5. Попытка изъятия деревень у престарелых иктадаров 1 или их наследников
[Делийскому султану Гийяс уд-дину Балбану]2 стало известно, что иктадары-шамси3 стали дармоедами, не являются на службу в войско и при содействии писцов дивана обеспечили продолжительность [владения] деревнями; [они] оставались дома и наслаждались удовольствиями и покоем.
В тот год, что султан Балбан вернулся из Лахора и вступил в город [Дели], он приказал диван-и аризу4 извлечь список иктадаров-шамси и, произведя обследование, доложить о [результатах] престолу для получения [соответствующих] указаний. Обнаружилось, что почти двум тысячам всадников из войска Шамс уд-дина были даны в качестве жалованья (ма-ваджиб) деревни в двуречье [Ганга и Джамны]. В правление сыновей султана Шамс уд-дина некоторые из упомянутых всадников умерли, но многие оставались прочно в деревнях, полученных в качестве икта. И это войско называли икта-дарами-всадниками. По прошествии 30 – 40 лет или более со времени учреждения этого войска многие из тех всадников стали старыми и дряхлыми, большинство из них умерли и дети их овладели деревнями как наследством отцов; они заставили вписать свои имена в [книгах] диван-и ариз, а которые же после [смерти своих] отцов остались малолетними, нанимали вместо себя гулямов. Те иктадары и их дети воображали себя [владельцами] милка5 и инама6 и утверждали-де, султан Шамс уд-дин эти деревни дал им в инам. В правление Шамс уд-дина и его детей в диван-и ариз того [или иного] падишаха с иктадаров требовали одного, двух или трех снаряженных всадников. И если кто-либо из них по каким-либо причинам не посылал всадника в диван-и ариз и [для] службы в войске, деревни их не отбирались: в диван-и ариз внимали их причинам.
|
|
В течение двух поколений деревни оставались в их владении. Это привело к тому, что со временем вошло в обычай, когда некоторые иктадары охотно соглашались на службу в войске, но затем не являлись в него, оставались в своих домах и деревнях, выдумывая всякие тому оправдания. Наиб-и ариз-и мамалик7 и держателям реестров они доставляли из своих деревень некоторое количество вина, баранов, кур, голубей, масла и зерна. Диван-и ариз, начиная наиб-и аризом и кончая [простыми] чиновниками, получал большую пользу от [взяток] с иктадаров. Во времена и правление сыновей султана Шамс уд-дина, когда не было устойчивости государства и [сильной] власти, никто не производил обследования [дел] лжеиктадаров. При султане Балбане государство укрепилось, и в год, когда султан вернулся из Лахора в город [Дели], список лжеиктадаров-шамси представили султану. Султан Балбан разделил тех иктадаров на три категории. [Он] приказал, чтобы старым и дряхлым, которые остаются на месте и полностью не способны [служить] делу священной войны, выдавалась бы пенсия в размере 40 – 50 танка8, а деревни их были бы отобраны в халисе9. Жалованье тех, кто был в зрелом и молодом возрасте, было признано соответствующим их службе; [однако султан] дал приказ, чтобы фа-зилат-и хасил10 с деревень [иктадаров] второй категории ежегодно требовалась бы диваном, но деревни у них не были отобраны. [Третья] категория – это малолетние сироты, которые имели деревни, но [вместо себя] в диван-и ариз посылали способных [служить] конных и оружных гулямов. В отношении их был издан приказ: дать сиротам и вдовам из тех самых деревень, [которыми владели прежние иктадары], определенное довольствие11, а доход их деревень отобрать у них и передать в диван
|
|
Этот приказ султана Балбана в отношении иктадаров породил среди лжеиктадаров-шамси, многие из которых были [в столице], уныние, и во всех кварталах города возникло волнение. Старики и дети иктадаров собрались и направились к дому Малик ул-умара Фахр уд-дина, котвала12 [столицы], со своими жалобами. Рыдая и плача, они говорили, что прошло пятьдесят лет со времени правления Шамс [уд-дина] и [в течение всего этого времени] двуречье было нашим икта; мы эти деревни, которые тот падишах дал [нам], считали инамом, и мы, и жены наши, и дети получали [там] средства к жизни и, как нам это удавалось, исполняли военную службу конно и оружно в диван-и ариз-и мамалик и служили двору падишаха. Те из нас, кто могли и имели силу оставаться в войске, направились в войско; мы же не в состоянии [это делать]... Котвал посочувствовал [им]... и, направившись к двору, предстал, задумчивый и огорченный, перед султаном... [На вопрос султана о причине его задумчивости котвал ответил]: «Я слышал, что из диван-и ариз-и мамалик прогнали стариков и средства их прокормления отобраны в диван. Я боюсь и страшусь, так как спрашиваю себя, что, если в день страшного суда старцы будут отвергнуты и не получат места в раю, каково будет мое положение...» Султан проникся состраданием и, послав за налоговыми чиновниками, приказал, чтобы Я, автор [этой книги], очень хорошо помню многих из этих иктадаров, живших при дворе султана Джалал уд-дина (1290 – 1296 гг.), постоянно благословлявших султана Балбана и Малика Фахр уд-дина.
1 Иктадары – владельцы временного и обусловленного службой владения – икта.
2 Гийяс уд-дин – основатель династии Туглаков, правил в 1320 – 1325 гг.
3 Иктадары-шамси – получившие свои пожалования от делийского султана Шамс уд-дина Илтутмыша (1211 – 1236).
4 Диван-и ариз – военное ведомство.
5 Милк – частная феодальная собственность, не связанная с государственной службой.
6 Инам – форма служебного землевладения, передаваемая по наследству; владелец инама обладал налоговым иммунитетом.
7 Ариз-и мамалик – глава военного ведомства. Наиб-и ариз-и мама-лик – его заместитель.
8 Танка – денежная единица; имелись золотые и серебряные танка.
9 Халисе – земли казны, находившиеся в ведении чиновников центрального фискального управления.
10 Фазилат-и хасил – доля казны в ренте-налоге.
11 Букв, пищу и одежду.
12 Котвал – начальник города, представитель военно-феодальной знати.утвердили деревни за иктадарами, а те приказы в отношении них считали бы недействительными.
Зия уд-дин Барани. Тарих-н Фируз-шахи, Калькутта, 1861, стр. 61-64.
Земельные конфискации, произведенные делийским султаном