Грамота молдавского господаря Стефана Великого

Побратскому монастырю в Поляне, по которой последнему

Подтверждалось право суда в своих владениях (16 февраля 1459 г.)

Милостью божьей мы, Стефан, воевода, господарь земли Молдавской. Извещаем этим нашим листом всех, кто его увидит или услышит, если кому это будет необходимо, что даем и подтверждаем этим нашим листом людям нашего мо­настыря в Поляне, где находится храм св. Николы, на имя всех людей из Поляны и из Оничан по Жежии, чтобы не хо­дили в тех селах судьи из Дорогуне и их урядники, также и подводы бы им не давали. Даже ни один наш судья, ни глоб-ник, ни припашар2 не смеют этих людей судить и брать с них глобу, третину3, ни одного гроша. А если кто увидит не­справедливость этих людей, тот да предъявит им иск по за­кону перед игуменом или перед их урядником, а иного судьи над собой эти люди да не имеют, так как мы дали им его неизменно навеки.

А на то есть подтверждение нашего господства и подтвер­ждение митрополита нашего кир Феоктиста и подтвержде­ние бояр наших великих и малых. И для большей верности велели мы логофету пану Добрулу и нашу печать привесить к этому нашему листу.

Писан в Сучаве в лето 6967, февраля 16.

1 Чашник – то же, что и пахарник.

2 Припашар – ведающий заповедниками, сборщик штрафа – «при­паса» – и приблудившегося скота.

3 Третина – третья часть штрафа (пошлины), шедшая в господарскую казну.

«Documente lui Stefan cel Mare». Publicate de J.Bogdan, vol.I, 1457 – 1492, Bucuresti, 1913, p.28-29.

 



Грамота молдавского господаря Стефана Великого, подтверждающая земельные владения боярину Штефулу Чернетескулу (24 сентября 1468 г.)

Милостью божьей мы, Стефан, воевода, господарь земли Молдавской. Извещаем этим нашим листом всех, кто его увидит или услышит, что сей истинный наш верный боярин пан Штефул Черкетескул служил нам верою и правдою. И, видя его правую и верную нам службу, мы пожаловали его особой нашей милостью, дали и подтвердили ему в нашей земле Молдавской вотчину на села, а именно: где домегоЧер-нетешти на Короде, что купил у Стана Петкоа за 70 злотых, и вблизи, повыше Мотишещии, а еще выше по Короде се­лище Татулово и поляну из Деокиаци, которую купил у Хермана из дарения (урика) Оцелока, данного Оцелом внуку своему Херману, а пан Херман продал то село и поляну за 75 злотых, и на верх Бырзоте около колодца монахов у го­родища, и на Богдане, где дом его, где был Петр Делцаг, и с мельницей (млином), и со всеми старыми межами (хотари), и на верх по Смиле мельницу, где была мельница Петра Делцага из Буковины, между мельницей Вулпашева и ме­жду Журжа Плешана и между мельницей Щефулова и ме­жду мельницей Плешанулова, да построит пан Штефул мель­ницу на Смиле, и на Сучаве Рушчори Реосени половина, и на Сучаве да построит себе мельницу, и выше хутора (кутулу) Хуецении, на имя Унгурашии и селище Сучавую, где был татарин Петирь, и поляну, и половину озера Ковурлуйского, и половину устья (гырло) и село у мельниц на Пруте, где был Фара, и на Ковурлуи Редичещии, и повыше, где было болгарское село, и на верх Жерула селище Чернетещии. Все вышеписаное да будет ему от нас дарением со всем доходом, ему и детям его, и его братьям, и внучатам, и правнучатам, и пращуратам, и всему роду его, кто будет иаиближний, на­всегда неизменно навеки. А граница тем селам да будет со всех сторон по старым межам, существовавшим издавна. А на то есть вера господства нашего вышеписаного Стефа­на воеводы и вера бояр наших: вера -пана Станчюла – пыркалаба1белградского и детей его, вера пана Влайкула хотин-ского и детей его, вера пана Гояна и детей его, вера пана Исайя дворника и детей его, вера пана Томи Вынде, вера пана Збиари – пыркалаба белградского, вера пана Алба ня-мецкого, вера пана Бухти – пыркалаба килийского, вера па­на Буорена, вера пана Стецка Демекуша, вера пана Петра Якимовича, вера пана Гангура, вера пана Чокрелия, вера пана Яцка Худича, вера пана Ивашка Хринковича, вера пана Сакыша спатаря, вера пана Юги казначея (вистерника), вера пана Пашка постельника2, вера пана Негрила чашника, вера пана Луки стольника3, вера пана Нега ко­нюшего и вера всех бояр наших молдавских, великих и малых. А после нашей смерти, кто будет господарем земли нашей – или из детей наших, или из рода нашего, или кого бог избе­рет быть господарем земли нашей Молдавской, – да не на­рушил бы нашего даяния и подтверждения, но подтвердил бы и укрепил, так как мы его дали за правую и верную службу. А для большего подтверждения всего вышеписа­ного велели мы нашему верному боярину логофету пану Фоме написать и привесить нашу печать к этому нашему листу.

Писал Роман в Сучаве в лето 6976, сентября 24.

1 Пыркалаб – наместник, верховный военный и гражданский прави­тель волости.

2 Постельник – придворная боярская должность, слуга-камердинер, ведавший покоями господаря.

3 Стольник – придворный боярский чин, член господарского совета.

 

«Documente lui Stefan cel Mare». Publicate de J. Bogdan, vol.I, Bucuresti, 1913, p.129-131.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: