Политическое положение в Северной Африке в XIII в

Йахйа ибн-Халдун. «Книга истории династии Бану абд ал-вад»

Глава третья

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ О первоначальном выступлении племени абд ал-вад

Это благословенное аллахом племя, как мы об этом уже говорили, постоянно обитало в пустыне. Временами в поисках пастбищ, как заведено у кочевников, оно достигало Телл-Тлемсена. В 612 г. (2. V. 1215 – 19. IV. 1216) оно заняло об­ласть между Теллем и Сахарой, которую оно облюбовало из-за ее плодородия, обилия растительности и жизненных средств. Оно определило ее местом весенних стоянок и в от­личие от бану марин признало над собой власть Алмохадов1.

При царях той династии из этого племени выходили выс­шие чины. Преемники Абд ал-Му’мина ибн-Алия брали их своими помощниками, опекунами и защитниками земли Тлемсена.

В то время, с 623 г. (1226), конца правления Абд ал-Ва-хида ибн-Махлу ибн-Р1усуфа ал-Асрий ибн-Абд ал-Му’мин ибн-Алия2, брата Йа’куба ал-Мансура3, и начала правления Абдаллаха ал-Адила4 Йа’куба ал-Мансура по причине бес­порядков в государстве Алмохадов шла война с переменным успехом между Алмохадами и бану маринами.

С этого времени начались попытки племени абд ал-вад овладеть страной. Оно приступило к подчинению ее своей власти. Всадники этого племени взбудораживали население страны и рыскали по ее долинам и горам. Каждый ее отдел овладел частью территории страны и заключил договор о предоставлении ее жителям гарантии мира, неприкосновен­ности жилищ, имущества и личности, а они признавали верховную власть племени абд ал-вад.

В это время власть над всеми этими отделами принадлежала главе самого большого племени Джабиру ибн-Йусуфу ибн-Мухаммаду ибн-Занджану ибн-Нидуксан ибн-Та’аллаху.

Племянникам последнего по мужской линии принадлежали все пригодные для заселения места земли Тлемсена и окру­жающей его местности. Они хорошо обращались с жителями этой земли. Они выполняли гарантию, которая была дана этим последним, согласно договору, пока дела их в стране стали прочными, а ее жители укрепили в сердцах своих лю­бовь к ним. Могущество их в государстве Алмохадов росло непрерывно вплоть до правления ал-Ма’муна ибн-йа’куба ал-Мансура ибн Йусуфа ал-Асри5. Это дата начала им мощ­ной власти и перехода ее от преемников Идриса к ним.

1 Алмохады – правящая династия государства Алмохадов Северной Африки, основанная Мухаммадом ибн-Тумартом, который происходил из берберского племени масмуд. Алмохады вели войны против Алморавидов Марокко, Испании. После смерти основателя династии власть перешла к его близкому сподвижнику Абд ал-Му’мину ибн-Алию. Он происходил из берберского племени кумия, правил с 522 (1128) по 558 (1163) г. Вел войны против войск Алмохадов и захватил все их владения.

2 Абд ал-Вахид иби-Махлу – повелитель из династии Алмохадов, пра­вил с 620 (1225) по 621 (1224) г.

3 Абу Йусуф Йа’куб ал-Мансур – повелитель из династии Алмохадов, правил с 580 (1184/85) по 595 (1198/99) г.

4 Абдаллах ал-Адил – повелитель из династии Алмохадов, правил с 621 (1224)по 624 (1226/27) г.

5 Ал-Ма’мун ибн-Йа’куб – повелитель из династии Алмохадов, правил с 624 (1226/27) по 630 (1232/33) г.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ О причине перехода власти к племени абд ал-вад

Эта причина заключается в том, что ал-Хасан ибн-Хаийан ал-Куми, тогдашний наместник области Тлемсена, не любил абд ал-вад и тяготился своими соседями. Потом он побудил ас-Сайда Абу Са’ид Усмана, который был братом повелителя правоверных Идриса ал-Ма’муна и правителем города Тлем-сена, схватить знать этого племени. Он поступил таким обра­зом и заточил знать абд ал-вад в крепости Дар ал-Наринд до тех пор, пока Ибрагим ибн-Исмаил ибн-Алан ас-Санхаджи, шейх алморавидской пехоты, которая в то время стояла в Тлемсене, не заступился за эту знать. Однако заступниче­ство было отклонено, и он обиделся на него. Из чувства любви к Алморавидам он собрал своих подчиненных, похитил ал-Хасана ибн-Хаийана и умертвил его. Он освободил знать абд ал-вад и на ее место заточил ас-Сайда Абу Сайда. Он объявил о низложении Алмохадов и попытался восстановить умершее государство Алморавидов. У него возникла злая мысль добиться господства, а это было возможно лишь после умерщвления Джабира ибн-йусуфа и шейхов племени абд ал-вад. Он построил план их истребления, выступил против них во главе восьми человек из близких, приглашая приехать их в город для присутствия на пиршестве у него.

Однако весть о его намерении дошла до них, они схватили Ибрахима ибн-Исмаила и его сподвижников и заточили. Джабир ибн-йусуф со своими братьями вступил в город и выступил с призывом в пользу халифа ал-Ма’муна. Он за­нял здание эмира, сосредоточил в своих руках все дела и правил самостоятельно, упоминая имя ал-Ма’муна лишь с минбара, на динарах, дирхемах и при подобных внешних проявлениях признания верховенства Алмохадов.

Это было начало возникновения государства Абд ал-Вад, восходом его солнца, началом его пятикнижия.

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ О тех, кто правил без деспотии

Первый из них – Джабир ибн-Йусуф, царь Тлемсена от имени ал-Ма’муна, как было сказано в 627 г. (20. XI. 1229 – 8. XI. 1230). Он первый, кто сорвал с потомков Абд ал-Ма’муна одежду власти. У главы государства Алмохадов от преклонного возраста поседели волосы, и старость прико­вала его к сидению. Цари Алмохадов довольствовались номи­нальной покорностью Джабира. Они жили спокойно, закры­вая глаза на его действия из-за страха перед мощью его власти. Джабиру ибн-Йусуфу изъявили покорность все от­делы племени абд ал-вад, так же как весь бану рашид. Все местности, не считая только Надрума, присягнули Джабиру ибн-Йусуфу. Он выступил против Надрума и взял его за горло. Стрела, пущенная с городской стены, уложила йусу-фа – да помилует его аллах – на месте. Это произошло в конце 629 г. (29. X. 1231 – 17. XI. 1232). Он правил около трех лет, а после него сын его ал-Хасан – 6 месяцев, а потом уступил власть своему дяде Усману иби-йусуфу, брату Джабира.

Усман пришел к власти в начале 630 г. (12. X. 1232). Был он грубый и жестокий, народ тяготился его властью и в ме­сяце раджабе 631 г. (2. IV – 1. V. 1233) изгнал его из Тлем­сена. Правил он около полутора лет.

После него дело правления взял на себя Абу Узза Зай-дан ибн-Заййан ибн-Сабит ибн-Мухаммад, став царем за упомянутым Усманом по единодушному решению всего его племени, не считая бану мутаххар. Был он человеком, не знающим страха в бедственном положении и усталости в важных делах.

Бану мутаффары, получив поддержку от бану рашид, на­чали войну против него. Война между ними шла с перемен­ным успехом, пока его не убили – да помилует его аллах – в окрестности Тлемсена в 633 г. (16. IX. 1236 – 3. IX. 1236). Правил он около трех лет. С его смертью молитва за Алмо-хидов в Тлемсене и его области прекратилась. С приходом к власти его брата, повелителя мусульман Абу йоахйа Йаг-марсна ибн Заийан – да благословит его аллах – в этом го­роде росла слава власти династии Абд ал-вад.

«Histoire des Beni ‘Abd el-Wäd rois des Tlemsen jusqu’au regne d’Abon h’Ammon Mousa II par Abou Zakarya Yah’ia ibn Khaldoun», ed. par A.Bel, Alger, 1904. (На араб, яз.) р.104-108.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: