Религиозные традиции инков

Храмы и святилища

Главные храмы строились на видном месте, часто следуя тому же плану, по которому строились дома или дворцовые комплексы, хотя от святилищ не требовалось, чтобы они служили убежищем для прихожан. Храм Солнца в Куско, Кориканча, состоящий из четырех небольших святилищ и главного здания, был сложен из тщательно подогнанного камня и охватывал с трех сторон внутренний двор. Меньшие строения располагались попарно на противоположных сторонах двора. Святилища были богато украшены, стены их были облицованы золотыми и серебряными пластинами. Большие и маленькие ниши использовались как полки для хранения ценных предметов культа; иногда в больших нишах хранились мумии прежних правителей. Согласно рассказам, вокруг всего храма шла золотая полоса примерно в ладонь шириной, вделанная в камень подобно карнизу. Крыши были, по всей видимости, двускатные, затейливо украшенные узорами, а также вплетенными в кровлю из травы ичу нитями золота, специально для отражения солнечного света. Скамьи, на которых восседали во время важных церемоний император и койя, были инкрустированы множеством драгоценных камней.

Поблизости от Кориканча находилось множество небольших домиков, построенных для тех индейцев, которые обслуживали храм; в Куско, насколько нам известно, подобных служителей насчитывалось 4 тысячи. Также около храма располагалась Интипампа (поле Солнца) – огороженное пастбище для жертвенных животных и сад Солнца. В этом саду, согласно Сиесе, повсюду лежали куски золота, имитирующие комки земли, росла золотая кукуруза с золотыми початками, а листья и стебли были из серебра, и двадцать лам с юным пастухом в натуральную величину были сделаны целиком из золота.

В регионе Куско существуют инкские святилища открытого типа, отличительным признаком которых служат рисунки, высеченные на скалах. Такие святилища прямо или косвенно связаны с официальными сооружениями. Например, в Кенко, около столицы, стоит большая вертикальная естественная скала с платформой, сложенной из камня, обнесенная полукруглой стеной прекрасной кладки с нишами с одной стороны. Предание гласит, что в скальном массиве, прилегающем к полукруглой платформе, замурована мумия Инки Пачакути. Также были обнаружены святилища в пещерах, искусно изваянные и обрамленные каменной кладкой и нишами: под горой Уайна-Пикчу в этом стиле были оборудованы две большие пещеры, и внутри них были помещения, разгороженные стенами, сложенными из камня; снаружи пещер находилось жилище жреца и кладовые.

Могилы

В окрестностях Куско не было найдено ни одной неповрежденной могилы инкской знати, так что невозможно достоверно установить, каким образом они были устроены. Некоторые пещеры, искусно выдолбленные в природных скальных массивах, часто связывают с местными историями и легендами, которые говорят о них как о могилах высокопоставленных инков. Однако прямых археологических свидетельств, подтверждающих подобную интерпретацию, существует немного.

Известны многочисленные могилы обычных людей, которые выглядят по-разному в зависимости от того, где находятся. Множество небольших захоронений в форме ульев, обычно сложенных из дикого камня, скрепленного глиняным раствором, устраивались вплотную к утесам, под защитой высоких скал или под нависающими валунами, которые давали им защиту от ливня. Такие же могилы во множестве стояли отдельно, они были круглыми или квадратными по форме, со сводчатой ступенчато сложенной крышей, и иногда обмазаны слоем грязи. Такие могилы назывались чульпами. И размер, и форма варьировались, но каждая имела маленькую дверцу, которую замуровывали после того, как тело в согнутом сидячем положении помещалось внутрь. Некоторые могилы служили семейными местами погребения.

Религия и жизнь

Во времена, предшествующие инкскому завоеванию, население Анд поклонялось нескольким могущественным божествам, многочисленным идолам и священным местам, и многое из этого сохранилось под властью инков. Такова была их политика – оставлять покоренным провинциям значительную свободу верований, если люди подчинялись требованиям, налагаемым на них религиозными властями инков. Фактически божества, которым поклонялись инки, вошли в качестве главных в местный пантеон, которому пришлось уступить им пальму первенства. Но там, где инки сталкивались с древними и широко известными оракулами или святилищами, они оказывали им уважение, даже поклонялись и советовались с такими оракулами сами.

Согласно Сиесе, «инки верили, что существует Создатель всех вещей, и Солнце было их верховным божеством, которому они воздвигли великие храмы, они придавали значение бессмертию души и другим тайнам природы». Тем не менее религия инков, в своем общем приложении к повседневной жизни империи, первоначально не имела отношения ни к духовной жизни личности, ни к мистике. Скорее она была сформирована, чтобы обслуживать более практические цели, которые дополняли экономическую и социальную политику, отражающую реальную власть инков.

Однако не стоит думать, что практическая ориентация религии инков означала недостаток религиозного чувства со стороны людей. Наоборот, в основе тщательно структурированной религиозной теории лежали представления в высшей степени суеверной природы обитателей Андского региона. Человек должен был обеспечивать собственное благосостояние, тщательно выполняя все предписанные ритуальные требования и соблюдая каждую мелочь при отправлении культа. Это должно было гарантировать благоволение всех сил, чья власть, согласно их вере, проявлялась во всем, что их окружало. Любые неудачи или несчастья, свалившиеся на человека – не важно, относилось ли это к его физическому или экономическому состоянию, – рассматривались как наказание, наложенное сверхъестественными силами за проявленное невнимание, равно как и за неправильный поступок.

Взаимоотношения между инками и их божествами и относительная иерархия этих божеств в течение инкского периода показаны на космологической диаграмме Пачакути Ямки (см. рис. 49) и упрощенно на схеме (см. рис. 50). В этой модели Виракоча – Создатель – был как отцом, так и матерью Солнца и Луны, и Виракоча же, согласно Пачакути Ямки Виракоча

Природу этого божества трудно определить – его имя использовалось в таких разнообразных контекстах, что его, вероятно, необходимо рассматривать более как характеристику объекта, чем как четко определенное одиночное божество.

Сармьенто сообщает, что, по утверждению туземцев, вначале Виракоча создал темный мир без Солнца или Луны – они были созданы впоследствии, вместе с Громом, Звездами, Землей и Морем. И наконец, по его образу и подобию были созданы люди. Затем Виракоча, который был «бородатым», отправился, согласно верованиям, в путь по всей земле как распространитель культуры и шел, пока не достиг Манта, где и исчез за морем.

Солнце

В официальной структуре государственной религии инков Солнце традиционно возглавляло действующий пантеон. В качестве божественного предка династии Инков Солнце в рамках этой структуры играло доминирующую роль и ассоциировалось с верховенством и мощью инков.

Изучение инкскими астрономами движения солнца и двенадцатимесячный календарь по традиции тесно связаны с сельскохозяйственной практикой. Поклонение и культ Солнца и наблюдения за «Его» перемещениями имели чрезвычайно важное значение для людей, чей образ жизни был основан на сельскохозяйственной экономике. Солнце в холодном плоскогорье было «Дарователем Жизни», ведь его присутствие преобразовывало окружающую среду, вызывало созревание жизненно важного урожая, и не в последнюю очередь именно маисовых початков.

Главным храмом религии инков был Кориканча в Куско, и в его самом большом и богатом святилище содержалось изображение Солнца «громадной величины и сделанное из золота». Несколько изображений Солнца известны (по крайней мере, два из них попали в руки испанцев), и, судя по описаниям, они представляли Солнце в виде огромного золотого диска размером с человека, с лучами, расходящимися от человеческого лица. Сармьенто сообщает, что у Инки Пачакути было еще два изображения Солнца, изготовленных для Кориканчи: одно, называвшееся Виракоча Пачайачачи, представляло Создателя и было установлено справа от образа Солнца; другое, Чуки Илья, изображало бога Грома и располагалось слева от Солнца.

Бог Грома

Гром считался слугой и посыльным Солнца. В горной местности поклонение ему было связано с представлением о Венере как об Утренней звезде. Гром, или бог Погоды, именовался Ильяп'а или Ильяпа (слово, в котором объединяются понятия грома, молнии и удара молнии). Молитвы о дожде были адресованы ему. Дождь шел, как говорится в поэме (см. главу 2), когда он разбивал кувшин с дождем, который держала его сестра. Кобо описывает его как человека, составленного из звезд на небе, который в одной руке держит дубинку, а в другой пращу. Его одежды сияют, блистая молниями, когда он поворачивается, чтобы выстрелить камнем из своей пращи, – и гром гремит, когда этот камень разбивает кувшин, вызывая дождь. Поскольку присутствие этого божества ощущалось повсеместно, святилища для поклонения ему были широко распространены. Для него устраивались особые жертвоприношения, и связь с ним нужно было устанавливать с самых высоких мест.

Луна и звезды

Дополняла мужчину-Солнце Мама Килья (Мать Луна). В то время как Инка был представителем Солнца на земле, его сестра-жена, койя, ассоциировалась с Луной. Луна представлялась в виде женщины и имела большое значение при расчете месяцев и для регулирования календаря праздников. Ей поклонялись в отдельном святилище, обособленном от святилищ ее мужа-Солнца, которому она служила. Ее святилища, украшенные серебром, обслуживались жрицами.

Звезды, из которых главной представительницей была Венера, рассматривались как дети Солнца и Луны. Им, а также созвездиям, поклонялись в убеждении, что они заботятся обо всех созданиях. Считалось, например, что у каждого вида птиц и животных есть свой покровитель; группы звезд также рассматривались в качестве покровителей определенных видов деятельности. Плеяды (колька, что означало «житница») повсеместно почитались всеми общинами и семьями, поскольку люди верили в то, что именно это созвездие отвечает за сохранность зерна. Другая группа звезд – Лира, или Южный Крест (Уркучильяй – «многоцветный самец-лама») – рассматривалась в качестве пастухов, которые, согласно верованиям, заботились о сохранении стад. Катачильяй, «второй лама», немного поменьше, сопутствовал Уркучильяю.

Земля и море

Пача Мама (Мать Земля), женское божество, была связана с сельским хозяйством. Ее представлял камень продолговатой формы, который устанавливали на полях и поклонялись ему, и просили защитить и удобрить землю. Чем больше полей или хозяйств находились под ее покровительством, тем большее значение она имела и большее уважение ей оказывали. Койя, в своей роли Мама Уако (мать Манко Капака), была покровительницей земледелия, и по традиции в августе, в начале сельскохозяйственного года, именно поле, посвященное Мама Уако, всегда обрабатывалось первым.

Родственная близость между койей и Матерью Землей проиллюстрирована в сообщении Муруа, в котором он описывает, как Уайна Капак установил мумию своей матери в качестве оракула Пача Мама в Томебамбе.

Мама Коча, Мать Озер и Воды на плоскогорье и Мать Моря на побережье, была объектом поклонения главным образом рыбаков.

Местные верования и уаки

Сверхъестественные силы, связанные с местами и объектами, назывались уаки (святые места). В «Relacion de los Ceques», в хронике Кобо, перечисляются и описываются уаки в том порядке, как они расположены вокруг Куско. «Взаимоотношения» описывают свыше 350 святых мест, группы которых составляли линии, радиально расходящиеся из центра Куско. Каждая воображаемая линия называлась кеке. Уайна Капак расположил уаки и в Томебамбе, точно так же следуя плану Куско; аналогичные системы кеке должны были расходиться по радиусам из других высокогорных городов. В Куско поддержание состояния уак, расположенных на этих линиях кеке, было поручено соответствующим социальным группам, на которые было поделено население города и с которыми оно в определенных случаях отождествлялось.

Вот как выглядит общий список уак города Куско: храмы, культовые объекты, могилы предков, камни, источники, родники, календарные метки, холмы, мосты, дома, каменоломни; также перечислены места, имеющие отношение к инкской мифологии или связанные с предыдущими императорами инков, как, например, Уанакаури, пещеры, холмы, камни, места собраний и поля сражений

Поклонение

Моча, жест почтения перед божеством или перед императором, представлял собой низкий поясной поклон, причем руки были распростерты выше уровня головы. Причмокнув губами, поклоняющийся подносил открытые ладони к губам и целовал кончики пальцев. Иногда, чтобы продемонстрировать особое почтение, в руках также держали хлыст.

Молиться и общаться с божествами можно было про себя, вслух или при помощи жестов. Поклонялись водным источникам, полям Солнца, горам и другим бросающимся в глаза объектам на местности. Оказать почтение можно было разными простыми способами, к примеру добавить еще один камень в апакита (груду камней). Можно было произнести стандартную фразу, или придумать свою, или попросить жрецов или друзей произнести формально более правильные молитвы. Традиционные молитвы читались в случае важных общественных ритуалов; возможно, они восходят к молитвам, первоначально сформулированным кем-то из Сапа Инков или высших жрецов. Поскольку считалось, что грех может вызвать гнев богов и навлечь несчастья, в ритуал поклонения входила также исповедь. Жрец, который принимал исповедь, иногда проверял истинность ее при помощи гадания, и если обнаруживал ложь или полуправду, исповедующегося наказывали – на его спину сбрасывали тяжелый камень. За исключением подобных случаев жрец обычно сохранял тайну исповеди. Когда инки исповедовались, они делали это конфиденциально, обращаясь непосредственно к Солнцу, прося его заступничества перед другими богами.

Обязательным требованием подготовки к большинству празднеств и церемоний, которые почти всегда включали поклонение или ритуалы культа, было очищение и пост участвующих. Пост большей частью ограничивался воздержанием от мяса, соли, вкусных специй при приготовлении пищи, а также от сексуальных отношений. Постные дни перед праздниками тщательно соблюдались, а продолжительность их варьировалась от двух до шести дней. Кроме того, пост также практиковался как часть покаяния или лечения, и тогда он проходил под наблюдением жрецов. Сиеса сообщает, что наиболее религиозных индейцев или тех людей, кого считали приближенными к богам, просили поститься в течение целого года, чтобы у всех было хорошее здоровье. Такой пост мог начаться после того, как маис был посеян, и продолжаться, пока не уберут весь урожай. Особый пост держал император. Он постился в одиночестве, в уединенном месте, перед своей коронацией или перед тем, как принять важные решения. Такие решения сопровождались жертвоприношениями богам и консультацией с оракулом или церемонией гадания – кальпа.

Кальпа («сила») проводилась во время приготовления к военной кампании. Церемония состояла из жертвоприношения ламы (см. рис. 52), по результатам которого жрец прогнозировал результат кампании, удаляя легкое и надувая его через жилу, а затем рассматривая отметки на поверхности легкого. По внутренностям ламы также судили о том, подходящий ли избран наследник. К нескольким знаменитым оракулам, например, оракулам Вари-Вилка, Пачакамака, Апу-Римак (около соответствующей реки) и Римак (около Лимы), или в храме на острове Титикака, обращались паломники со всех концов империи. В этих святилищах изваяния были вымазаны кровью жертв, а жрецы истолковывали предсказания оракула. Но любая уака могла дать ответ на вопросы относительно болезни, утраченного имущества, врагов, совершенных преступлений, правды или лживости – короче говоря, относительно любой проблемы. В Кончаке была обнаружена любопытная скала – внутри нее было вырублено помещение, в котором мог прятаться здешний жрец.

Верования инков. В коммунистической империи инков официальной религией — а это была религия кечуа из Куско, имевшая, вероятней всего, много общих черт с ассимилированными ею мелкими культами — ведало государство. Из трех земельных участков, которые обрабатывал крестьянин, первый участок был посвящен богу, второй — императору, и только третий предназначался для пропитания его семьи. Священные предметы, или уака, завоеванных народов торжественно везли в Куско и складывали в святилища, куда поглядеть на них стекались паломники из удаленных провинций. К категории уака могло относиться все, что наделялось сакральными свойствами: холмы, камни, деревья — все, что было непонятно или внушало ужас.

Метафизика Виракочи очень сложна. Он творец природного и общественного миропорядка, что объясняет его восхождение на вершину пантеона инков, центральное место в котором занимает Солнце. Ему посвящен самый большой храм в Куско. Храмы инков были закрыты для верующих. В них жили жрецы и девы Солнца, избранные среди девушек с безупречной репутацией и получивших образование за счет государства, дабы стать или весталками, или вторыми женами важных сановников, или даже самого императора. Если император «грешил» с одной из весталок, ему было достаточно признаться в своем проступке; но если подобный проступок совершал кто-либо из его подданных, то его тут же предавали смерти вместе с его сожительницей.

 

На вершине церковной иерархии стоял Великий Жрец, близкий родственник императора; при нем состоял совет девяти, члены которого были «инками по привилегии». Жрецы постоянно совершали инспекционные поездки в провинции, где издавна культ отправляли хранители уака, добровольные жрецы, не получавшие за свою деятельность вознаграждения из государственной казны. Храмы не являлись местом для собраний. Коллективные ритуалы, нередко сопровождавшиеся жертвоприношениями животных, происходили на центральных площадях; церемонии носили как искупительный, так и пророческий характер. Жертвами, наиболее угодными богам, считались десятилетние дети, избиравшиеся за их нравственное и физическое совершенство; сами жертвы были счастливы сразу попасть непосредственно в потустороннее царство, уготованное, как было принято, исключительно знати. В отличие от обычаев ацтеков и аналогичных обычаев майя, человеческие жертвоприношения практиковались инками достаточно редко. Еще реже устраивали массовые бойни, подобные кровавым церемониям ацтеков, когда в жертву приносили самых сильных и выносливых военнопленных.

Как и в Египте (см. 12), у инков жрецы заведовали всем, что касалось здоровья — как «политического тела» государства, так и его подданных, аккумулируя, таким образом, обязанности ответственных за жертвоприношения, прорицателей и знахарей-шаманов. Подобно вавилонским бару (см. 23), они предсказывали будущее на основании изучения внутренностей жертвенных животных. Также они практиковали лечение болезней посредством отсасывания болезнетворных субстанций, ставших причиной нарушения равновесия в организме. Вдобавок они были хиропрактиками и мануальными движениями возвращали на место разъединившиеся органы, и также великолепными хирургами, способными проводить сложные операции, такие как трепанация черепа, подлинная цель которых во многих случаях от нас ускользает.

К несчастью, отсутствие письменных источников, созданных самими инками, делает невозможным более глубокое знакомство с их верованиями. В свое время испанских священников поразило существование у инков «монахов» и «монахинь» (весталок Солнца), а также практика тайной исповеди. Однако возможность понять изощренную мысль инков утрачена навеки, до нас доходят только ее обрывки, упрощенные или же искаженные чужеземными завоевателями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: