, потому просим вас задавать только по одному вопросу». Когда обнаружатся попытки нарушить регламент, модератор будет нейтрализовывать их фразой-напоминанием: «Мы договорились задавать по одному вопросу».
Вот еще несколько простых правил-рекомендаций для спикера, проверенных на практике.
• Выслушав вопрос, улыбнуться и поблагодарить журналиста — это даст несколько важных секунд, чтобы сформулировать ответ!
• Уяснив вопрос, не спешить отвечать на него, не пытаться сообщить слушателям все, что известно по данному поводу. Нельзя превращать свой ответ в дополнительную лекцию. Следует быть предельно кратким.
• Если вопрос задан четко, но тихо, его необходимо повторить для всех.
• Никогда не уходить от вопросов, которые звучат как своеобразный вызов и связаны с желанием проверить позицию оратора. Ответ обязателен! Только сохраняйте выдержку и чувство юмора.
|
|
• Если слушатель воспользовался правом задать вопрос для того, чтобы высказаться, нужно, спокойно выслушав его, сказать примерно следующее: «Спасибо за ценное дополнение!»
Как поступить, если вместо вопроса следует «самовыражение» журналиста или другого участника пресс-конференции, например такое: «Пользуясь случаем, я хотел бы вам сказать...» Можно прервать монолог разъяснением того, что форма проведения пресс-конференции не предполагает дискуссию или даже обмен мнениями. Еще лучше произнести короткую фразу: «Формулируйте, пожалуйста, Ваш вопрос!» Как правило, этого бывает достаточно.
Порядок вопросов регулируется очередностью поднятых рук. Бывает и такое, что вопросов нет. При этом спикер чувствует себя ужасно, хотя виноват он сам. Перечислим основные ошибки, которые ведут к «мертвому штилю».
Проведение пресс-конференции 221
1. Выступление было слишком затянуто, и в середине его все уже забыли, кто и о чем говорит.
2. Сама тема непонятна или неинтересна собравшимся.
3. Аудитория была спикером задета или оскорблена. И ее молчание — затишье перед бурей, которая разразится в СМИ.
Всякий, кто хоть раз побывал в роли спикера или модератора, знает — тишина в зале куда хуже вала вопросов! Нужно что-то предпринимать. Рецепты известны, и умение применять их на деле входит в обязанности модератора. Можно попросить знакомых (а лучше — «доверенных») журналистов задать какие-нибудь вопросы для затравки или даже сотрудников организации, «проникших под прикрытием» в зал пресс-конференции (на самом деле — по заданию организаторов, для создания массовости и ликвидации «зон молчания»).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. Если от журналистов не поступают вопросы, модератор может произнести фразу: «Перед пресс-конференцией нам было передано несколько записок (поступило несколько звонков) с вопросами. Зачитываем некоторые из них...» Понятно, что спикер уже подготовлен к ответу на эти вопросы.