Древняя Греция и Рим

Почему последнее слово язычества, его высший фазис представляет нам религия арийцев запада – греков и римлян.

На западе завершилось религиозное развитие древнего мира. Последнее слово язычества, его высшую фазу представляет религия арийцев запада: греков и римлян. Здесь то, до чего дошёл и мог дойти весь древний мир в своих религиозных воззрениях.

Классическая почва древней Эллады далеко не то, что восточные территории. С нее веет иным духом, более близким к нам; от неё слышится иное слово, более разумное и жизненное. На востоке царство мечты и тёмного чувства; здесь – разума и силы. Там фантазия строить чудовищные образы, призрачные символы, в которых мысль блуждает и теряется, как в лабиринте; здесь все проникнуто ясностью и неподражаемою стройностью воззрения. Там смутно чувство человеческого достоинства, подавлено сознание самостоятельного личного существования. Человек – жертва темной, непонятной, но всепоглощающей, силы. Он цепенеет в апатии, погружаясь в бесплодное созерцание и предвкушая в нём блаженство ничтожества, в слиянии с своим всепожирающим божеством, или безумно губить свои силы в диких, страстных оргиях, в чувственном разврате во имя своего божества. Только в Греции выступает с большею ясностью сознание нравственного человеческого могущества и начинает развиваться с большею силою чувство человеческого достоинства. Дух, как сила сознательная, красота, как выражение психической силы, свобода, как необходимый атрибут духовой жизни – три основные идеи, которые выработала Греция, которыми она опередила другие народы древнего мира и которые завещала новому европейскому миру. Поэтому с её истории начинается и история науки в собственном смысле слова, т. е., как свободного творчества человеческой мысли. Но все эти идеи, которыми проникнуто греческое воззрение на жизнь, прежде всего отразились и имели свою основу в религии грека, которую он долго не отделял от науки и до конца сливал с искусством.

Природа, территория, народы, государственное и социальное устройство древней Греции.

Природа см 53 билет.

Первоначальная история Греции, этой впоследствии по преимуществу исторической страны, так же темна и запутана, как и древнейшая история других народов, если не более. Что такое были в начале так известные нам позднее эллины, или греки, с определённостью не известно. История застала их в 5 и 6 вв. до вашей эры, разделёнными на племена, говорившие одним языком и впоследствии известные под общим именем греков, или эллинов; но общее для всех этих родов племя и его имя остались неизвестными. По Геродоту, древнейшие обитатели позднейшей Греции были пеласги. Но то еще вопрос, были ли эти атохтоны страны и праотцами греков, или греки, явись позднее, подчинили их себе и дали стране свое имя. Всего вероятнее, что эллины действительно позднее выселились из Азии и за тем, смешавшись с племенем пеласгов, не чуждых им по происхождению, заняли потом Архипелаг и Пелопоннес и, как племя боле сильное и способное, подавили собою и уничтожили древнейших обитателей страны. Несомненно, что эллины происхождения арийского, и пришли в Грецию с обще-арийскими религиозными верованиями. Трудно восстановить образ первобытной религии греков в его цельном виду; но ясно, что она была натурализмом, напоминающим нам индийские Веды и иранская предания. Она всецело привязана к природе видимой и, как и все арийская верования, к вебу и свету. И общее имя бога, и название главнейших и общепризнанных божеств одного и того же корня с санскритским - Зевс.т. е. свет и исходящее из него частные светы-демоны.

самый культ у пеласгов, насколько сохранились известия о нём у историков, быль грубо чувственен и гораздо ближе к культу других чисто натуралистических религии. До времен гомерического эпоса, религия греков имела характер общий со всеми натуралистическими религиями и была обожествлением явлений природы. Как и у других народов в первичные эпохи, она имела множество местных оттенков и разнообразных мифических сказаний. Это вполне отвечало и первоначальной раздельности греческих племён и родов. Этим же объясняется в религии греков множество богов и богинь, тождественных по своему значению. Были впрочем и не-которые средоточные пункты древнего культа – Аркадия, Крит, Дельфы. Но развитие греческой религии в известной мере обусловливалось и влиянием иноземных, которого никак нельзя отвергать. В этом отношении существуют два совершенно противоположных взгляда. Одни совсем изолируют греческую религию от всякого постороннего влияния, мое в ней изводи из чисто греческого творчества; другие почти все объясняют влиянием Египта и Финикии, вообще Азии. То и другое несправедливо. И географическое положение Греции, открытой для Малой Азии и для Египта (чрез острова Средиземного моря), и характер народа, живой и восприимчивый, не позволяют отрицать иноземные влияния на греков, и исторические показания свидетельствуют о давнем и не прерывавшемся отношении Греции с востоком. Особенно это нужно сказать об островах Средиземного моря, на которые несомненно простиралось влияние финикийского и других малоазиатских культов. Таков по преимуществу был остров Крит, служивший транзитным пунктом из Эллады в Египет и Финикию. Не удивительно, что и культ критского Зевса - носил характер, напоминающей Финикию и Египет, на что указывает и самый миф о похищенной Зевсом финикиянке Европе. Фригия и другие страны Малой Азии также влияли на греков и из Фригии, как из Фракии, по преданию, шли греческие мифы. Но влияние это вовсе не уничтожало самостоятельности взгляда греков, этого даровитейший из народов древности. Он перерабатывал чужие религиозные предания, возбуждаясь ими к своеобразному, ему свойственному, творчеству. Восток несомненно влиял на этот запад; но воспринятое греком с востока видоизменялось им, и в свою очередь возвращалось, в позднейшую эпоху, тому же востоку и принималось им, как нечто новое, ему неизвестное. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: