У греков есть своя теогония, в которой сохранены предания о первоначальных временах греческой религии и на основании которых по-видимому нужно предположить, что до Зевса уже были боги, его предшественники, и что до времени его владычества сменилась не одна династия богов. По Гесиоду, Зевсу предшествовал Крон, а Крону – Уран. Уран (небо) и Гея (земля) произвели богов титанов и между ними младшего, но хитромысленного Крона, питавшего ненависть против своего родителя вместе с другими титанами. Поэтому, как только они рождались, небо - Уран скрывало их в недрах матери земли, не давая им видеть света. Земля стенала от этого, скрывая их внутри себя при посредстве Крона, умыслила свергнуть ненавистное и полное коварства господство Урана над нею и ей детьми. Крон косою с острыми зубцами отсекает член тела у своего отца, лишает его тем производительной силы и сам вступает в обладание миром. Но и господство Крона, имевшего женою Рею, было также коварно. И он, как его отец, не давал свободу своим детям, рождавшимся от Реи, пока наконец не явился его сын – «мыслитель» Зевс, отнявший у него владычество. И Рея, как Гея, томилась тем, что Крон угнетает своих детей и вместе с ними замыслила месть ему. Когда приближалось время родить Зевса, отца богов и людей, она, по совету своих родителей «земли и покрытого звёздами неба», отправилась в Крит и там скрыла рождённого Зевса в пещере горы, а Крону, поглощавшему рождавшихся от неё детей, дала обвитый пеленами камень, который он и сокрыл в своей утробе вместо Зевса. Оставшийся в живых и тайно воспитанный на Крите, Зевс впоследствии свергнул Крона и воцарился на его месте, победив отца и титанов. Об этих богах до Зевса знает и часто говорить Гомер; он называет Зевса не иначе, как Кронидом, или Кронионом, сыном Крона, и упоминает о богах Уранидах, изверженных в преисподнюю. Миф об этой борьбе Зевса с титанами и его отцом Кроном очевидно принадлежит древнему, до-гомеровскому времени и не измышлен Гесиодом. Это сказание указывает на древнейшую эпоху греческих религиозных верований, сменившихся поклонением Зевсу, который был сравнительно новым, а не первоначальным богом. Шеллинг и его школа в этой смене богов и в истории борьбы между ними видели моменты в развитии религиозного сознания греков и историю внутренней психической борьбы, какою сопровождалась для сознания эта смена верований. Мифология греков со своими сказаниями о богах до Зевса представляет, по мнению идеалистической школы, в мифических чертах тот путь, каким шло и должно было идти человеческое сознание в постепенном развитии религиозных воззрении, начиная от безразличных и смешанных представлений и переходя в натуралистические верования. История греческой религии может служить нормою этого развития, а греческий миф о борьбе богов и их смене скрывает в себе под Формой конкретных образов глубокий психологический смысл; эта борьба между богами есть та неизбежная борьба мысли, или сознания, которым опосредствуется всякий переход от старых верований к новым. Религия открывается смутным, неопределённым представлением о божестве, как общей физической силе: это у греков Гея и Уран; второму моменту в развитии понятия о божестве соответствуют у них боги природы с зарождающимися в них нравственными свойствами, но еще стоящие под влиянием грубой силы и диких инстинктов: это царство титанов. Только после победы над ними является Зевс, бог с духовными свойствами. Эта теория признает реальное бытие богов Урана и Крона до Зевса и смену их считает совершившеюся в такой последовательности. Что такое был этот Крон сравнительно с Зевсом и Ураном, на этот вопрос идеалистическая теория не даёт определённого ответа. На ряду с этим взглядом есть другой, совершенно отвергающей всякое историческое значение богов гесиодовой теогонии до Зевса. По этому последнему взгляду, Крон есть позднее явившееся олицетворение понятия времени.
|
|
|
|
Вутман, находя неестественным, чтобы отец величайшего из богов, Зевса, каким является Крон из теогоническом мифе, был совершенно забыт, лишён всех, почестей и свергнуть в преисподнюю, и указывая на то, что древние народы никогда таким образом не относились к богам, не смотря на изменение своих понятий о них. Он никогда не пользовался поклонением в Греции, а измышлён позднее для пополнения представлении о доисторическом времени. Есть так же взгляд, что Зевс указывает на обще-арийское древнейшее божество, высказывается многими филологами и мифологами. Готфрид Мюллер склоняется в пользу мнения, что Зевс был древнейшим богом греков, а его эпитет Кронион, значит сын времени, или переобремени вечности. Кронъ – время. А «сын времени» Зевс существо абсолютное, первое и непосредственное проявление вечного начала и источник всякой жизни. Братья Зевса Посейдон и Аид упоминаются без эпитета Кронид. Отвлеченный Крон, в отношении к Зевсу, тоже в Греции, по словам Велвера, что Заруана-Акарана у персов в отношении к Ормузду. Из этого эпитета «вечный» после образовалось" понятие особого бога – Крона. Уран то же продукт позднейшей систематизации верований. Определённее и вместе с тем умереннее воззрение Преллера. В Кроне, как и в Уран, он видит олицетворение не отвлечённого понятия времени, или вечности, а живых, реальных сил природы, как и в самом Зевсе; но вместе с тем он предполагает, что и Крон и Уран явились позднее, и отвлечены от самого же Зевса, который есть один древнейший и единственный национальный бог греков, от начала имевший культ. Уранъ и Кронъ отвлечены от культа Зевса, как и вообще старейшее боги в космогонии возникают из позднейших. Уран и Крон содержат под собою тоже понятие, только в некоторых его частных свойствах и обнаружениях; самое существование их культов в древнейшее время подвергается сомнению. Наконец Мори вместе с некоторыми другими - мифологами думает видеть в Кроне отличное от гомерического Зевса, пелагийское божество, признавая таким образом действительность культа Крона, предшествовавшего культу Зевса, но отрешаясь от воззрении идеалистической школы на последовательность в развитии поклонения Урану, Крону и Зевсу. Мнение это сближает Крона с малоазиатскими богами в роде Бэла или Баала, и предполагает в культе Крону влияние на греков сирофиникийской религии.