Об установлениях султана Орхана

При Орхане степень славы Османской династии возвыси­лась. Однажды ставший везиром Алаэддин сказал султану Орхану:

 – Хвала всевышнему, знамя победы и султаната под­нято, воины прибывают к вашей счастливой столице и соби­раются под вашим знаменем. Отныне по правилам султанов надлежит составить несколько законов. Прежде всего надо начать чеканить монеты от вашего имени. До сего времени мы признавали монеты, оставшиеся от сельджукидов. И не был еще приобретен большой город, подходящий для монет­ного двора. Теперь мы захватили такой огромный город, как Бурса.

Тогда султан назначил нужных людей и чеканилась мо­нета. На одной стороне ее значилось: «Нет бога, кроме ал­лаха, и Мухаммед пророк его», а на другой стороне – «Султан Орхан сын Османа». Эта новая монета появилась в 729 [1328] году.

Второе суждение Алаэддина. Во всех самостоятельных владениях Рума и у их войска имеются особые одежды и отличительные знаки. Только у этого войска, ведущего войну с неверными, нет особой одежды и нет различия между сипа-хием [всадником]-господином и райятом простолюдином1. Большинство правителей Рума надевают на голову золото-тканый колпак и корону. Большинство сипахиев надевают колпаки из красной материи, а некоторые – золоченые и чёрные колпаки. Ёашему войску достойно было бы надевать колпаки из белой материи в знак почитания сунны (преда­ний) пророка, и это поднимает вас в глазах других прави­телей.

Султан Орхан принял этот совет и издал указ о том, чтобы войско его и гулямы2 надевали белые колпаки. До пе­риода султана Баезида Йылдырым-хана (1389 – 1402) шах и сипахии носили белые колпаки, йылдырым-хан по совету эмира эмиров Тимурташ-паши для возвышения достоинства повелел определить войску своему одежду из белой материи, а эмирам и мирмиранам – из красной.

Третье суждение Алаэддина. Вследствие существующей вражды между мусульманами и идолопоклонниками3 необхо­димо обязательное умножение войска для ведения много­численных войн против неверных в обширных областях. За­пишем в войско некоторое количество подрастающих маль­чиков из турок с жалованьем по 1 акче в день и назовем [это войско] яя4. Каждой сотне назначим начальника из всадников (сювари)5 и на каждую тысячу – одного бея. Когда придется идти в поход, пусть им выдается жалованье, а когда похода нет – жалованье их пусть остается в казне, они же в назначенных местах пусть обрабатывают землю и от поло­женных повинностей пусть будут свободны.

Орхан-хан, приняв и этот совет брата, дал наименование пехотному войску яя, поставил в качестве сотника (юзбаши) сювари под названием мюселлем и тысячника (бинбаши) под названием яя-бей. В качестве верховного военного судьи (кадиаскера) над этим войском был поставлен Кара Халил. Таким образом, это войско было присоединено к орхановой армии. Впоследствии, когда обнаружилась непригодность этого войска, появились янычары. После этого жалованья им уже не платили, однако, как и ‘прежде, они занимались зем­леделием, освобождались от десятины (ушра) и [других] на­логов и во время войны выполняли службу...

Алаэддин-паша и кадиаскер мевляна6 Кара Халил стали снова советоваться об увеличении войска. Они представили султану Орхану следующее: «Большинство стран кяфиров с их детьми уже покорено; мужчины и женщины их превра­щены в рабов. Все они Ваши рабы и рабыни. Взять не­сколько тысяч из детей неверных дозволено и возможно».

Султан Орхан принял совет брата и дал указ о создании нового войска (єни чери).

Вышеупомянутый [Алаэддин] выбрал некоторое количе­ство близких к возмужалости мальчиков из кяфиров и дал им наименование «девширме» («сбор»). Затем он распре­делил их среди турок (знатных, ремесленников и простых людей – райятов), чтобы они обучились турецкому языку и рабскому служению. Через несколько лет этих мальчиков отобрали у турок и поместили в аджеми-огланы7, а после этого выпустили ко двору. Вот этому новому отряду и дали наименование «новое войско» (єни чери, янычары). Им было положено жалованье по 1 акче в день с надбавкой за вы­слугу. В походах и при султанах они стали наиболее надеж­ными слугами династии Османов.

1 Райят – подданный, приписной к земле феодала крестьянин.

2 Гулямы – низшая категория воинов, обслуживавших ленников.

3 Т. е. немусульманами.

4 Яя – пехота, пехотное войско.

5 Сувари – «всадник», феодал, владелец лена.

6 Мевляна – «господин наш» (арабск.) – титул для ученых «улемов».

7 Аджеми-огланы – «чужеземные мальчики» – так было названо учре­ждение наподобие военной школы, где туркизированные в деревнях хри­стианские мальчики подготавливались к несению военной службы. Было основано после завоевания Галипполи в 1356 – 1359 гг.

 

Хюсейн, Беда’и ул-века’и (Удивительные события), ч.1, М., ИВЛ, 1961 («Памятники литературы народов Востока», Тексты, Большая серия, т. XIV), т.I, л. 436-456.



II. ФЕОДАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: