II. Египет в XI – XV ВВ

Египетские города

г. Тиннис

Тиннис – это красивый город, он лежит на острове так далеко от суши, что даже с крыш города не видно берегов, В городе много жителей, есть красивые базары и две мечети. Я полагаю, что там около 10000 лавок, 100 лавок имеют мо­скательщики.

Летом на базарах продают кешкаб1, потому что город ле­жит в теплом климате и там много болезней.

Там ткут цветные материи, называемые касаб, для тюр­банов, женских платьев и панталон. Такого цветного касаба не ткут нигде. Белый касаб ткут в Дамиэтте, а тех материй, которые ткутся в султанских мастерских, никому не продают и никому не дарят.

Я слыхал, что правитель Фарса послал в Тиннис 20000 ди­наров, чтобы ему купили одежду из султанских материй. Его посланцы провели там несколько лет и так и не смогли ничего купить.

Есть там известные ткачи, и одному из них, соткавшему тюрбан для египетского султана, султан приказал дать 500 магрибинских динаров. Я видел этот тюрбан, и мне го­ворили, что он стоит 4000 магрибинских динаров.

В г. Тиннисе ткут «бу-каламун»2, равного которому нет во всем мире. Это золотая ткань, которая во всякое время дня отливает другим цветом. Эту ткань из Тинниса вывозят и на Запад, и на Восток.

...В г. Тиннисе около 50000 жителей и более 1000 кораблей постоянно привязано у берегов. Большая часть их принад­лежит купцам, но много также и султанских, потому что все, что может понадобиться в деле, туда надо привозить, а в самом городе ничего нет. Так как это остров, то сношения с ним возможны только при помощи кораблей.

Там постоянно стоит сильный вооруженный гарнизон из предосторожности на случай, если бы франкам или румий-цам вздумалось напасть на остров.

Я слыхал от верных людей, что оттуда ежедневно посту­пает 1000 магрибинских динаров в казну египетского султана и сумма эта сдается сразу в один назначенный день. Соби­рает подать один человек, которому жители города передают их в установленный день, а он уже доставляет эти деньги в казначейство. При этом никто не отказывается платить и ни у кого ничего не отбирают силой.

За касаб и бу-каламун, которые ткутся для султана, казна платит полную стоимость, так что люди охотно работают на султана; это не так, как в других странах, где диван и султан принуждают ремесленников к тяжелой работе.

Из бу-каламуна делают также ткани для носилок, укреп­ленных на верблюдах, и подседельники, предназначенные для султанских приближенных.

Фрукты и все продовольствие в город привозят из дере­вень Египта.

Там выделывают также железные инструменты, как, на­пример, ножницы, ножи и тому подобное. Я видал ножницы, привезенные оттуда в Египет, за которые спрашивали 5 ма­грибинских динаров. Они были устроены так, что, когда вы­нимали гвоздь, их можно было разнять, а когда его снова вкладывали, они резали.

...Когда Нил подходит к морю, он разделяется на отдель­ные русла. То русло, по которому ехали мы, называлось Ру-мийским. Судно продолжало подниматься, пока не прибыли в город, называемый Салихийэ. Это селение, полное товаров и запасов продовольствия. Там строят много кораблей, каж­дый вместимостью в 200 харваров3. Товары везут в Миср4 и доставляют к самым дверям бакалейных лавок по воде, ибо на спинах вьючных животных и нельзя было бы доставлять в этот город провизию, такая там давка на улицах.

1 Так называются два вида напитков: один – засушенное кислое мо­локо, разведенное в воде, а другой – нечто вроде пива, изготовляемый из перебродившего ячменя с примесью мяты, руты, перца, лимонных листьев и других приправ.

2 Бу-каламун – хамелеон.

3 Харвар – букв, «ослиный вьюк» – столько, сколько сможет поднять осел; считается равным 106 менам, но, как было сказано выше, мен – это тоже мера веса, точно не определена.

4 Миср – старый Каир.

 

г. Миср (Каир)

Я подсчитал, что в г. Каире должно быть не меньше 20 000 лавок, которые все принадлежат султану. Много лавок сдается, каждая за 10 магрибинских динаров в месяц и нет ни одной дешевле 2 динаров.

Караван-сараев, бань и прочих общественных зданий столько, что их пересчитать нет возможности, и все они – собственность султана, ибо ни один человек там не может обладать зданиями и недвижимостью, кроме того, что он вы­строит сам.

Я слыхал, что в Каире и Мисре у султана 8000 домов, все они сдаются в наем и каждый месяц за них получают плату. Их отдают в пользование и берут назад по желанию нани­мателя без какого бы то ни было принуждения.

Стены вокруг города нет, но здания так высоки, что они выше и прочнее стены. Каждый дворец и каждый павильон представляет собой крепость. Большая часть зданий в пять и в шесть этажей.

Для питья служит нильская вода, которую привозят на вьючных животных водовозы. В колодцах вода тем лучше, чем ближе они к Нилу; чем дальше они, тем вода солонее. Говорят, что в Мисре и Каире 50000 вьючных животных, на которых водовозы в бурдюках возят воду. Водоносы, кото­рые носят воду на своей спине в бронзовых кувшинах и ма­леньких мехах, ходят по узким переулкам, куда вьючное животное не может войти.

В городе между дворцами есть сады и деревья, поливают их колодезной водой. В султанском гареме есть особый га­ремный сад, прекраснее которого не найти ничего. Там уста­новлены гидравлические колеса, и при помощи их эти сады поливаются.

На крышах тоже насажены деревья и устроены беседки. В то время, когда я там был, дом площадью в 20 гезов на 12 сдавался за 15 магрибинских динаров в месяц. В том доме, где я жил, было четыре этажа, три из них отдавались за эту цену, а за верхний хозяину дома предлагали 5 магри­бинских динаров в месяц, но он не соглашался и говорил: «Быть может, мне понадобится временами наезжать туда». Однако за тот год, что я там прожил, он не приехал и двух раз.

Дома эти так чисты и изящны, что можно было бы при­нять их за домики, сложенные из драгоценных камней, а не из извести, черепицы и камня. Все дома в Каире стоят от­дельно, так что ни у кого деревья и здания не прилегают к чужой стене. поэтому всякий, когда пожелает, мажет сносить и вновь отстраивать свой дом, и никому от этого не будет вреда.

Было там еще и много людей других профессий, как, на­пример, ораторы, литераторы, поэты, законоведы, и все они состояли на жалованьи у султана.

При этом никто из вельмож не получал меньше 500 ди­наров жалованья, а были и такие, которые получали 2000 ма­грибинских динаров. Дела у них не было никакого, только, когда везир открывал собрание, они должны были пойти по­клониться ему, а затем снова могли идти по домам.

Если поглядеть издали на г. Миср, то кажется, что это гора. Там есть дома в 14 этажей друг над другом, есть зда­ния и в 7 этажей. Я слыхал от верного человека, что кто-то из жителей посадил на крыше семиэтажного дома сад, до­ставил туда теленка и вскармливал его, пока он не вырос. Тогда он устроил там гидравлическое колесо, которое этот бык приводил в движение и таким образом поднимал воду. На этой крыше он посадил сладкие и кислые апельсины, ба­наны и другие деревья, которые все приносили плоды. Он выращивал там также цветы и разные растения.

От одного почтенного купца я слыхал, что в Мисре много домов, где есть наемные комнаты, т. е. комнаты, отдающиеся в наем. Площадь таких домов – 30 арашей в квадрате, и в них помещается 650 человек.

Там есть базары и переулки, где постоянно горят све­тильники, потому что свет туда никогда не попадает: они служат только для прохода.

С северной стороны мечети лежит базар, называемый Сук-ал-Канадилем1. Подобных базаров нет ни в одной стране: там можно найти все диковины, какие только бывают в мире. Я видел там изделия из черепахи, как, например, ларчики, гребенки, ручки для ножей и тому подобное; видел также чрезвычайно красивый хрусталь, который обрабаты­вают искусные мастера, его привозят из Магриба, но говорят, что поблизости, в море Кулзум, нашли хрусталь лучше и пре­краснее магрибинского. Видел я также слоновую кость, при­везенную с Занзибара: там было много кусков, весивших больше 200 мен. Была там также бычья шкура, привезенная из Абиссинии, напоминавшая шкуру леопарда; из нее делают обувь. Из Абиссинии же была привезена домашняя птица довольно большого роста, с белыми крапинками и хохолком на голове, как у павлина.

В Мисре производят много меду, а также и сахару.

3-го числа месяца дея старого календаря, 416 г. (18. XII. 1048) по персидскому счислению я в один и тот же день видел вместе следующие плоды и растения: красные розы, лотосы, нарциссы, сладкие и кислые апельсины, лимоны, яблоки, жас­мин, дыню, айву, гранаты, груши, арбузы, дыни «дестенбуй»2, бананы, маслины, свежую мироболану, свежие финики, ви­ноград, сахарный тростник, баклажаны, свежую тыкву, редьку, репу, свеклу, свежие бобы, огурцы, свежий лук, мор­ковь. Всякий, кто подумает, как можно собрать вместе эти плоды и овощи, из которых одни – осенние, другие – весен­ние, третьи – летние, четвертые – зимние, мне, вероятно, не поверит; однако я не имею никаких поводов обманывать и пишу только про то, что видел. Если же я пишу про что-ни­будь, что я слыхал, то за это я отвечать не могу, ибо Еги­пет – страна очень обширная, климат там самый разнообраз­ный – и холодный и жаркий, а со всех концов страны товары везут в город, и часть их продают на базарах.

В Мисре вырабатывают самые различные сорта фаянса, столь изящного и прочного, что, когда снаружи к нему при­коснуться рукой, ее видно насквозь. Делают из него бокалы, чаши, блюда и тому подобные вещи; затем их раскрашивают цветами бу-каламуна, так что с какой стороны ни посмотреть, каждый раз цвет будет другой.

Там выделывают также стекло, чистое и ясное, похожее на хризолит; продают его на вес.

Я слыхал от одного почтенного торговца галантереей, что за одну драхму веревки в Мисре дают 3 магрибинских ди­нара, что равняется 3,5 динара нишапурского. Когда же я спросил в Нишапуре, сколько стоит самая лучшая веревка, мне сказали, что веревка, подобно которой не найти, про­дается по 5 дирхемов за драхму веса.

Город Миср лежит вдоль берега Нила, и много павильо­нов и вышек поставлено так, что обитатели их, если захотят, могут поднимать к себе воду из Нила на веревке. Однако всю воду в город привозят из Нила водовозы: одни – на верблю­дах, другие – на спине. Я видел кувшин из дамасской бронзы, вмещавший 3 -мена воды; он так блестел, что его можно было принять за золотой.

Один человек мне рассказывал, что там есть женщина, у которой 5000 таких кувшинов. Она отдает их напрокат и за каждый кувшин берет дирхем в месяц; когда кувшин воз­вращают назад, нужно, чтобы он был в целости и сохран­ности.

В Мисре столько лодок и судов, сколько не найдется в Багдаде и Басре, взятых вместе.

Торговцы на базарах в Мисре, когда продают что-нибудь, говорят правду, а если кто-нибудь солжет покупателю, его сажают на верблюда, дают ему в руку колокольчик и водят по городу, при этом он должен звонить в колокольчик и кри­чать: «Я сказал неправду и теперь несу наказание, ибо вся­кий, кто солжет, достоин наказания!»

На базаре в Мисре все бакалейщики, москательщики и торговцы мелким товаром, когда продают что-нибудь, сами дают упаковку – стекло или фаянсовый горшок, или бумагу, так что; покупателю не нужно брать с собой ничего для упа­ковки.

Масло для горения там выжимают из семян репы и свеклы и называют его «зейт харр»3. Сезама там мало, и масло из него дорогое, а оливковое масло дешевое. Фисташки там дороже миндаля, а 10 мен очищенного миндаля никогда не бывают дороже 1 динара.

Базарные торговцы и лавочники садятся на оседланных ослов, когда едут на базар или возвращаются назад. На всех углах улиц держат много красиво оседланных ослов: если кто-нибудь желает, может сесть на них, плату за это берут совсем небольшую. Говорят, что там 50000 верховых живот­ных, которых каждый день оседлывают и отдают в наем. На лошадях, кроме воинов и солдат, никто не ездит, т. е. не ездят базарные торговцы, крестьяне, ремесленники и чинов­ники.

Я видел там одного христианина, одного из самых бога­тых людей в Египте. Говорили, что количество его кораблей, его движимости и недвижимости невозможно сосчитать. Как-то раз вода в Ниле не поднялась до настоящего уровня, и зерно вздорожало. Тогда везир султана призвал этого хри­стианина и сказал: «Нынче недобрый год, сердце султана гнетут заботы о народе. Дай столько зерна, сколько можешь, хочешь за деньги, хочешь в долг». По счастью султана и ве-зиря его, ответил христианин, у меня заготовлено столько зерна, что шесть лет я могу снабжать Миср хлебом. А в это время в Мисре, несомненно, жителей было в 5 раз больше, чем в Нишапуре. Тот, кто знаком с арифметикой, сможет вычислить, каковы должны быть богатства человека, обла­дающего таким количеством зерна.

...Я видел там караван-сарай, называвшийся Дар-ал-Вези-ром, где жили торговцы касабом, в нижнем этаже жили портные, а в верхнем – штополыцики. Я спросил заведую­щего, какой доход приносит этот караван-сарай. Он ответил: каждый год 20000 магрибинских динаров; однако в данный момент один угол здания обрушился и его вновь отстраи­вают, тем не менее и сейчас мы имеем дохода 1000 ди­наров в месяц, т. е. 12000 в год. Мне говорили, что в городе больше этого караван-сарая нет, но таких же ханов око­ло 200.

Безопасность и спокойствие жителей Египта доходят до того, что торговцы галантерейным товаром, менялы и юве­лиры даже не закрывают дверей: они натягивают только пе­ред ними сетку, и никто не решается украсть что-нибудь.

...Кадий кадиев получает 2000 магрибинских динаров жа­лованья, и все прочие кадии – соответственно своему посту, дабы никто не зарился на чужое добро и не причинял зла людям.

1 Сук-ал-Канадиль – базар лампад.

2 Небольшой желтоватый плод вроде маленькой дыни.

3 Горячее масло.

 

г. Айдаб

Город Айдаб лежит на берегу моря, там есть мечеть, жи­телей около 500 человек. Он подчинен египетскому султану. В городе находится таможня, так как туда прибывают суда из Абиссинии, Занзибара и Йемена, оттуда товары везут на верблюдах по той пустыне, по которой ехали мы до Ассуана, а из Ассуана на судах по реке Нилу доставляют в Миср.

 

Насир-и-Хусрау. Сафар-намэ (Книга путешествия), М. – Л., 1933, с.94-131, 144.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: