1. Как отвечает автор на поставленный им в начале текста вопрос «почему люди философствуют?»
2. Что знает философ о своем предмете (универсуме)?
3. Понятие «познание» в обычном смысле применимо к философии? Почему автор вспоминает о Шопенгауэре?
4. Чем отличается философия от других наук? Выявить 5 принципиальных отличий.
5. Что такое «вторичные проблемы» и «конечные вопросы бытия»?
Литература к теме «Предмет и метод философии»
1. Бердяев, Н. А. Философия свободы / Н. А. Бердяев. - М., 1989. – 607 с.
2. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. - М., 1990. – 365 с.
3. Маритен, Ж. Философ в мире / Ж. Маритен. - М., 1994. – 191 с.
1. Мир философии. Книга для чтения. Кн. первая. - М.: Политиздат, 1990. - С.10-129.
2. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? / Ортега-и-Гассет. - М., 1991. – 408 с.
3. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Время и бытие. - М., 1993. – 447 с.
4. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1981. – 71 с.
5. Ясперс, К. Философская вера / К. Ясперс. – М., 1994. – 527 с.
|
|
6. Хайдеггер, М. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер // Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986. - С.31-44.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Философия индуизма
АТМАБОДХА («ПОСТИЖЕНИЕ АТМАНА»)
Атмабодха представляет собой краткий трактат, содержащий 68 стихотворных строк, которые охватывают наиболее общие положения веданты - одной из важнейших школ индуизма, основывающейся на авторитете древнейшего религиозно-философского текста под названием Веды. В трактате Атмабодха говорится об Атмане-Брахмане как субстанции и совокупности бытия, о взаимоотношениях между телесной и «духовной» душой, о знании, о постижении Атмана как единственном средстве избавления от кармы и сансары.
Виднейшим представителем веданты, создавшим её разновидность под названием Адвайта-веданта (в буквальном переводе «адвайта» означает «не-два», т.е. не-дуализм), был Шанкара (ок. 700-750 гг.). Его последователями явились Рамануджа (1017-1137 гг.), Мадхва (1197-1276 гг.), Вивекананда (1863-1902 гг.) и лидер борьбы за независимость Индии от колониальной политики Мохандас Ганди (1869-1948 г.г.), убитый индуистскими экстремистами.
ФРАГМЕНТЫ ТРАКТАТА
1. Д ля уничтоживших грехи подвижничеством, умиротворенных, свободных от страстей, стремящихся к спасению составлена эта «Атмабодха».
2. Ибо (лишь) постижение, а не иные пути — верный путь к спасению. Как огонь (необходим) для изготовления пищи, (так) без знания не достигнуть спасения.
3. Действие не может устранить незнания, ибо оно не противоречит (ему), — лишь знание устраняет незнание, как свет разгоняет мрак.
|
|
4. Ибо подобен сну круговорот бытия, полный привязанности, отвращения и прочих (страстей). В свое время он представляется реальным; когда же наступает пробуждение, становится нереальным.
5. До тех пор представляется реальным мир, словно (видение), рожденное блеском жемчужной раковины, пока не познан Брахман — всеобщая опора, недвойственный.
6. В вечном Вишну, существо которого пронизано бытием и мыслью, обретаются все многообразные явления, как в золоте — кольца и прочие (украшения).
7. Подобен пространству вездесущий владыка чувств, соединенный с различными упадхи: (как) различно оно, (так и) он бывает словно различным; (как) исчезает оно, (так и) он становится единым.
8. Происшедшим из пяти великих элементов, составленным из деяний, называется тело — место, где воспринимают удовольствие и неудовольствие.
9. Снабженная пятью дыханиями, разумом, (способностью) постижения, десятью чувствами, возникшая из элементов, не (расчлененных) на пятерицу, тонкая часть (тела) — вот что доставляет восприятие.
10. Безначальным, неописуемым, незнанием зовется упадхи, (являющаяся) причиной; пусть же знают, что (сам) атман отличен от (этих) трех упадхи.
11. Пусть отделит он внутреннего чистого атмана, соединенного с телом и прочими вместилищами, как (отделяют), размалывая пестиком, зерна риса от шелухи.
12. Даже постоянно находясь во всем, атман проявляется не всюду — лишь в (способности) постижения проявляется он, как отражение — в зеркальных (поверхностях).
13. Отличающегося от тела, чувств, разума, (способности) постижения, пракрит, свидетельствующего об их деятельности пусть узнает он атмана, как (узнают) царя.
14. Когда деятельны чувства, то безрассудным (кажется), будто деятелен атман, как кажется, будто бежит луна, когда бегут облака.
15. Тело, чувства, разум, (способность) постижения, найдя убежище в сознании, (присущем) атману, пребывают в исполнении своих дел, словно люди, (нашедшие убежище) в солнечном мире.
16. Безрассудный приписывает свойства и деяния тела и чувств незапятнанному атману, (который) — бытие и мысль, как небу (приписывают) синеву и прочие (свойства).
17. Вследствие незнания деятельность и другие состояния, (связанные с) упадхи разума, принимаются за атмана, как (движение) воды — за движение отраженной в воде луны.
18. Страсть, желание, удовольствие, неудовольствие и прочее длятся, пока существует (способность) постижения; когда же она исчезает в глубоком сне, то этого нет, поэтому (все это) принадлежит способности постижения, а не атману.
19. Как (природа) солнца — сияние, воды — прохлада, огня — жар, так природа атмана — бытие, мысль, блаженство, вечность, чистота.
20. Когда с двумя частями атмана — бытием и мыслью соединяется состояние (способности) постижения, то благодаря безрассудству возникает мысль: «Я знаю».
21. Не существует изменения атмана, нет никакого сознания (у способности) постижения, джива же, узнав достаточно обо всем, заблуждается: «(Атман) — знающий, видящий».
22. Считая себя дживой, (человек) ощущает страх, как (страшатся, приняв) веревку за змею. Если же он знает: «Я не джива, а высший атман», то становится бесстрашным.
23. Отвергнув все упадхи с помощью изречения «Не это, не это!» (и других) великих изречений, пусть (человек) познает единство индивидуального атмана и высшего атмана.
24. Следует видеть, что тело и прочее возникшее от незнания недолговечно подобно пузырям, Пусть (человек) познает (свое) отличие от этого, (мысля): «Я — незапятнанный Брахман».
25. Вследствие (своего) отличия от плоти я не (подвержен) рождению, старости, истощению, смерти и прочим (превратностям) и не привязан к звукам и прочим предметам восприятия, ибо лишен чувств,
|
|
26. Вследствие отличия от разума я не (подвержен) неудовольствию, страсти, ненависти, страху и прочим (переживаниям), «ибо он лишен дыхания, лишен разума, чист...», согласно наставлению шрути.
27. От него рождаются дыхание, разум и все чувства, пространство, ветер, свет, вода, земля — всеобщая опора.
28. Я лишен свойств, бездеятелен, вечен, не ведаю колебаний, незапятнан, неизменен, лишен внешнего облика, всегда свободен, чист.
29. Подобно пространству я непрестанно нахожусь вне и внутри всего; всегда одинаково совершенный во всем, лишенный привязанностей, незапятнанный, неизменный.
30. Вечный, чистый, свободный, единый, неделимый, блаженный, недвойственный, действительный, знающий, бесконечный — каков высший Брахман, таков поистине я.
31. Так непрерывно повторяющий мысль: «Я есмь Брахман» (прогоняет) смятение незнания, как целебное средство прогоняет болезни.
32. Усевшись в уединенном месте, освободившись от страстей, обуздав чувства, пусть размышляет он, не отвлекаясь мыслями, о том бесконечном, едином атмане.
33. Растворив в атмане мыслью все видимое, пусть мудрый постоянно размышляет о едином атмане как о незапятнанном пространстве.
34. Покинув все связанное с образом, цветом и прочими (признаками), познавший высшую истину пребывает в совершенстве (наделенным) по своей природе мыслью и блаженством,
35. Нет в высшем атмане различия между знающим, знанием и познаваемым; будучи по природе единым с мыслью и блаженством, он светится (сам по себе).
36. Но даже постоянно присутствующий (в нас) атман как бы не присутствует из-за незнания; с уничтожением этого (незнания) он сияет, как присутствующий, подобно украшению на собственной шее.
37. Всепостигающий йогин видит оком знания весь мир в себе, и все — как единого атмана.
38. Поистине весь этот мир — атман; нет (ничего) отличного от атмана; подобно тому как горшки и прочая (утварь) суть глина, (просветленный) видит все, как собственного атмана.
|
|
39. Переправившись через океан заблуждений, убив демонов желания, ненависти и прочих (страстей), йогин, обретший покой, сияет в наслаждении атманом.
40. Оставив привязанность к внешним, непрочным радостям, обратившись к радостям атмана, он, пребывая в своем состоянии, как бы светится изнутри, словно светильник, поставленный в сосуд.
41. Даже соединенный с упадхи, он, отшельник, не запятнан их проявлениями, словно небо; всезнающий, он стоит, словно ошеломленный; (ни к чему) не привязанный, он движется, словно ветер.
42. С разрушением упадхи отшельник без остатка погружается в Вишну, словно вода — в воду, воздух — в воздух или свет — в свет.
43. Пусть же поймет он, что это Брахман, перед достижением которого нет иного достижения, перед радостью от которого нет иной радости, перед знанием о котором нет иного знания.
44. Пусть же поймет он, что это Брахман, для увидевших которого нечего больше видеть, для ставших которым нет больше бытия, для узнавших которого нечего больше знать.
45. Пусть же поймет он, что это Брахман, который наполняет (все) поперек, сверху и снизу, (состоит) из бытия, мысли и блаженства, недвойствен, бесконечен, вечен, един.
46.Пусть же поймет он, что Брахман, который «не то», лишен образа, служит целью веданты, недвойствен, (состоит) из нераздельного блаженства, един.
47. Пусть же поймет он, что это Брахман — ни малый, ни большой, ни короткий, ни длинный, ни рождающийся, ни гибнущий, лишенный образа, свойств, цвета, названия,
48. Пусть же поймет он, что это Брахман, светом которого светятся солнце и другие (светила), но который (сам) не светится их светом; (тот), которым светится весь этот (мир).
49. Пронизывая изнутри и извне весь мир, освещая его, Брахман сияет сам, словно огонь, (охватывающий) распаленный шар железа Брахман отличен от мира; нет ничего, что не было бы Брахманом. Если (что-либо) кажется не Брахманом, это обманчиво, словно мираж в пустыне.
50. Все, что видно и слышно, то Брахман, и не иное. Познание сущности — это Брахман, (состоящий) из бытия, мысли, блаженства, недвойственный.
51. Вездесущего атмана — бытие и мысль — видит (лишь) глаз знания, (его) не видит глаз незнания, как слепой (не видит) сияющего солнца.
52.Кто, оставив дела, предан в обители своему атману, не зависящему от стран света, от места, времени и прочих (обстоятельств), вездесущему, уносящему холод и (жару), (доставляющему) вечную радость, незапятнанному, тот становится всезнающим, вездесущим, бессмертным.
Так окончена «Атмабодха».
Трактат печатается в переводе А.Я. Сыркина по изданию: Идеологические течения современной Индии. – М., 1965.