Султан Ала уд-дин для -предупреждения восстаний задумал ряд мер. И первой мерой было изъятие имущества. Он приказал, чтобы везде, где есть деревня, принадлежащая кому-либо на правах милка, инама или вакфа1, единым росчерком пера была бы отобрана в халисе. Над людьми совершали насилие и под всякими предлогами взимали деньги. Многие люди остались без денег, и дело наконец дошло до того, что ни у кого, кроме как в домах маликов и эмиров2, чиновников, мултани и саханов3, не осталось совсем денег. Его (султана) приказ был таким суровым, что, кроме [пожалований в размере] нескольких тысяч танка, [в общем] все ид-рары4, инамы, мафрузы5 и вакфы в государстве были упразднены. Весь народ так был поглощен изысканием средств пропитания, что никто даже не произносил слова «мятеж».
1 Земельная и прочая собственность мусульманских религиозно-благотворительных учреждений и частных лиц.
2 Малики и эмиры – представители военно-феодальной знати.
3 Мултани и саханы – ростовщики.
4 Идрары – пенсии.
|
|
5 Букв, отделенный, выделенный. Терминологически – земли, выделенные из податных списков дивана, т. е. освобожденные от государственных налогов.
Зия уд-дин Барани. Тарих-и Фируз-шахи, Калькутта, 1861, стр. 283-284.
Возвращение делийским султаном Фируз-шахом (1351 – 1388)
Конфискованных земель
Одной из милостей бога, дарованных бедному рабу, является то, что он дал нам силу для укрепления основ благотворительных учреждений.
Мы заложили много мечетей, медресе, странноприимных домов для того, чтобы ученые, главы религии, аскеты и паломники могли бы возносить свои молитвы в этих местах и помогать основателю этих добрых дел своим благословением. Копание танков1, насаждение деревьев и дарение земли, согласно предписаниям закона, является дозволенным и всячески поощряемым [делом], и в исламе улемы единогласны
В этом; они были обеспечены жалованьем, соответственное количество дарений (инамов) было закреплено за одаренными, так чтобы их прибыль доставалась бы слугам бога и в вакфнама2 было бы дано подробное описание [этих инамов]....Танк Алтамаша3, канал от которого был загорожен в его верхнем течении нечестивыми людьми, был отрезан от воды. Мы пригрозили бесстыдным и наглым людям наказанием и пустили воду течь по каналу. Танк Ала уд-Дин4 вышел из своих пределов, и вода в нем высохла; люди города разделили его и выкопали там колодцы и продавали из них воду. Мы выкопали его спустя некоторое время, в результате чего танк круглый год оставался наполненным глубокой водой...
Другой милостью бога было то, что он сделал возможным для нас построить госпитали, так что всякий, знатный или простой, пораженный болезнью или недугом, может приходить в это место. Врачи определят болезнь, пропишут [должное] обращение и диету, обеспечат лекарством и пищей из предназначенных дарений. Все пациенты, живущие [здесь], или путешественники, знатные и простые, свободные или зависимые, которые посещали это место, были приняты и с божьей милостью возвращены к здоровью...
|
|
Одной из милостей бога является то, что деревни и земли, находившиеся в собственности, были конфискованы в прежние времена по различным причинам и перешли из ведения и владения частных лиц под контроль казны. Мы объявили, чтобы все, кто имел доказательства своим правам собственника, принесли бы их в Диван-и-шара5 и после проверки деревни и земли, которые были конфискованы (а кроме того, [в случае если] кто-либо учредил свою собственность), должны были быть утверждены за ними. Слава аллаху! Благодаря его помощи мы имели успех в этих усилиях и собственность перешла в руки законных собственников.
Мы поощряли зиммиев6 в поиске истинной религии и объявили публично, что, если кто-либо из неверных произнесет формулу единобожия и примет ислам, он будет освобожден от джизии7 в соответствии с предписаниями религии избранника Мухаммада (да будет мир над ним). Слова эти достигли слуха всех. Индусы толпами шли и были осчастливлены честью быть принятыми в лоно ислама. Их джизия аннулировалась, и они отмечались различными наградами и почестями...
Одним из даяний бога было то, что богатство и собственность рабов бога оставались охраняемыми в покое и безопасности в течение нашего правления и мы не считали законным забирать даже малейшую частицу их. Многие злонамеренные люди делали ложные доносы о том, что какой-то человек владеет столькими-то лакхами и такой-то чиновник – столькими-то лакхами. Мы закрыли рты этим сплетникам укором и наказанием, так что люди были освобождены от их порока.
...Если кто-либо из чиновников достигал естественного бессилия старости, мы отпускали его и сообщали ему, что он может посвятить себя приобретению сокровищ другого мира и отречься от деяний, осуждаемых законом, совершенных им в юности, отвернуться от мира и повернуться лицом к делам другого мира... Когда кто-либо из чиновников, имеющих [высокие] должности и ранг, каждый, кто по воле провидения уходил из этого мира очарования в жилище блаженства, мы утверждали его должность и ранг за его потомками таким образом, что они могли пребывать в лучшем положении, богатстве и чине, чем их отцы, и не испытывали бы какого-либо ущерба в [своем] положении.
1 Танк – водоем.
2 Вакфнама – дарственная грамота.
3 Алтамаш – Шамс уд-дин Илтутмыш, делийский султан.
4 Ала уд-Дин – делийский султан.
5 Диван-шара – суд шариата, мусульманский духовный суд.
6 Зиммии – иноверцы, немусульмане, подданные мусульманских правителей.
7 Джизия – подушный налог с иноверцев в государствах, где официальной религией был ислам.
«Футухат-и Фируз-шахи». Микрофильм с рукописи, принадлежащей Британскому музею.
Утверждение наследственности служебных земельных