Это статьи, которые я нашел и уничтожил с помощью Бога в королевстве венгров, секеев и трансильванцев.
1. Все должны причащаться под обоими видами.
2. Во время богослужения достаточно чтения одного послания и евангелия и службу можно совершать беспрепятственно, без денег, ночью и днем, в домах и лесах, в любом месте. И мужчины и женщины могут петь при богослужении псалмы.
4. Можно освящать [хлеб и вино] в деревянных сосудах, из которых люди едят и пьют.
6. Упоминание всех святых нужно выбросить из службы.
7. Дева Мария с остальными святыми не могут нам помочь, а только один сам бог.
9. Никому не следует поститься ни в дни святых, ни в великий пост, ибо бог не велел этого делать.
10. Нельзя убить ни одного злодея, ибо вы слышали, что было сказано древним: не убий.
11. Нужно праздновать лишь один праздник – воскресенье, ибо остальные праздники придуманы людьми.
12. Не следует почитать лики [образы, иконы], ибо черт в них смеется над’людьми, так как если гнать осла на огонь, то он убежит от него, но распятие – на деревянном чурбане, который может гореть.
|
|
13. Мы не должны изображать ни распятия, ни креста.
14. Нет необходимости креститься.
15. Не следует почитать мощи, ибо они придуманы из корыстолюбя.
16. Папа имеет не более власти, чем простой священник...
17. Отпущение грехов не истинно, и папа его не может дать.
18. Привилегии папы не должны соблюдаться.
19. Никто не может быть высшим, ни папа даже, ни император, ибо все мы братья во Христе...
20. Ни папа, ни император не могут издавать законы, но достаточно, чтобы они соблюдали божий закон.
21. Освященное масло и последний елей и освященная вода ничего не значат.
23. Купель для крещения – человеческая выдумка, ибо Христос был крещен в реке.
24. Любой мирянин и любая мирянка могут исповедовать и давать отпущение грехов.
25. При исповеди не надо преклонять колени перед священником, но лишь перед богом.
27. Отпевание умерших ничего не значит.
28. Дева Мария является раскрашенной блудницей.
29. Нет никакого чистилища.
30. Не надо верить изречениям святых, а лишь священному писанию.
33. Отлучения от церкви не надо бояться, не надо принимать его во внимание, ибо, в то время как человек проклинает, бог благословляет.
34. Епископ может жениться на девушке, а монашество и каноники – выдумка черта.
35. Нельзя ничего дарить алтарю, даже свечи, ибо это симония и алчность.
36. Священник не может освободить от смертного греха.
39. Старающиеся вокруг мирских имуществ церковники – лицемеры и враги святой церкви.
41. Церковники, занимающиеся десятиной, светскими имуществами и должностями, – еретики.
42. Римская церковь – лживая, сатанинская синагога, человеческая выдумка, мать проклятия, источник всего дурного.
|
|
43. У священника, обладающего собственностью, сто чертей в душе.
44. Кто хочет получить прощение у римской курии, тот несет туда полный кошелек и освобождается от всех грехов.
45. Из-за алчности священники радуются трупам, словно вороны.
48. Церковные законы – подлость, софизмы, ниспровержение здравого смысла.
53. Достоинство патриархов, архиепископов, архидиаконов создано из-за высокомерия и алчности, и они служат черту.
54. Высшие священнослужители любят лошадей и женщин и сожительствуют с чужими женами.
58. Церковь превращена в пристанище разбойников, а обряды исполняются не ради народа, а ради денег.Из всех этих еретиков, духовных и светских лиц я, брат Якоб, проповедью по милости бога и с его помощью обратил на путь истины две с половиной тысячи человек.
Брат Якоб из Маркий, ордена миноритов1, Ваш нижайший слуга и оратор.
1 Т. е. францисканцев.
Lukcsics P. XV. századi papak oklevelei, Budapest, 1938, 21-25, old.
II. ВАЛАХИЯ И МОЛДАВИЯ В XIV – XV вв.
Грамота валашского господаря Мирчи Старого, предоставляющая свободу торговли в Валахии польским и литовским купцам (1390 г.)
Я, господарь (Ио)1 Мирча, великий воевода и господин всей земли Угровлахийской2 и Запланинской3, доверяю всем купцам и горожанам (пръгарем) из земли родителя и брата господства моего короля Владислава из Львова и горожанам из земли брата господства моего великого князя Витольда, как это потребует, да придет в землю господства моего с торговлей, да придет свободно, доверяя господству моему, со множеством товара (добытком), да принесет его бесчисленное множество. И только на одном месте, где хотят развернуть торговлю, в Тырговиште, там да платят пошлину (ваму) и, что им понравится, то да купят. А господство мое, что если сыщет, то тоже купит. А что мы не купим, то они могут продавать и покупать на всех торгах и на всех бродах по Дунаю, начиная от Железных врат даже до самого Браи-лова, и кроме того, и на всех путях презпланинских4. И нигде да не платят пошлины, ни на каком торге, ни на каком броде. А где будет пошлинный товар продан от господства моего, и тот вамеш5 да насчитает эту пошлину на меня, а с вас пошлину да не смеет взять. А где пошлинный товар не продан, там да не просматривают его. А кто не обратит внимания на сей хрисовул, тот да примет великое зло и проклятие (оргия) от господства моего...
1 Ио – сокращенный титул молдавских и валашских господарей, передающий первоначальный смысл греческого имени Иоан, т. е. богом данный. Впервые право на ношение этого титула было дано Константинопольской патриархией болгарскому правителю Борису при его крещении в 864 г. и позже молдавским и валашским господарям.
2 Угровлахийская земля – Трансильвания. После завоевания правителями Валахии двух герцогств Трансильвании – Амлаша и Фагараша – к титулу «воевода Басарабы» (древнее название Валахии) присоединяется титул «господин всей земли Угровлахийской».
3 Планина в гористых славянских странах означала горы. Заплани-на – название Трансильвании и Венгрии, обусловленное местностью и употреблявшееся в Валахии, Молдавии и в Подолим.
4 Презпланинские – то же, что и заплашшские.
5 Вамеш – сборщик торговых пошлин.
«Akta grodzkie i ziemskie», t.VII, Lwow, 1878, p.200-201.