При Орхане степень славы Османской династии возвысилась. Однажды ставший везиром Алаэддин сказал султану Орхану:
– Хвала всевышнему, знамя победы и султаната поднято, воины прибывают к вашей счастливой столице и собираются под вашим знаменем. Отныне по правилам султанов надлежит составить несколько законов. Прежде всего надо начать чеканить монеты от вашего имени. До сего времени мы признавали монеты, оставшиеся от сельджукидов. И не был еще приобретен большой город, подходящий для монетного двора. Теперь мы захватили такой огромный город, как Бурса.
Тогда султан назначил нужных людей и чеканилась монета. На одной стороне ее значилось: «Нет бога, кроме аллаха, и Мухаммед пророк его», а на другой стороне – «Султан Орхан сын Османа». Эта новая монета появилась в 729 [1328] году.
Второе суждение Алаэддина. Во всех самостоятельных владениях Рума и у их войска имеются особые одежды и отличительные знаки. Только у этого войска, ведущего войну с неверными, нет особой одежды и нет различия между сипа-хием [всадником]-господином и райятом простолюдином1. Большинство правителей Рума надевают на голову золото-тканый колпак и корону. Большинство сипахиев надевают колпаки из красной материи, а некоторые – золоченые и чёрные колпаки. Ёашему войску достойно было бы надевать колпаки из белой материи в знак почитания сунны (преданий) пророка, и это поднимает вас в глазах других правителей.
|
|
Султан Орхан принял этот совет и издал указ о том, чтобы войско его и гулямы2 надевали белые колпаки. До периода султана Баезида Йылдырым-хана (1389 – 1402) шах и сипахии носили белые колпаки, йылдырым-хан по совету эмира эмиров Тимурташ-паши для возвышения достоинства повелел определить войску своему одежду из белой материи, а эмирам и мирмиранам – из красной.
Третье суждение Алаэддина. Вследствие существующей вражды между мусульманами и идолопоклонниками3 необходимо обязательное умножение войска для ведения многочисленных войн против неверных в обширных областях. Запишем в войско некоторое количество подрастающих мальчиков из турок с жалованьем по 1 акче в день и назовем [это войско] яя4. Каждой сотне назначим начальника из всадников (сювари)5 и на каждую тысячу – одного бея. Когда придется идти в поход, пусть им выдается жалованье, а когда похода нет – жалованье их пусть остается в казне, они же в назначенных местах пусть обрабатывают землю и от положенных повинностей пусть будут свободны.
Орхан-хан, приняв и этот совет брата, дал наименование пехотному войску яя, поставил в качестве сотника (юзбаши) сювари под названием мюселлем и тысячника (бинбаши) под названием яя-бей. В качестве верховного военного судьи (кадиаскера) над этим войском был поставлен Кара Халил. Таким образом, это войско было присоединено к орхановой армии. Впоследствии, когда обнаружилась непригодность этого войска, появились янычары. После этого жалованья им уже не платили, однако, как и ‘прежде, они занимались земледелием, освобождались от десятины (ушра) и [других] налогов и во время войны выполняли службу...
|
|
Алаэддин-паша и кадиаскер мевляна6 Кара Халил стали снова советоваться об увеличении войска. Они представили султану Орхану следующее: «Большинство стран кяфиров с их детьми уже покорено; мужчины и женщины их превращены в рабов. Все они Ваши рабы и рабыни. Взять несколько тысяч из детей неверных дозволено и возможно».
Султан Орхан принял совет брата и дал указ о создании нового войска (єни чери).
Вышеупомянутый [Алаэддин] выбрал некоторое количество близких к возмужалости мальчиков из кяфиров и дал им наименование «девширме» («сбор»). Затем он распределил их среди турок (знатных, ремесленников и простых людей – райятов), чтобы они обучились турецкому языку и рабскому служению. Через несколько лет этих мальчиков отобрали у турок и поместили в аджеми-огланы7, а после этого выпустили ко двору. Вот этому новому отряду и дали наименование «новое войско» (єни чери, янычары). Им было положено жалованье по 1 акче в день с надбавкой за выслугу. В походах и при султанах они стали наиболее надежными слугами династии Османов.
1 Райят – подданный, приписной к земле феодала крестьянин.
2 Гулямы – низшая категория воинов, обслуживавших ленников.
3 Т. е. немусульманами.
4 Яя – пехота, пехотное войско.
5 Сувари – «всадник», феодал, владелец лена.
6 Мевляна – «господин наш» (арабск.) – титул для ученых «улемов».
7 Аджеми-огланы – «чужеземные мальчики» – так было названо учреждение наподобие военной школы, где туркизированные в деревнях христианские мальчики подготавливались к несению военной службы. Было основано после завоевания Галипполи в 1356 – 1359 гг.
Хюсейн, Беда’и ул-века’и (Удивительные события), ч.1, М., ИВЛ, 1961 («Памятники литературы народов Востока», Тексты, Большая серия, т. XIV), т.I, л. 436-456.
II. ФЕОДАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ