Я, господарь Мирча, великий воевода и самодержавный господин всей земли Трансильванской и Венгерским, а еще и Татарским странам1, герцог Амлаша и Фагараша2 и Северинскому банству3 господин, по обе стороны Дуная даже до великого моря4 и Дрстра5 града самодержец.
Дает господство мое сие повеление (оризмо) попу Никодиму, никто да не посмеет покуситься на ловлю рыбы по реке Тисменски или на пастьбу какого-либо скота (добиток) начиная от села Тагоре и даже до Планины, но только монахи (калугере) могут рыбу ловить и скот монастырский пасти. А иной ничей скот да не смеет ходить и пастись без монастырского разрешения. А если кто из бояр великих и малых покусится на это и преступит сие повеление господства моего, то тот да будет проклят от пречистой богородицы и от всех святых и богоносных отец и да будет проклят Никодимовой клятвой. И к тому же и от господства моего да примет великое зло и проклятие. Но всякий да поступает по повелению...6 господства моего.
И было это все в лето 6915 в 15 день, когда шло господство мое к Северину на встречу с королем7, и дошел я до монастыря месяца ноября в 23 день со всеми игуменами монастырскими и со всеми боярами господства моего, особенно же и жупан8 Брата, тот да будет хотарником9, равно как и тот судья (сядец) Жулю.
|
|
1 Татарские страны – юго-восточная часть Молдавии, входившая в территорию Валахии еще со времени Басараба I (ок. 1324 – 1352).
2 Правители Валахии в качестве вассалов венгерского короля правили Амлашем и Фагарапіем, за что им присваивался титул герцога.
3 Северинское банство – территория, управлявшаяся вначале банами болгарских царей, а потом венгерских. Затем была уступлена венграми правителям Валахии на тех же условиях, что и Амлаш и Фагараш.
4 Имеется в виду Черное море.
5 Дрстра – Силистрия на Дунае.
6 Многоточие в подлиннике.
7 Имеется в виду встреча Мирчи с венгерским королем Сигизмундом. По-видимому, речь шла об участии валашского господаря в организуемом Сигизмундом крестовом походе против турок 1396 г.
8 Жупан – боярин,
9 Хотарник – межевой, землемер.
«Влахо-болгарские или дако-славянские грамоты», собранные и объясненные Ю.Венелиным, СПб., 1840, стр. 22-23.
Валашский господарь Влад Дракул подтверждает своим боярам право собственности на села и повинности с них (13 августа 1437 г.)
Во Христе-Боге благоверный и благочестивый и христолюбивый господарь Влад, воевода и господин милостью божьей и божьим произволением обладающий всей землей Трансильванской, герцог Амлаша и Фагараша, благопроизволило господство мое и даровало сей настоящий всечистый хрисовул господства моего боярам господства моего Ройне и Радулу, и Драгомиру, и Албулу, и Влксану, и Влайкулу, что да есть им половина от Лнжещи, от Аргиша, и Аниноса, и Раугул, и Балотещ, и Гурене. То все дается им в очиня и в охабя1, пока живет господство мое и пока живут сыновья господства моего, и пока живут внуки и правнуки их, начиная от пошлины на овец, и на свиней, и на пчел, от кабларства2, и пошлины на виноделие, от дижмы3, и оброка на сенокос, поле и лес, и малых и великих служб, какие только находятся в самодержавной земле и областях господства моего, и да не смеет собирать (бантовати) их ни судья, ни глобник4, ни бирчия5 и никто из бояр великих и малых. А если кто и позабудет об этом, даже и единый от власти [имущих], то тот да примет великое зло и проклятие от господства моего как нарушитель сего хрисовула господства моего. Даже и после смерти господства моего, кого изберет господь бог быть господином Валашской земли – или из детей господства моего, или родича господства моего, или по грехам нашим кого из иноплеменных, – и если он [сей избранник] почтет и утвердит сей хрисовул господства моего, того господь бог да утвердит в господстве его. Если же кто разорит, а не утвердит, и того господь бог да поразит и убьет здесь телесно, а на том свете – душевно.
|
|
И да будет он подобен Иуде и Арию, о которых сказано: кровь его на них и на чадах их, еже есть и будет во веки веков, аминь, А на это свидетели: жупан Войко, дворник6; жупан Тудор; жупан Нанчю и жупан Станчоул; Мирча, брат жупана Нана Пасиола; жупан Станчул Хоной; Дмитрий, спатарь7; Койка, протовистиар8; Семен Столпык; Микле, пахарник9; Базе, конюший; Стефан, логофет.
Я, Койка, написал в Тырговиште августа 13 дня лета 6945.
1 В очиня и в охабя – в вотчину.
2 По-видимому, речь идет о подати с лошадей в виде перевозок. «Сав» (рум.) – экипаж.
3 Дижма – десятина, оброк.
4 Глобник – сборщик штрафов, взыскиваемых с податного населения по обвинению в уголовных преступлениях.
5 Бирчия – сборщик податей.
6 Дворник – дворецкий, наместник.
7 Спатарь – меченосец, телохранитель господаря.
8 Протовистиар – казначей, сборщик податей, налогов.
9 Пахарник – придворный боярский чин; боярин, услуживающий господарю за столом.
«Влахо-болгарские или дако-славянские грамоты», собранные и объясненные Ю.Венелиным, СПб., 1840, с.78-80.
Грамота молдавского господаря Александра Доброго о торговых