Ала уд-дином Хилджи (1296 – 1316)

Султан Ала уд-дин для -предупреждения восстаний за­думал ряд мер. И первой мерой было изъятие имущества. Он приказал, чтобы везде, где есть деревня, принадлежащая кому-либо на правах милка, инама или вакфа1, единым рос­черком пера была бы отобрана в халисе. Над людьми совер­шали насилие и под всякими предлогами взимали деньги. Многие люди остались без денег, и дело наконец дошло до того, что ни у кого, кроме как в домах маликов и эмиров2, чиновников, мултани и саханов3, не осталось совсем денег. Его (султана) приказ был таким суровым, что, кроме [пожа­лований в размере] нескольких тысяч танка, [в общем] все ид-рары4, инамы, мафрузы5 и вакфы в государстве были уп­разднены. Весь народ так был поглощен изысканием средств пропитания, что никто даже не произносил слова «мятеж».

1 Земельная и прочая собственность мусульманских религиозно-благо­творительных учреждений и частных лиц.

2 Малики и эмиры – представители военно-феодальной знати.

3 Мултани и саханы – ростовщики.

4 Идрары – пенсии.

5 Букв, отделенный, выделенный. Терминологически – земли, выде­ленные из податных списков дивана, т. е. освобожденные от государст­венных налогов.

Зия уд-дин Барани. Тарих-и Фируз-шахи, Калькутта, 1861, стр. 283-284.



Возвращение делийским султаном Фируз-шахом (1351 – 1388)

Конфискованных земель

Одной из милостей бога, дарованных бедному рабу, яв­ляется то, что он дал нам силу для укрепления основ благо­творительных учреждений.

Мы заложили много мечетей, медресе, странноприимных домов для того, чтобы ученые, главы религии, аскеты и па­ломники могли бы возносить свои молитвы в этих местах и помогать основателю этих добрых дел своим благословением. Копание танков1, насаждение деревьев и дарение земли, со­гласно предписаниям закона, является дозволенным и вся­чески поощряемым [делом], и в исламе улемы единогласны

В этом; они были обеспечены жалованьем, соответственное количество дарений (инамов) было закреплено за одарен­ными, так чтобы их прибыль доставалась бы слугам бога и в вакфнама2 было бы дано подробное описание [этих инамов]....Танк Алтамаша3, канал от которого был загорожен в его верхнем течении нечестивыми людьми, был отрезан от воды. Мы пригрозили бесстыдным и наглым людям наказа­нием и пустили воду течь по каналу. Танк Ала уд-Дин4 вы­шел из своих пределов, и вода в нем высохла; люди города разделили его и выкопали там колодцы и продавали из них воду. Мы выкопали его спустя некоторое время, в результате чего танк круглый год оставался наполненным глубокой водой...

Другой милостью бога было то, что он сделал возможным для нас построить госпитали, так что всякий, знатный или простой, пораженный болезнью или недугом, может прихо­дить в это место. Врачи определят болезнь, пропишут [долж­ное] обращение и диету, обеспечат лекарством и пищей из предназначенных дарений. Все пациенты, живущие [здесь], или путешественники, знатные и простые, свободные или за­висимые, которые посещали это место, были приняты и с божьей милостью возвращены к здоровью...

Одной из милостей бога является то, что деревни и зем­ли, находившиеся в собственности, были конфискованы в прежние времена по различным причинам и перешли из ве­дения и владения частных лиц под контроль казны. Мы объ­явили, чтобы все, кто имел доказательства своим правам собственника, принесли бы их в Диван-и-шара5 и после про­верки деревни и земли, которые были конфискованы (а кро­ме того, [в случае если] кто-либо учредил свою собствен­ность), должны были быть утверждены за ними. Слава ал­лаху! Благодаря его помощи мы имели успех в этих усилиях и собственность перешла в руки законных собственников.

Мы поощряли зиммиев6 в поиске истинной религии и объ­явили публично, что, если кто-либо из неверных произнесет формулу единобожия и примет ислам, он будет освобожден от джизии7 в соответствии с предписаниями религии избран­ника Мухаммада (да будет мир над ним). Слова эти до­стигли слуха всех. Индусы толпами шли и были осчастлив­лены честью быть принятыми в лоно ислама. Их джизия аннулировалась, и они отмечались различными наградами и почестями...

Одним из даяний бога было то, что богатство и собствен­ность рабов бога оставались охраняемыми в покое и безо­пасности в течение нашего правления и мы не считали за­конным забирать даже малейшую частицу их. Многие злона­меренные люди делали ложные доносы о том, что какой-то человек владеет столькими-то лакхами и такой-то чиновник – столькими-то лакхами. Мы закрыли рты этим сплетникам укором и наказанием, так что люди были освобождены от их порока.

...Если кто-либо из чиновников достигал естественного бес­силия старости, мы отпускали его и сообщали ему, что он может посвятить себя приобретению сокровищ другого мира и отречься от деяний, осуждаемых законом, совершенных им в юности, отвернуться от мира и повернуться лицом к делам другого мира... Когда кто-либо из чиновников, имеющих [высокие] должности и ранг, каждый, кто по воле провидения уходил из этого мира очарования в жилище блаженства, мы утверждали его должность и ранг за его потомками таким образом, что они могли пребывать в лучшем положении, бо­гатстве и чине, чем их отцы, и не испытывали бы какого-либо ущерба в [своем] положении.

1 Танк – водоем.

2 Вакфнама – дарственная грамота.

3 Алтамаш – Шамс уд-дин Илтутмыш, делийский султан.

4 Ала уд-Дин – делийский султан.

5 Диван-шара – суд шариата, мусульманский духовный суд.

6 Зиммии – иноверцы, немусульмане, подданные мусульманских пра­вителей.

7 Джизия – подушный налог с иноверцев в государствах, где офи­циальной религией был ислам.

 

«Футухат-и Фируз-шахи». Микрофильм с рукопи­си, принадлежащей Британскому музею.



Утверждение наследственности служебных земельных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: