Казной и отдельным феодалом

Ала уд-дин1 в те дни был мукта2 Кара. Он получил раз­решение от султана [Джалал уд-дина (1290 – 1296)] выйти по­ходом из Кара в Бхаиласан (Бхилса). Там его войско захва­тило большие богатства; бронзовые идолы, которым поклонялись индусы того места, были взяты и со всевозможными другими богатствами отправлены султану в Дели... Султан Ала уд-дин был племянником и зятем, воспитанником и креа­турой султана Джелал уд-дина. После того как он прислал из Бхаиласана огромные богатства, [султан] дал ему долж­ность ариз-и мамалика и икта Ауда в дополнение к икта Кара. Когда Ала уд-дин ходил [походом] на Бхаиласан, он многое слышал о богатствах и слонах Деогира3 ... Он решил, что предпримет поход из Кара в Деогир, наняв большое число всадников и пехотинцев, но без ведома султана Джа­лал уд-дина. Прибыв в Дели, он нашел султана настроенным к нему еще более милостиво и просил отсрочки в уплате фавазила4 с икта Кара и икта Ауда, заметив: «Я слышал, что в Чандери и близлежащих ему областях царит мир, спо­койствие и неведение о делийском войске. Если будет прика­зано, я в счет фавазила с моих икта найму новых всадников и пехотинцев, пойду в упомянутые... области и захвачу не­сметные богатства. [Тогда] и богатства, и фавазил с моих икта сразу вручу дивану...» Султан разрешил Ала уд-дину на­нять новых всадников и пехотинцев, а уплату (букв, требо­вание) фавазила с его обоих икта отменил.

Не следует тех эмиров и маликов5, которых султан Гай-яс уд-дин возвысил и которым дал икта и области, вызывать, словно [простых] амилей6, в диван и, словно бы с амилей, невежливо и со всей строгостью требовать с них налог (мал). В то же время [султан] вещал им (иктадарам): «Если хотите, чтобы диван-и везарат7 не предъявляло вам претензий, чтобы не попиралось ваше достоинство эмира и малика, умерьте свою алчность [в требованиях] со своих икта и из того малого, [что вы будете присваивать себе], немного давайте вашим делопроизводителям (каркунан), но не посягайте ни на еди­ный данг, или драхму8, из жалованья войска. В вашей воле дать или не дать войску что-нибудь из того, что [принадлежит] вам. Но если вы посягнете на то количество [дохода], которое идет войску, вы не можете называться эмиром и маликом. Эмиру лучше прах съесть, чем взять что-нибудь из жалованья чакира9. Если же малики и эмиры будут оставлять себе 1/20 – 1/22или Vio – Vis из хараджа со своих областей и икта, реализуя [тем самым] хакк-и иктадари ва вилайатдари10, им не следует запрещать это, отбирать [взятое ими] и привле­кать эмиров к ответу будет совершенно несправедливо. Точно так же, если делопроизводители и чиновники (каркунан ва мутасаррифан) областей и икта присвоят помимо своего жа­лования 5 – 10 тыс. [танка?], не следует их за это количество предавать бесчестью и подвергать побоям, истязаниям, зако­вывать в кандалы. Но те, кто берут не в меру [много] и [взя­тое] списывают из общей суммы [сбора] и, словно бы [по праву] хиседари11, присваивают большие богатства, таких плу­тов и воров следует подвергать побоям, истязаниям, заклю­чать в кандалы, предавать бесчестью и позору, а то, что они взяли, следует взыскивать с их жен.

1 Впоследствии султан Дели, правил в 1296 – 1316 гг.

2 Мукта – владелец икта (арабская форма в отличие от персидской – иктадар).

3 С середины XIV в. известен как Даулатабад.

4 Фавазил – доля казны в прибавочном продукте с икта.

5 В данном контексте – представители военно-феодальной знати.

6 Амили – чиновники фиска.

7 Везарат – налоговое ведомство.

8 Драхма – мелкая монета.

9 Чакир – наемник-солдат.

10 Букв, право владельца икта и области; терминологически – доля владельца икта в прибавочном продукте.

11 Хиседари – букв, имеющие долю, т. е. получающие ренту.

 

Зия уд-дин Барани. Тарих-и Фируз-шахи, Калькутта, 1861, с.220-221, 430-431.



Увеличение доли мукта в прибавочном продукте

Было правило, состоявшее в том, что мукта, ежегодно являвшийся ко двору для целования ног [Фируз-шаха], прино­сил всякого рода хидметы1, как-то: быстрых и дорогостоящих лошадей из Средней Азии, слонов, изделия из золота и сереб­ра, сладости, оружие, покрывала.., каждый сообразно раз­меру своего икта. Посылали также и рабов. Согласно при­казу султана Фируз-шаха, следовало устанавливать стоимость того количества хидмета, которое мукта приносил из икта, и вычислять эту стоимость из [государственного] налога с икта. Это правило [в отношении] дани было полностью уста­новлением Фируз-шаха. В дни прежних султанов этого пра­вила не было... и мукта приносили султанам то, что могли, но никакие вычеты, учитывающие стоимость сделанных под­ношений, из их платежей не производились. Когда же на троч вступил султан Фируз-шах, он распорядился: в связи с тем что у мукта очень большие расходы, освободить их от хид­мета; он приказал также, чтобы, когда мукта приходят из икта и приносят султану все то, что имеется в том икта, стои­мость [преподношения] устанавливалась и вычитывалась из [государственного] налога. Это правило оставалось в силе в течение 40 лет правления султана Фируз-шаха.

1 Хидмет – букв, служба. В качестве термина означало вассальную службу, дань от полузависимых феодальных владетелей. В данном слу­чае – подарки сверх государственного налога, преподносимые султану владельцами икта.

 

Шамс Сирадж Афиф. Тарих-и Фируз-шахи, Калькутта, 1891, стр. 268-299.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: