IV. Восстание Дольчино

24. О секте тех, которые называют себя принадлежащими к ордену апостолов и уверяют, что они живут жизнью апостолов и соблюдают евангельскую бедность, написано то, что следует дальше, а именно когда эта секта началась и как и кто был ее зачинателем, а также о ее заблуждениях, дабы знали об этом нынешние люди, равно как и те, кто будет жить после них.

...Около 1260 г. появился некий Герардо Сегарелли из Пармы в Ломбардии, который выделялся злыми намерени­ями, как своими, так и многих своих приверженцев. Этот че­ловек, желая казаться совершенным, выдумал новый образ жизни и, прикинувшись кающимся, своими выдумками и бас­нями привлек на свою сторону многих, ставших его учени­ками и последователями. Создав с ними постепенно нечто вроде монашеского ордена и тайно влив в них заразитель­ный яд своего учения, он стал выступать против общего ста­туса святой римской церкви, против прелатов и всего клира, против монахов и всех монашеских орденов, против белого духовенства, как об этом будет сказано полнее в том, что по­следует. Внушив своим слушателям под личиной поддельной святости, что он хочет следовать жизни и путям апостолов и, как поступали апостолы, проповедовать им покаяние и учить новой жизни, не понимая того, что более старые пути более спасительны. Поэтому он назвал своих учеников и по­следователей апостолами и хотел, чтобы они именно так назы­вались, дабы они жили, не повинуясь никому, кроме бога, как и первые апостолы господа нашего Иисуса Христа. Па­губную же свою секту не столько своим авторитетом, кото­рого у него не было, сколько своею наглостью, которая у него была большая, он постановил назвать орденом апостолов, которые должны были рассеяться по всему свету подобно монахам нищенствующих орденов, которые просят милосты­ню и живут ею, и должны были бы проповедовать повсюду народу: «Покайтесь, ибо приблизилось царствие божие». И многое тому подобное, что на первый взгляд казалось бы добром слушателям, особенно простым людям.

Многочисленные заблуждения, вымышленные умом его, он передал своим последователям, поучая их, чтобы они не открыто и не при всем народе, но тайно держали их и поуча­ли других. И так с самого начала они ходили в плаще, при­крывшись наподобие монахов, иногда в сандалиях, а иногда и босыми; они отступали от обычного вида верных христиан, от их жизни и от их обычаев и делали вид, что они ведут со­вершенную жизнь и апостольскую, показывая народу своимвнешним видом, своими жестами, своим поведением, что они следуют евангельскому учению. А на самом деле жизнь их была внутренне далеко не так совершенна и внешне постыд­на, а их учение на их тайных собраниях было в такой же степени еретическое, как и безумное. Вследствие этого с са­мого начала под таким монашеским покровом эта злокачест­венная болезнь приняла большие размеры отчасти потому, что никто не выступил против этих волков в овечьей шкуре. А простые люди принимали ложный образ их святости [за подлинную святость], благодетельствовали им, давали им ми­лостыню. И таким образом в течение 20 лет они выросли численно сверх всякой меры, и дело шло все хуже.

...После запрещения1 эта зловредная секта мало-помалу стала численно уменьшаться, и верные стали ее избегать. Однако, ввиду того что она распространялась в течение долгого времени и широко в различных частях мира, ее не мог­ли полностью вырвать с корнем тогда же, т. е. во времена папы Гонория IV, как вследствие ее популярности среди про­стых людей, так и вследствие небрежности со стороны пре­латов. И так как не было руки, которая бы вырвала ее с кор­нем, сыны дьявола умножились и росли еще во времена, ко­гда их главою был Герардо, ересиарх и вождь неправедный. Так как их заблуждения и ересь в последующее время при­обретали все больший вес, инквизиторы начали расследовать б Италии это дело, используя авторитет апостольского пре­стола, и [стали] выступать против этих еретиков. А сам Ге­рардо продолжал жить и при папе Бонифации VIII2, имея множество учеников и проповедников, так что почти через 50 лет после начала своей деятельности упомянутый выше Герардо рвением и заботами инквизиторов из ордена доми­никанцев, уполномоченных по Ломбардии, был схвачен как еретик, от каковой ереси он отказался. И однако, брат ор­дена доминиканцев Манфред Пармский, инквизитор, на испо­веди вскрыл, что этот Герардо снова впал в ересь, от которой он отрекся. Установив это, названный инквизитор по торже­ственному постановлению совета многих юристов того и дру­гого права3 и множества монахов и клириков, соблюдая процессуальные формы, по единогласному решению передал в Парме названного Герардо в руки светской власти как ере­тика, отрекшегося и снова впавшего в ересь (relapsum). И был он предан огню там же и сожжен. И многих людей обо­его пола, которых Герардо сделал своими учениками и после­дователями своей зловредной и вероломной жизни, названный инквизитор, осторожно и заботливо исследуя, и наложив различные наказания, и действуя против них проницательно и неустанно, вырвал с корнем эту дьявольскую синагогу из этого города и его округа...

После того как ересь была ликвидирована и Герардо аресиарх сожжен, появился Дольчино, незаконный сын священ­ника Наваррского диоцеза, один из учеников названного вы­ше Герардо, в качестве наставника в заблуждениях и непра­вильных учениях и сделался главой и знаменосцем этой сек­ты и сообщества не апостольского, а дьявольского, прибавляя к прежним заблуждениям новые, как о том станет ясным ниже... Названный же Дольчино объединил в своей секте и ереси много тысяч людей обоего пола особенно в Италии и Тоскане и в других соседних областях, и передавал им свое зловредное учение, и на основе своего духа, не столько про­роческого, сколько фанатичного и безумного, много предска­зывал о будущем, уверяя и сочиняя, что он имеет откровение от бога, который даровал ему дух пророческого понимания. И во всем этом он оказался лживым и сам обманулся вместе со своей проклятой Маргаритой, своей женой и подругой в заблуждениях, как об этом повествуется дальше.

А вот заблуждения их4, как это выяснилось из показаний сожженного Сегарелли и некоторых учеников Дольчино, став­ших впоследствии на путь праведный.

1....Они тайно учили там и тогда, когда они могли сде­лать это возможно самым тайным образом, что весь автори­тет, данный господом нашим Иисусом Христом римской церкви, отнят у нее и давно уже не пребывает в ней из-за греховности прелатов и что римская церковь, которая нахо­дится в руках папы, и кардиналов, и клириков, и монахов, не есть церковь божия, а осужденная церковь и бесплодная.

2. Что римская церковь есть та блудница, которая ото­шла от веры христовой и о которой пишет Иоанн в своем Апокалипсисе.

3. Что вся та власть духовная, какую дал церкви Хрис­тос вначале, перенесена на их секту, которую они сами назы­вают сектой апостолов, или апостолическим орденом, и эту секту они называют духовной конгрегацией, посланной от бога и избранной в эти последние дни; они сами и другие такие же имеют власть, какую имел св. апостол Петр.

4. Что Герардо Сегарелли Пармский, названный выше, был началом секты и ее создателем, а он, как говорит и уве­ряет Дольчино, был новым древом бога, разрастающимся на корне веры, в котором бог начал приводить церковь свою к общению, совершенству, к жизни и к порядку, к бедности.

Первоначальной церкви й к тому ее положению, в каком вручил Христос церковь свою св. Петру Апостолу.

5. Только они одни, которые называются апостолами на­званной выше секты, или конгрегации, суть церковь божия, и они находятся в состоянии такого совершенства, в каком пребывали первые апостолы Христа. И поэтому они считают, что они не обязаны никому повиноваться, даже самому папе и никому другому, ибо их правило, которое они получили от бога, есть свободное и самое совершенное.

6. Ни папа и никто другой не может им приказывать, что­бы они покинули свои порядки или столь совершенную жизнь, и не может их отлучать от церкви...

11. Никакой папа римской церкви не может кого-либо освобождать от грехов, если он только не будет таким же святым, каким был св. апостол Петр, т. е. он должен жить во всемерной бедности и не иметь собственности, быть сми­ренным, не поощрять войн и никого не преследовать, но ка­ждому предлагать жить в его свободе.

12. Все прелаты церкви римской, как высшие, так и низ­шие, со времени св. папы Сильвестра, после того как они от­клонились от образа жизни первых святых, – вероломцы и соблазнители, за исключением брата Петра де Муроне, ко­торый был папой под именем Целестина5.

13. Все ордена, монашеские и священнические, субдиако­нов и прелатов, существуют во вред католической церкви.

14. Светские люди не обязаны давать десятину никакому священнику и никакому прелату римской церкви, которые бы не были столь совершенными и столь нищими, какими были первые апостолы, и поэтому они говорят, что не следует да­вать десятины никому, кроме них самих, которые называют себя апостолами и суть христовы нищие.

18. Они утверждают, что освященная церковь имеет для молитвы богу не большее значение, чем конюшня или помещение для свиней...

...Названный выше Дольчино, между прочим, уверял, что ему ниспослан дух пророчества и ему это открыто богом, что в 1305 г. Фридрих, король Сицилии, сын бывшего короля Петра Аргонского, станет императором и установит в Ита­лии десять королей, а папу, кардиналов и всех прелатов церкви и всех монахов убьет, кроме тех, которые перейдут на сторону Дольчино и его последователей, и тогда Дольчино будет возведен на папский престол и будет«, властвовать в церкви вместе со своими последователями; все это было и есть теперь очевидно лживым.

Дольчино учил также, что церковь прошла через четыре статуса состояния.

Первый статус был хорошим и смиренным, бедным и спо­собным к совершенству, и это было во время Христа и апо­столов.

Второй статус тоже был хорошим, и почитаемым, и бога­тым, и это было во времена св. Сильвестра.

Третий статус был и сейчас продолжается. Он богат, жа­ден, прелюбодействен, честолюбив и горд, и этот статус был и сейчас продолжается.

Четвертый таков же, как и первый, и ведет он свое на­чало от Герардо Сегарелли Пармского, который, будучи по­слан богом, первый после апостолов в последние времена по­ложил начало пути совершенства. И вот прошло уже сорок лет с того времени, как названный выше Герардо говорил все это около 1300 года, и эту жизнь апостольскую соблюдают Дольчино и его последователи...

1 Папа Гонорий IV запретил эту конгрегацию полностью в 1285 – 1287 гг.

2 Т. е. в.1294 – 1303 гг.

3 t. е. гражданского и канонического.

4 Т. е. Сегарелли и Дольчино.

5 Целестини – предшественник папы Бонифация VIII (1294), монах-отшельник из Абруцских гор, единственный папа, добровольно сложив­ший с себя звание папы, заявив, что он слишком простой человек и не по­нимает всей сложности церковных дел.

 

«Historia Dulcini haeresiarchae novariensi ab anno 1304 usque ad annum 1306». Muratori «Rerum italicarum scriptores», 1726, t. IX, col. 448-460.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: