Из закона короля Иштвана (Стефана) I Святого (1000 – 1038)

Глава 8. Пусть священники и ишпаны1поручат всем деревенским старостам, чтобы по их приказанию в воскрес­ный день все люди собирались бы в церкви, большие и ма­лые, мужчины и женщины, за исключением стерегущих очаг.

Если кто-либо, упорствуя, останется дома, тот пусть будет избит и лишен волос.

Глава 13. Если кто-либо убьет кого-нибудь случайно, то должен заплатить 12 золотых и поститься согласно цер­ковным канонам. Если же свободный убьет чьего-либо раба, пусть отдаст другого раба или заплатит его цену и будет по­ститься согласно церковным канонам.

Глава 17. Если кто-либо, руководимый милосердием, освободит собственных рабов и рабынь, засвидетельствовав это, то после его смерти никто пусть не осмелится из нена­висти обратить их в рабство. Если же кто-либо обещал сво­боду, но умер, не оставив завещания, то жена и сыновья такого человека должны иметь возможность удостоверить освобождение и даровать милость во спасение души своего супруга по своему усмотрению.

Глава 18. Если какие-нибудь люди, придя в церковь, во время богослужения болтают друг с другом и мешают остальным, рассказывая пустые сказки и не обращая внима­ния на церковное чтение; если это знатные (majores), то им следует сделать порицание и с позором изгнать их из церкви. Если это не знатные, из простонародья (minores et vulgäres), то следует их связать и избить бичами в притворе церкви за такое безрассудство.

Глава 20. Так как достойно бога и лучше всего для людей, когда каждый живет, пользуясь свободой, то согласно королевскому закону установлено, чтобы никто из ишпанов или воинов (рыцарей) не осмеливался отныне какого-либо свободного человека обращать в рабство. Если же кто-либо осмелится это сделать, движимый жаждой возвыситься, то пусть знает, что он заплатит полный выкуп, который, как и в других случаях это делается, должен быть разделен между королем и ишпаном.

Но если кто-либо, до сих пор находившийся в рабстве, защищая свою свободу, добивается законного решения, пусть пользуется свободой, а тот, который держал его в рабстве, не должен платить выкупа.

Глава 21. Мы хотим, чтобы сеньор, или господин, имел бы своего воина, т. е. сервиента. И чтобы никто дру­гой не смел убеждать воина оставить прежнего господина и перейти к нему. Ибо в этом кроется начало беспо­рядка.

Глава 23. Если чей-нибудь воин или раб убежит к дру­гому, а тот, чей воин или раб убежал, пошлет своего посла для возвращения бежавшего и этот посол будет ранен или избит там же кем-либо, то постановили в совете наших знат­ных (nostrorum primatum), чтобы виновник заплатил деся­тью бычками.

Глава 27....Так как это постановлено в королевском совете, то в случае если какой-либо свободный человек всту­пит в брак с рабыней другого и господин узнает об этом, то этот свободный потеряет свою свободу и станет навечно рабом.

Глава 34. Каждые десять деревень должны построить одну церковь и предоставить ей два надела с двумя рабами, а также лошадь для верховой езды и лошадь для пахоты, 6 волов и 2 коровы и 34 головы рогатого скота.

Глава 36. Если чей-либо раб убьет раба другого вла­дельца, то господин убийцы должен уплатить половину цены раба господину убитого, если он может это сделать. Если же не может, то после сорокадневного поста он должен продать своего раба и разделить его стоимость.

Глава 37. Господин, если он захочет это сделать, дол­жен выкупить своего раба, убившего свободного человека, отдав 110 бычков; если же не захочет, он должен выдать своего раба.

Глава 39. Если какой-либо раб впервые совершил кражу, то украденное следует возвратить и выкупить нос пятью бычками, если можно это сделать. Если нельзя, то нос должен быть отрублен.

Глава 41. Если кто-либо из свободных совершил кражу, то постановили руководствоваться следующим законом: если впервые, то пусть выкупит себя, если может, если же не мо­жет, то пусть будет обращен в рабство. Если этот обращен­ный в рабство совершит кражу, то пусть на него распростра­нится действие закона, под который подпадают рабы. Если вторично украдет, то подпадает под действие того же закона. Если же в третий раз, то пусть будет осужден к лишению жизни.

Глава 52. Кому бог дает десять в год, тот должен от­дать богу одну десятую часть. А если кто утаит свою деся­тину, тот пусть уплатит девять частей. И если кто украдет десятину, выделенную для епископа, пусть будет осужден за воровство, а весь выкуп за него пусть возьмет епископ.

1 Ишгтан комитата – глава королевской администрации округа.

«Corpus Juris Hungarici. Magyar Törvenytar. 1000 – 1526 evi törvenycikkek», Budapest, 1899, p.130-145.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: