И о выступлении горожан Буды в 1439 г

Глава 22. О крестьянских королях, поднявшихся в стране.

Перед этими годами в Венгерском королевстве не в одно и то же время бушевали две крестьянские войны. Ими руко­водили некие крестьяне Антоний и Мартин. Антоний в тран­сильванских областях королевства, а Мартин в земле Ньиршег и в Самошкёзе2 собрали огромные толпы крестьян, при­няли королевское имя и развернули знамена. С огромной силой [толпы крестьян] разлились как наводнение, желая под­чинить себе королевство; они шли во все стороны и убивали всех выступавших против них дворян: в деревни и местечки они посылали своих послов с окровавленным мечом, чтобы те присоединялись к ним. Грозили убить и ограбить тех, кто к ним не присоединится. Сила крестьян так выросла, что войска не осмеливались выступить против них. Наконец знат­ные, предприняв многие военные действия, победили их и подвергли заслуженным карам. Королей казнили, у осталь­ных же, кто не смог убежать, выкололи глаза, отрезали носы, губы, руки.

Глава 25. О коронации короля Альбрехта и о разграб­лении, случившемся в городе Буде.

Император Сигизмунд оставил единственной наследницей королевства свою дочь по имени Елизавета, которая была рождена его второй женой, королевой Барбарой, дочерью не­коего благородного графа Германа Циллийского. Император еще при жизни по христианскому обычаю отдал дочь в суп­руги австрийскому герцогу Альбрехту с тем условием, чтобы зять и дочь вместе унаследовали трон. И так как это распо­ряжение очень нравилось и венгерскому народу, то сразу после похорон императора ввели герцога Альбрехта и в пер­вый день следующего, 1438 года, в праздник обрезания гос­подня, по образу и подобию первого венгерского короля с пышностью благополучно короновали.

В первый год пребывания этого короля у власти3в го­роде Буде возник огромный мятеж. В городе проживали два народа – венгры и немцы. Немцы, возгордившись тем, что князь был их национальности, задумали совершенно подчи­нить венгров своей власти и уничтожить существовавший здесь с давних пор обычай, по которому городским судьей избирались поочередно на один год венгр, а на другой – немец. Теперь, так как им представился удобный случай, они стали оскорблять венгров и нападать на них. А венгры с давних пор имели обыкновение медленно подниматься на месть. Однако, если восстают наконец, чтобы получить удо­влетворение за оскорбления, то их поздняя месть бывает сильна как вихрь. Они делали вид, будто глубоко спят, ожи­дая, пока проявится опрометчивая дерзость немцев. Тогда в городе жил один венгр по имени Янош Этвеш4, человек выдающийся и не последний среди горожан. Он один с трудом терпел бесчестье венгерских жителей, словом и делом защищая честь венгерских горожан, как только мог. Немцы постоянно косились на него; воспользовавшись случаем, они тайно схватили и в одном из своих домов подвергли его раз­личным мучениям. Наконец, после того как от слишком силь­ных пыток он умер, они, привязав ему на шею тяжелый ка­мень, утопили его в Дунае. Восемь дней оставалось неслы­ханное преступление нераскрытым, пока его труп, освобож­денный от тяжести камня, не был прибит к берегу. Тело нашли и увидели следы пыток, давшие свидетельства об убийцах.

Много дворян было в это время в королевском дворце. Венгры, увидя это неслыханное преступление, единодушно подняли огромный шум, со страшной яростью бросились в город для мести. Не найдя убийц, они ворвались в их двор­цы, разбив окованные железом ворота, и жадно расхитили богатства немцев.

Находился в это время в городе один брат францисканец по имени Якоб5; он был благочестив, очень набожен, по на­циональности итальянец. Проповеди его постоянно слушали венгры. Он был встревожен сильным шумом, а когда узнал, в чем дело, то схватил распятие и босиком бросился в гущу венгров, указывая на изображение Христа. Умоляющим го­лосом он просил их, чтобы они прекратили начатое ими дело ради того, кто принял смерть на кресте. От этого шум еще более усилился, и венгры стали говорить: «И бог с нами!»

Они только грабили и не внимали его просьбам. Брат по­нял, что он ничего не добился, а лишь поддержал волнение, и возвратился в монастырь Иоанна Евангелиста, откуда он и пришел.

Так отомстили венгры немцам за их преступление. Лишь тогда они прекратили грабеж, когда у них [немцев] не оста­лось никакого имущества.

1 Восстание венгерских и румынских крестьян в 1437 – 1438 гг. было тесно связано с гуситским революционным движением, оказавшим боль­шое влияние на подъем антифеодальной борьбы в венгерских и румынских землях. Ныне народы Венгерской Народной Республики и Румынской На­родной Республики с гордостью включают события 1437 – 1438 гг. в сокро­вищницу своих революционных традиций.

2 Области в Северо-Восточной Венгрии.

3 Описанное событие произошло в действительности в мае 1439 г.

4 Этвеш – по-венгерски ювелир.

5 Речь идет об инквизиторе Якобе из Маркий, принимавшем в то вре­мя участие в борьбе против еретиков в Венгрии и Трансильвании.

 

«Scriptores Rerum Hungaricarum veteres ас genuini», ed. I.G. Schwandtner, t.I, Vindobonae, 1746, p.235-238.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: