Ала уд-дин1 в те дни был мукта2 Кара. Он получил разрешение от султана [Джалал уд-дина (1290 – 1296)] выйти походом из Кара в Бхаиласан (Бхилса). Там его войско захватило большие богатства; бронзовые идолы, которым поклонялись индусы того места, были взяты и со всевозможными другими богатствами отправлены султану в Дели... Султан Ала уд-дин был племянником и зятем, воспитанником и креатурой султана Джелал уд-дина. После того как он прислал из Бхаиласана огромные богатства, [султан] дал ему должность ариз-и мамалика и икта Ауда в дополнение к икта Кара. Когда Ала уд-дин ходил [походом] на Бхаиласан, он многое слышал о богатствах и слонах Деогира3 ... Он решил, что предпримет поход из Кара в Деогир, наняв большое число всадников и пехотинцев, но без ведома султана Джалал уд-дина. Прибыв в Дели, он нашел султана настроенным к нему еще более милостиво и просил отсрочки в уплате фавазила4 с икта Кара и икта Ауда, заметив: «Я слышал, что в Чандери и близлежащих ему областях царит мир, спокойствие и неведение о делийском войске. Если будет приказано, я в счет фавазила с моих икта найму новых всадников и пехотинцев, пойду в упомянутые... области и захвачу несметные богатства. [Тогда] и богатства, и фавазил с моих икта сразу вручу дивану...» Султан разрешил Ала уд-дину нанять новых всадников и пехотинцев, а уплату (букв, требование) фавазила с его обоих икта отменил.
Не следует тех эмиров и маликов5, которых султан Гай-яс уд-дин возвысил и которым дал икта и области, вызывать, словно [простых] амилей6, в диван и, словно бы с амилей, невежливо и со всей строгостью требовать с них налог (мал). В то же время [султан] вещал им (иктадарам): «Если хотите, чтобы диван-и везарат7 не предъявляло вам претензий, чтобы не попиралось ваше достоинство эмира и малика, умерьте свою алчность [в требованиях] со своих икта и из того малого, [что вы будете присваивать себе], немного давайте вашим делопроизводителям (каркунан), но не посягайте ни на единый данг, или драхму8, из жалованья войска. В вашей воле дать или не дать войску что-нибудь из того, что [принадлежит] вам. Но если вы посягнете на то количество [дохода], которое идет войску, вы не можете называться эмиром и маликом. Эмиру лучше прах съесть, чем взять что-нибудь из жалованья чакира9. Если же малики и эмиры будут оставлять себе 1/20 – 1/22или Vio – Vis из хараджа со своих областей и икта, реализуя [тем самым] хакк-и иктадари ва вилайатдари10, им не следует запрещать это, отбирать [взятое ими] и привлекать эмиров к ответу будет совершенно несправедливо. Точно так же, если делопроизводители и чиновники (каркунан ва мутасаррифан) областей и икта присвоят помимо своего жалования 5 – 10 тыс. [танка?], не следует их за это количество предавать бесчестью и подвергать побоям, истязаниям, заковывать в кандалы. Но те, кто берут не в меру [много] и [взятое] списывают из общей суммы [сбора] и, словно бы [по праву] хиседари11, присваивают большие богатства, таких плутов и воров следует подвергать побоям, истязаниям, заключать в кандалы, предавать бесчестью и позору, а то, что они взяли, следует взыскивать с их жен.
1 Впоследствии султан Дели, правил в 1296 – 1316 гг.
2 Мукта – владелец икта (арабская форма в отличие от персидской – иктадар).
3 С середины XIV в. известен как Даулатабад.
4 Фавазил – доля казны в прибавочном продукте с икта.
5 В данном контексте – представители военно-феодальной знати.
6 Амили – чиновники фиска.
7 Везарат – налоговое ведомство.
8 Драхма – мелкая монета.
9 Чакир – наемник-солдат.
10 Букв, право владельца икта и области; терминологически – доля владельца икта в прибавочном продукте.
11 Хиседари – букв, имеющие долю, т. е. получающие ренту.
Зия уд-дин Барани. Тарих-и Фируз-шахи, Калькутта, 1861, с.220-221, 430-431.
Увеличение доли мукта в прибавочном продукте
Было правило, состоявшее в том, что мукта, ежегодно являвшийся ко двору для целования ног [Фируз-шаха], приносил всякого рода хидметы1, как-то: быстрых и дорогостоящих лошадей из Средней Азии, слонов, изделия из золота и серебра, сладости, оружие, покрывала.., каждый сообразно размеру своего икта. Посылали также и рабов. Согласно приказу султана Фируз-шаха, следовало устанавливать стоимость того количества хидмета, которое мукта приносил из икта, и вычислять эту стоимость из [государственного] налога с икта. Это правило [в отношении] дани было полностью установлением Фируз-шаха. В дни прежних султанов этого правила не было... и мукта приносили султанам то, что могли, но никакие вычеты, учитывающие стоимость сделанных подношений, из их платежей не производились. Когда же на троч вступил султан Фируз-шах, он распорядился: в связи с тем что у мукта очень большие расходы, освободить их от хидмета; он приказал также, чтобы, когда мукта приходят из икта и приносят султану все то, что имеется в том икта, стоимость [преподношения] устанавливалась и вычитывалась из [государственного] налога. Это правило оставалось в силе в течение 40 лет правления султана Фируз-шаха.
1 Хидмет – букв, служба. В качестве термина означало вассальную службу, дань от полузависимых феодальных владетелей. В данном случае – подарки сверх государственного налога, преподносимые султану владельцами икта.
Шамс Сирадж Афиф. Тарих-и Фируз-шахи, Калькутта, 1891, стр. 268-299.