Египетские города
г. Тиннис
Тиннис – это красивый город, он лежит на острове так далеко от суши, что даже с крыш города не видно берегов, В городе много жителей, есть красивые базары и две мечети. Я полагаю, что там около 10000 лавок, 100 лавок имеют москательщики.
Летом на базарах продают кешкаб1, потому что город лежит в теплом климате и там много болезней.
Там ткут цветные материи, называемые касаб, для тюрбанов, женских платьев и панталон. Такого цветного касаба не ткут нигде. Белый касаб ткут в Дамиэтте, а тех материй, которые ткутся в султанских мастерских, никому не продают и никому не дарят.
Я слыхал, что правитель Фарса послал в Тиннис 20000 динаров, чтобы ему купили одежду из султанских материй. Его посланцы провели там несколько лет и так и не смогли ничего купить.
Есть там известные ткачи, и одному из них, соткавшему тюрбан для египетского султана, султан приказал дать 500 магрибинских динаров. Я видел этот тюрбан, и мне говорили, что он стоит 4000 магрибинских динаров.
|
|
В г. Тиннисе ткут «бу-каламун»2, равного которому нет во всем мире. Это золотая ткань, которая во всякое время дня отливает другим цветом. Эту ткань из Тинниса вывозят и на Запад, и на Восток.
...В г. Тиннисе около 50000 жителей и более 1000 кораблей постоянно привязано у берегов. Большая часть их принадлежит купцам, но много также и султанских, потому что все, что может понадобиться в деле, туда надо привозить, а в самом городе ничего нет. Так как это остров, то сношения с ним возможны только при помощи кораблей.
Там постоянно стоит сильный вооруженный гарнизон из предосторожности на случай, если бы франкам или румий-цам вздумалось напасть на остров.
Я слыхал от верных людей, что оттуда ежедневно поступает 1000 магрибинских динаров в казну египетского султана и сумма эта сдается сразу в один назначенный день. Собирает подать один человек, которому жители города передают их в установленный день, а он уже доставляет эти деньги в казначейство. При этом никто не отказывается платить и ни у кого ничего не отбирают силой.
За касаб и бу-каламун, которые ткутся для султана, казна платит полную стоимость, так что люди охотно работают на султана; это не так, как в других странах, где диван и султан принуждают ремесленников к тяжелой работе.
Из бу-каламуна делают также ткани для носилок, укрепленных на верблюдах, и подседельники, предназначенные для султанских приближенных.
Фрукты и все продовольствие в город привозят из деревень Египта.
Там выделывают также железные инструменты, как, например, ножницы, ножи и тому подобное. Я видал ножницы, привезенные оттуда в Египет, за которые спрашивали 5 магрибинских динаров. Они были устроены так, что, когда вынимали гвоздь, их можно было разнять, а когда его снова вкладывали, они резали.
|
|
...Когда Нил подходит к морю, он разделяется на отдельные русла. То русло, по которому ехали мы, называлось Ру-мийским. Судно продолжало подниматься, пока не прибыли в город, называемый Салихийэ. Это селение, полное товаров и запасов продовольствия. Там строят много кораблей, каждый вместимостью в 200 харваров3. Товары везут в Миср4 и доставляют к самым дверям бакалейных лавок по воде, ибо на спинах вьючных животных и нельзя было бы доставлять в этот город провизию, такая там давка на улицах.
1 Так называются два вида напитков: один – засушенное кислое молоко, разведенное в воде, а другой – нечто вроде пива, изготовляемый из перебродившего ячменя с примесью мяты, руты, перца, лимонных листьев и других приправ.
2 Бу-каламун – хамелеон.
3 Харвар – букв, «ослиный вьюк» – столько, сколько сможет поднять осел; считается равным 106 менам, но, как было сказано выше, мен – это тоже мера веса, точно не определена.
4 Миср – старый Каир.
г. Миср (Каир)
Я подсчитал, что в г. Каире должно быть не меньше 20 000 лавок, которые все принадлежат султану. Много лавок сдается, каждая за 10 магрибинских динаров в месяц и нет ни одной дешевле 2 динаров.
Караван-сараев, бань и прочих общественных зданий столько, что их пересчитать нет возможности, и все они – собственность султана, ибо ни один человек там не может обладать зданиями и недвижимостью, кроме того, что он выстроит сам.
Я слыхал, что в Каире и Мисре у султана 8000 домов, все они сдаются в наем и каждый месяц за них получают плату. Их отдают в пользование и берут назад по желанию нанимателя без какого бы то ни было принуждения.
Стены вокруг города нет, но здания так высоки, что они выше и прочнее стены. Каждый дворец и каждый павильон представляет собой крепость. Большая часть зданий в пять и в шесть этажей.
Для питья служит нильская вода, которую привозят на вьючных животных водовозы. В колодцах вода тем лучше, чем ближе они к Нилу; чем дальше они, тем вода солонее. Говорят, что в Мисре и Каире 50000 вьючных животных, на которых водовозы в бурдюках возят воду. Водоносы, которые носят воду на своей спине в бронзовых кувшинах и маленьких мехах, ходят по узким переулкам, куда вьючное животное не может войти.
В городе между дворцами есть сады и деревья, поливают их колодезной водой. В султанском гареме есть особый гаремный сад, прекраснее которого не найти ничего. Там установлены гидравлические колеса, и при помощи их эти сады поливаются.
На крышах тоже насажены деревья и устроены беседки. В то время, когда я там был, дом площадью в 20 гезов на 12 сдавался за 15 магрибинских динаров в месяц. В том доме, где я жил, было четыре этажа, три из них отдавались за эту цену, а за верхний хозяину дома предлагали 5 магрибинских динаров в месяц, но он не соглашался и говорил: «Быть может, мне понадобится временами наезжать туда». Однако за тот год, что я там прожил, он не приехал и двух раз.
Дома эти так чисты и изящны, что можно было бы принять их за домики, сложенные из драгоценных камней, а не из извести, черепицы и камня. Все дома в Каире стоят отдельно, так что ни у кого деревья и здания не прилегают к чужой стене. поэтому всякий, когда пожелает, мажет сносить и вновь отстраивать свой дом, и никому от этого не будет вреда.
Было там еще и много людей других профессий, как, например, ораторы, литераторы, поэты, законоведы, и все они состояли на жалованьи у султана.
При этом никто из вельмож не получал меньше 500 динаров жалованья, а были и такие, которые получали 2000 магрибинских динаров. Дела у них не было никакого, только, когда везир открывал собрание, они должны были пойти поклониться ему, а затем снова могли идти по домам.
|
|
Если поглядеть издали на г. Миср, то кажется, что это гора. Там есть дома в 14 этажей друг над другом, есть здания и в 7 этажей. Я слыхал от верного человека, что кто-то из жителей посадил на крыше семиэтажного дома сад, доставил туда теленка и вскармливал его, пока он не вырос. Тогда он устроил там гидравлическое колесо, которое этот бык приводил в движение и таким образом поднимал воду. На этой крыше он посадил сладкие и кислые апельсины, бананы и другие деревья, которые все приносили плоды. Он выращивал там также цветы и разные растения.
От одного почтенного купца я слыхал, что в Мисре много домов, где есть наемные комнаты, т. е. комнаты, отдающиеся в наем. Площадь таких домов – 30 арашей в квадрате, и в них помещается 650 человек.
Там есть базары и переулки, где постоянно горят светильники, потому что свет туда никогда не попадает: они служат только для прохода.
С северной стороны мечети лежит базар, называемый Сук-ал-Канадилем1. Подобных базаров нет ни в одной стране: там можно найти все диковины, какие только бывают в мире. Я видел там изделия из черепахи, как, например, ларчики, гребенки, ручки для ножей и тому подобное; видел также чрезвычайно красивый хрусталь, который обрабатывают искусные мастера, его привозят из Магриба, но говорят, что поблизости, в море Кулзум, нашли хрусталь лучше и прекраснее магрибинского. Видел я также слоновую кость, привезенную с Занзибара: там было много кусков, весивших больше 200 мен. Была там также бычья шкура, привезенная из Абиссинии, напоминавшая шкуру леопарда; из нее делают обувь. Из Абиссинии же была привезена домашняя птица довольно большого роста, с белыми крапинками и хохолком на голове, как у павлина.
В Мисре производят много меду, а также и сахару.
3-го числа месяца дея старого календаря, 416 г. (18. XII. 1048) по персидскому счислению я в один и тот же день видел вместе следующие плоды и растения: красные розы, лотосы, нарциссы, сладкие и кислые апельсины, лимоны, яблоки, жасмин, дыню, айву, гранаты, груши, арбузы, дыни «дестенбуй»2, бананы, маслины, свежую мироболану, свежие финики, виноград, сахарный тростник, баклажаны, свежую тыкву, редьку, репу, свеклу, свежие бобы, огурцы, свежий лук, морковь. Всякий, кто подумает, как можно собрать вместе эти плоды и овощи, из которых одни – осенние, другие – весенние, третьи – летние, четвертые – зимние, мне, вероятно, не поверит; однако я не имею никаких поводов обманывать и пишу только про то, что видел. Если же я пишу про что-нибудь, что я слыхал, то за это я отвечать не могу, ибо Египет – страна очень обширная, климат там самый разнообразный – и холодный и жаркий, а со всех концов страны товары везут в город, и часть их продают на базарах.
|
|
В Мисре вырабатывают самые различные сорта фаянса, столь изящного и прочного, что, когда снаружи к нему прикоснуться рукой, ее видно насквозь. Делают из него бокалы, чаши, блюда и тому подобные вещи; затем их раскрашивают цветами бу-каламуна, так что с какой стороны ни посмотреть, каждый раз цвет будет другой.
Там выделывают также стекло, чистое и ясное, похожее на хризолит; продают его на вес.
Я слыхал от одного почтенного торговца галантереей, что за одну драхму веревки в Мисре дают 3 магрибинских динара, что равняется 3,5 динара нишапурского. Когда же я спросил в Нишапуре, сколько стоит самая лучшая веревка, мне сказали, что веревка, подобно которой не найти, продается по 5 дирхемов за драхму веса.
Город Миср лежит вдоль берега Нила, и много павильонов и вышек поставлено так, что обитатели их, если захотят, могут поднимать к себе воду из Нила на веревке. Однако всю воду в город привозят из Нила водовозы: одни – на верблюдах, другие – на спине. Я видел кувшин из дамасской бронзы, вмещавший 3 -мена воды; он так блестел, что его можно было принять за золотой.
Один человек мне рассказывал, что там есть женщина, у которой 5000 таких кувшинов. Она отдает их напрокат и за каждый кувшин берет дирхем в месяц; когда кувшин возвращают назад, нужно, чтобы он был в целости и сохранности.
В Мисре столько лодок и судов, сколько не найдется в Багдаде и Басре, взятых вместе.
Торговцы на базарах в Мисре, когда продают что-нибудь, говорят правду, а если кто-нибудь солжет покупателю, его сажают на верблюда, дают ему в руку колокольчик и водят по городу, при этом он должен звонить в колокольчик и кричать: «Я сказал неправду и теперь несу наказание, ибо всякий, кто солжет, достоин наказания!»
На базаре в Мисре все бакалейщики, москательщики и торговцы мелким товаром, когда продают что-нибудь, сами дают упаковку – стекло или фаянсовый горшок, или бумагу, так что; покупателю не нужно брать с собой ничего для упаковки.
Масло для горения там выжимают из семян репы и свеклы и называют его «зейт харр»3. Сезама там мало, и масло из него дорогое, а оливковое масло дешевое. Фисташки там дороже миндаля, а 10 мен очищенного миндаля никогда не бывают дороже 1 динара.
Базарные торговцы и лавочники садятся на оседланных ослов, когда едут на базар или возвращаются назад. На всех углах улиц держат много красиво оседланных ослов: если кто-нибудь желает, может сесть на них, плату за это берут совсем небольшую. Говорят, что там 50000 верховых животных, которых каждый день оседлывают и отдают в наем. На лошадях, кроме воинов и солдат, никто не ездит, т. е. не ездят базарные торговцы, крестьяне, ремесленники и чиновники.
Я видел там одного христианина, одного из самых богатых людей в Египте. Говорили, что количество его кораблей, его движимости и недвижимости невозможно сосчитать. Как-то раз вода в Ниле не поднялась до настоящего уровня, и зерно вздорожало. Тогда везир султана призвал этого христианина и сказал: «Нынче недобрый год, сердце султана гнетут заботы о народе. Дай столько зерна, сколько можешь, хочешь за деньги, хочешь в долг». По счастью султана и ве-зиря его, ответил христианин, у меня заготовлено столько зерна, что шесть лет я могу снабжать Миср хлебом. А в это время в Мисре, несомненно, жителей было в 5 раз больше, чем в Нишапуре. Тот, кто знаком с арифметикой, сможет вычислить, каковы должны быть богатства человека, обладающего таким количеством зерна.
...Я видел там караван-сарай, называвшийся Дар-ал-Вези-ром, где жили торговцы касабом, в нижнем этаже жили портные, а в верхнем – штополыцики. Я спросил заведующего, какой доход приносит этот караван-сарай. Он ответил: каждый год 20000 магрибинских динаров; однако в данный момент один угол здания обрушился и его вновь отстраивают, тем не менее и сейчас мы имеем дохода 1000 динаров в месяц, т. е. 12000 в год. Мне говорили, что в городе больше этого караван-сарая нет, но таких же ханов около 200.
Безопасность и спокойствие жителей Египта доходят до того, что торговцы галантерейным товаром, менялы и ювелиры даже не закрывают дверей: они натягивают только перед ними сетку, и никто не решается украсть что-нибудь.
...Кадий кадиев получает 2000 магрибинских динаров жалованья, и все прочие кадии – соответственно своему посту, дабы никто не зарился на чужое добро и не причинял зла людям.
1 Сук-ал-Канадиль – базар лампад.
2 Небольшой желтоватый плод вроде маленькой дыни.
3 Горячее масло.
г. Айдаб
Город Айдаб лежит на берегу моря, там есть мечеть, жителей около 500 человек. Он подчинен египетскому султану. В городе находится таможня, так как туда прибывают суда из Абиссинии, Занзибара и Йемена, оттуда товары везут на верблюдах по той пустыне, по которой ехали мы до Ассуана, а из Ассуана на судах по реке Нилу доставляют в Миср.
Насир-и-Хусрау. Сафар-намэ (Книга путешествия), М. – Л., 1933, с.94-131, 144.