Статьи венгерских и трансильванских гуситов

Это статьи, которые я нашел и уничтожил с помощью Бога в королевстве венгров, секеев и трансильванцев.

1. Все должны причащаться под обоими видами.

2. Во время богослужения достаточно чтения одного по­слания и евангелия и службу можно совершать беспрепятст­венно, без денег, ночью и днем, в домах и лесах, в любом месте. И мужчины и женщины могут петь при богослужении псалмы.

4. Можно освящать [хлеб и вино] в деревянных сосудах, из которых люди едят и пьют.

6. Упоминание всех святых нужно выбросить из службы.

7. Дева Мария с остальными святыми не могут нам по­мочь, а только один сам бог.

9. Никому не следует поститься ни в дни святых, ни в великий пост, ибо бог не велел этого делать.

10. Нельзя убить ни одного злодея, ибо вы слышали, что было сказано древним: не убий.

11. Нужно праздновать лишь один праздник – воскре­сенье, ибо остальные праздники придуманы людьми.

12. Не следует почитать лики [образы, иконы], ибо черт в них смеется над’людьми, так как если гнать осла на огонь, то он убежит от него, но распятие – на деревянном чурбане, который может гореть.

13. Мы не должны изображать ни распятия, ни креста.

14. Нет необходимости креститься.

15. Не следует почитать мощи, ибо они придуманы из корыстолюбя.

16. Папа имеет не более власти, чем простой священник...

17. Отпущение грехов не истинно, и папа его не может дать.

18. Привилегии папы не должны соблюдаться.

19. Никто не может быть высшим, ни папа даже, ни им­ператор, ибо все мы братья во Христе...

20. Ни папа, ни император не могут издавать законы, но достаточно, чтобы они соблюдали божий закон.

21. Освященное масло и последний елей и освященная вода ничего не значат.

23. Купель для крещения – человеческая выдумка, ибо Христос был крещен в реке.

24. Любой мирянин и любая мирянка могут исповедо­вать и давать отпущение грехов.

25. При исповеди не надо преклонять колени перед свя­щенником, но лишь перед богом.

27. Отпевание умерших ничего не значит.

28. Дева Мария является раскрашенной блудницей.

29. Нет никакого чистилища.

30. Не надо верить изречениям святых, а лишь священ­ному писанию.

33. Отлучения от церкви не надо бояться, не надо прини­мать его во внимание, ибо, в то время как человек прокли­нает, бог благословляет.

34. Епископ может жениться на девушке, а монашество и каноники – выдумка черта.

35. Нельзя ничего дарить алтарю, даже свечи, ибо это симония и алчность.

36. Священник не может освободить от смертного греха.

39. Старающиеся вокруг мирских имуществ церковни­ки – лицемеры и враги святой церкви.

41. Церковники, занимающиеся десятиной, светскими имуществами и должностями, – еретики.

42. Римская церковь – лживая, сатанинская синагога, человеческая выдумка, мать проклятия, источник всего дур­ного.

43. У священника, обладающего собственностью, сто чер­тей в душе.

44. Кто хочет получить прощение у римской курии, тот несет туда полный кошелек и освобождается от всех гре­хов.

45. Из-за алчности священники радуются трупам, словно вороны.

48. Церковные законы – подлость, софизмы, ниспровер­жение здравого смысла.

53. Достоинство патриархов, архиепископов, архидиако­нов создано из-за высокомерия и алчности, и они служат черту.

54. Высшие священнослужители любят лошадей и жен­щин и сожительствуют с чужими женами.

58. Церковь превращена в пристанище разбойников, а обряды исполняются не ради народа, а ради денег.Из всех этих еретиков, духовных и светских лиц я, брат Якоб, проповедью по милости бога и с его помощью обратил на путь истины две с половиной тысячи человек.

Брат Якоб из Маркий, ордена миноритов1, Ваш нижай­ший слуга и оратор.

1 Т. е. францисканцев.

 

Lukcsics P. XV. századi papak oklevelei, Budapest, 1938, 21-25, old.

 



II. ВАЛАХИЯ И МОЛДАВИЯ В XIV – XV вв.

Грамота валашского господаря Мирчи Старого, предоставляющая свободу торговли в Валахии польским и литовским купцам (1390 г.)

Я, господарь (Ио)1 Мирча, великий воевода и господин всей земли Угровлахийской2 и Запланинской3, доверяю всем купцам и горожанам (пръгарем) из земли родителя и брата господства моего короля Владислава из Львова и горожанам из земли брата господства моего великого князя Витольда, как это потребует, да придет в землю господства моего с торговлей, да придет свободно, доверяя господству моему, со множеством товара (добытком), да принесет его бесчис­ленное множество. И только на одном месте, где хотят раз­вернуть торговлю, в Тырговиште, там да платят пошлину (ваму) и, что им понравится, то да купят. А господство мое, что если сыщет, то тоже купит. А что мы не купим, то они могут продавать и покупать на всех торгах и на всех бродах по Дунаю, начиная от Железных врат даже до самого Браи-лова, и кроме того, и на всех путях презпланинских4. И ни­где да не платят пошлины, ни на каком торге, ни на каком броде. А где будет пошлинный товар продан от господства моего, и тот вамеш5 да насчитает эту пошлину на меня, а с вас пошлину да не смеет взять. А где пошлинный товар не продан, там да не просматривают его. А кто не обратит вни­мания на сей хрисовул, тот да примет великое зло и прокля­тие (оргия) от господства моего...

1 Ио – сокращенный титул молдавских и валашских господарей, пере­дающий первоначальный смысл греческого имени Иоан, т. е. богом данный. Впервые право на ношение этого титула было дано Константино­польской патриархией болгарскому правителю Борису при его крещении в 864 г. и позже молдавским и валашским господарям.

2 Угровлахийская земля – Трансильвания. После завоевания прави­телями Валахии двух герцогств Трансильвании – Амлаша и Фагараша – к титулу «воевода Басарабы» (древнее название Валахии) присоеди­няется титул «господин всей земли Угровлахийской».

3 Планина в гористых славянских странах означала горы. Заплани-на – название Трансильвании и Венгрии, обусловленное местностью и употреблявшееся в Валахии, Молдавии и в Подолим.

4 Презпланинские – то же, что и заплашшские.

5 Вамеш – сборщик торговых пошлин.

 

«Akta grodzkie i ziemskie», t.VII, Lwow, 1878, p.200-201.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: