Глава 22. О крестьянских королях, поднявшихся в стране.
Перед этими годами в Венгерском королевстве не в одно и то же время бушевали две крестьянские войны. Ими руководили некие крестьяне Антоний и Мартин. Антоний в трансильванских областях королевства, а Мартин в земле Ньиршег и в Самошкёзе2 собрали огромные толпы крестьян, приняли королевское имя и развернули знамена. С огромной силой [толпы крестьян] разлились как наводнение, желая подчинить себе королевство; они шли во все стороны и убивали всех выступавших против них дворян: в деревни и местечки они посылали своих послов с окровавленным мечом, чтобы те присоединялись к ним. Грозили убить и ограбить тех, кто к ним не присоединится. Сила крестьян так выросла, что войска не осмеливались выступить против них. Наконец знатные, предприняв многие военные действия, победили их и подвергли заслуженным карам. Королей казнили, у остальных же, кто не смог убежать, выкололи глаза, отрезали носы, губы, руки.
Глава 25. О коронации короля Альбрехта и о разграблении, случившемся в городе Буде.
|
|
Император Сигизмунд оставил единственной наследницей королевства свою дочь по имени Елизавета, которая была рождена его второй женой, королевой Барбарой, дочерью некоего благородного графа Германа Циллийского. Император еще при жизни по христианскому обычаю отдал дочь в супруги австрийскому герцогу Альбрехту с тем условием, чтобы зять и дочь вместе унаследовали трон. И так как это распоряжение очень нравилось и венгерскому народу, то сразу после похорон императора ввели герцога Альбрехта и в первый день следующего, 1438 года, в праздник обрезания господня, по образу и подобию первого венгерского короля с пышностью благополучно короновали.
В первый год пребывания этого короля у власти3в городе Буде возник огромный мятеж. В городе проживали два народа – венгры и немцы. Немцы, возгордившись тем, что князь был их национальности, задумали совершенно подчинить венгров своей власти и уничтожить существовавший здесь с давних пор обычай, по которому городским судьей избирались поочередно на один год венгр, а на другой – немец. Теперь, так как им представился удобный случай, они стали оскорблять венгров и нападать на них. А венгры с давних пор имели обыкновение медленно подниматься на месть. Однако, если восстают наконец, чтобы получить удовлетворение за оскорбления, то их поздняя месть бывает сильна как вихрь. Они делали вид, будто глубоко спят, ожидая, пока проявится опрометчивая дерзость немцев. Тогда в городе жил один венгр по имени Янош Этвеш4, человек выдающийся и не последний среди горожан. Он один с трудом терпел бесчестье венгерских жителей, словом и делом защищая честь венгерских горожан, как только мог. Немцы постоянно косились на него; воспользовавшись случаем, они тайно схватили и в одном из своих домов подвергли его различным мучениям. Наконец, после того как от слишком сильных пыток он умер, они, привязав ему на шею тяжелый камень, утопили его в Дунае. Восемь дней оставалось неслыханное преступление нераскрытым, пока его труп, освобожденный от тяжести камня, не был прибит к берегу. Тело нашли и увидели следы пыток, давшие свидетельства об убийцах.
|
|
Много дворян было в это время в королевском дворце. Венгры, увидя это неслыханное преступление, единодушно подняли огромный шум, со страшной яростью бросились в город для мести. Не найдя убийц, они ворвались в их дворцы, разбив окованные железом ворота, и жадно расхитили богатства немцев.
Находился в это время в городе один брат францисканец по имени Якоб5; он был благочестив, очень набожен, по национальности итальянец. Проповеди его постоянно слушали венгры. Он был встревожен сильным шумом, а когда узнал, в чем дело, то схватил распятие и босиком бросился в гущу венгров, указывая на изображение Христа. Умоляющим голосом он просил их, чтобы они прекратили начатое ими дело ради того, кто принял смерть на кресте. От этого шум еще более усилился, и венгры стали говорить: «И бог с нами!»
Они только грабили и не внимали его просьбам. Брат понял, что он ничего не добился, а лишь поддержал волнение, и возвратился в монастырь Иоанна Евангелиста, откуда он и пришел.
Так отомстили венгры немцам за их преступление. Лишь тогда они прекратили грабеж, когда у них [немцев] не осталось никакого имущества.
1 Восстание венгерских и румынских крестьян в 1437 – 1438 гг. было тесно связано с гуситским революционным движением, оказавшим большое влияние на подъем антифеодальной борьбы в венгерских и румынских землях. Ныне народы Венгерской Народной Республики и Румынской Народной Республики с гордостью включают события 1437 – 1438 гг. в сокровищницу своих революционных традиций.
2 Области в Северо-Восточной Венгрии.
3 Описанное событие произошло в действительности в мае 1439 г.
4 Этвеш – по-венгерски ювелир.
5 Речь идет об инквизиторе Якобе из Маркий, принимавшем в то время участие в борьбе против еретиков в Венгрии и Трансильвании.
«Scriptores Rerum Hungaricarum veteres ас genuini», ed. I.G. Schwandtner, t.I, Vindobonae, 1746, p.235-238.