О космополитизме нашей школы

 

Главное и самое существенное зло нашей современной русской школы, и это на всех ступенях ее, начиная от начальной народной школы и кончая нашими университетами и специальными высшими учебными заведениями, заключается, по глубокому моему убеждению, в крайне выраженном ее космополитизме. Она прежде всего «не на­циональна».

Наше русское юношество не воспитывается в русских националь­ных идеалах, в духе веры, преданности престолу и Отечеству, в уваже­нии родной истории, родной старины, в любви к историческому про­шлому, выстраданному родным народом и составляющему потому его драгоценную культурную собственность; отсюда естественное и неиз­бежное последствие - образование целых поколений, совершенно не проникнутых родными, национальными идеями.

Такая школа неизбежно теряет под собой твердую почву, обраща­ется в международную, космополитическую школу, лишенную твердых, незыблемых устоев.

Не будучи воспитана с молодости в принципах, составляющих не­отъемлемую собственность, отличительную особенность русского народа, наша молодежь, кончая среднюю школу и переходя в высшие учебные заведения, представляет из себя весьма шаткий по своим убе­ждениям, неустойчивый и легко поддающийся пагубному посторон­нему влиянию элемент.

Этот, к сожалению, весьма многочисленный контингент студентов, не получая в настоящее время в средней школе ни привычки к система­тическому труду, никакой выдержки, ни умственной, ни нравственной, ни патриотического, ни национального образования, при почти пол­ном, к сожалению, отсутствии всякого воспитательного влияния семьи и школы и при свойственной в особенности русской молодежи идейно­сти, естественно, весьма легко, незаметно для себя поддается злокачест­венному влиянию гораздо более опытных товарищей, сознательно увле­кающих менее опытных и более идейных в противозаконные сообщества.

Такова крайне печальная картина, наблюдаемая нами в настоящее время почти повсеместно в России...

...Позвольте мне вернуться к рассмотрению коренных недостатков нашей современной русской школы, являющихся причиной столь пла­чевных результатов.

К числу этих коренных недостатков нашей современной школы я отношу:

1. Крайнюю сухость и безжизненность преподаваемых в ней пред­метов, зависящие, конечно, главным образом от плохих методов пре­подавания, неудовлетворительно подготовленных преподавателей, являющихся в класс в большинстве случаев прямо со студенческой скамьи, с одними теоретическими знаниями и без всякой предвари­тельной методической подготовки, от плохих руководств и пособий, обладающих всеми данными, чтобы не только не возбуждать в учени­ке живого интереса к преподаваемому ему предмету, а, скорее, напро­тив, внушить ему непреодолимое к нему отвращение.

2. Многопредметность и излишняя обширность курса. Первая из них не позволяет ученику сосредоточиться на известной группе пред­метов, а, напротив, заставляет его разбрасываться, переходя от одной связи идей к совершенно другой, от одной учебной дисциплины к другой, не имеющей ничего с ней общего, и тем мешая ему вдумывать­ся и углубляться во внутреннее содержание изучаемого предмета. Это пагубное отсутствие привычки к концентрации мысли у ученика в школе дает себя чувствовать далеко за пределами школьного обуче­ния и отзывается часто на всем складе ума человека, на всей его по­следующей умственной деятельности.

Излишняя же обширность курса отдельных предметов также влечет за собой для ученика нежелательные последствия, так как загромождает его память совершенно ненужными подробностями, нисколько не влия­ющими на развитие его ума и способностей, а только излишне обре­меняющими его память.

3. Вообще один из самых существенных недостатков современной нашей школы заключается в том, что все внимание почти исключи­тельно обращено на развитие памяти ученика в ущерб всему прочему, например уму, чувству.

4. Современная наша школа слишком отвлеченна; она держит своих учеников слишком далеко от действительной жизни и ее потребностей; она навязывает им несколько готовых, не проверенных ими формул и с этим скудным нравственным багажом выпускает их в жизнь; отсюда понятно, почему они так легко поддаются дурному чужому влиянию, почему они являются так плохо вооруженными против пагубного для них образа мыслей, против попыток со стороны всевозможных социа­листических течений свести их с правильного пути.

Школа не подготовляет ученика к дальнейшей, ожидающей его са­мостоятельной работе, не вырабатывает и не выработала в нем цель­ного, самостоятельного характера.

Между тем школа должна была бы, напротив, научить ученика, что жизнь - тяжелый, упорный труд, и к этому труду постепенно и забла­говременно готовить ученика, дабы он в исполнении выпавшей на его долю повседневной задачи нашел нравственное удовлетворение и сознание исполненного долга.

5. Излишняя регламентация, бюрократизм и формализм представ­ляют также существенное зло современной нашей школы. Учебное окружное начальство, не доверяя учительскому персоналу и самим директорам средних учебных заведений, донельзя стеснило все их действия, опутало их такой непроходимой сетью всевозможных цир­куляров, инструкций и учебных планов, предусматривающих каждый малейший случай их преподавательской и воспитательской деятель­ности, что лишило их всякой здравой и полезной инициативы на пользу вверенного им юношества; отсюда неизбежны и последствия.

В высшей степени живое дело - педагогика, воспитание и образо­вание юношества - обратилось в механическое ремесло, лишилось самого главного своего фактора - возможности проявить живую лю­бовь к юношеству, непосредственное чутье детской природы, а потому и понятно, почему наша современная школа так мало в состоянии воспитать молодое поколение.

6. Сравнивая нашу школу с немецкой, мы еще наталкиваемся на одно существенное обстоятельство, свидетельствующее далеко не в пользу нашей русской, - я имею в виду полную, к сожалению, отчуж­денность нашей школы от семьи.

Наша семья не только не поддерживает авторитет школы в глазах детей, но, скорее, еще возбуждает их против нее, часто даже глумится над ней, совершенно не сознавая образовательной пользы тех знаний, которые дети выносят из нее...

7. Далее, нежелательным и в высшей степени безнравственным яв­лением представляется нам современное недоверчивое отношение начальства и вообще учебного персонала школы к ученикам, основы­вающееся на лжи и обмане, проявляемых, к сожалению, весьма часто учениками на экзаменах, выпускных и переводных, при исполнении ими предложенных письменных работ. Эта ложь и обман, в которых ухищряются ученики, чтобы провести своих учителей, и, естественно, возникающее вследствие этого со стороны последних недоверие к ним, конечно, имеют самое пагубное влияние на общий строй школы в педагогическом отношении и действуют на обучающееся в ней юношество прямо деморализующе.

Какое возможно воспитательное влияние школы при подобных ненормальных условиях у нас?..

9. Современная наша русская школа страдает еще одним важным недостатком - она не старается развивать в ученике здоровой идеали­зации; она не раскрывает перед ним сокровищницы возвышающих душу, светлых, величавых, художественных образов, встречающихся в нашей литературе, в родной истории; недостаточно останавливается на рассмотрении положительных типов родной словесности, разбор которых мог бы благотворно действовать на молодое, неокрепшее воображение юноши и влиять на выработку всего миросозерцания его в желательном с воспитательной точки зрения направлении.

Напротив, она слишком часто подчеркивает и выставляет на пер­вый план исключительно отрицательные стороны литературного типа, разбирая особенно подробно темную, неприглядную сторону совре­менной жизни и нашего исторического прошлого, и тем совершенно не затрагивает и даже заглушает патриотическую струну у нашей рус­ской молодежи, не развивая в ней любви к родной стране, к родным идеалам, которые между тем, если бы были освещены в должном свете, представлялись бы нашему юношеству полными обаяния и прелести.

Но таково уже, к сожалению, господствующее у нас в настоящее время направление в литературе, в прессе; таково направление самого нашего русского общественного мнения...

...У нас существующее направление преподавания с самого школь­ного возраста чисто критическое. Оно критически относится к исто­рическому прошлому родного народа, выставляя на первый план пре­имущественно и даже исключительно одни только отрицательные художественные типы родной литературы, родного искусства, и таким образом действует на ученика деморализующим образом, отнимает у него всякую столь свойственную юноше, имеющему впереди всю жизнь, здоровую бодрость и уверенность в его физических и нравст­венных силах, все убеждение в конечном торжестве добра над злом, в благотворном и живительном результате упорного добросовестного труда вообще, всю веру в нравственное значение этого труда; другими словами, это пагубное отрицательное направление всего преподава­ния у нас гуманитарных предметов нашей среднеобразовательной школы подрывает все этическое значение нашей школы и все куль­турное, образовательное ее влияние.

Сборник статей по вопросам образования на Западе и в России. -

СПб., 1912. -Т.2.- С. 327-352.

 

М.И.ДЕМКОВ

 

Михаил Иванович Демков (1859-1939) - русский педагог. После обучения в Киевском университете преподавал естествознание и фи­зику в Черниговской женской гимназии и Глуховском учительском институте. С 90-х гг. в «Русской школе», «Вестнике воспитания», «Педагогическом сборнике» и многих других журналах печатаются его статьи по теории педагогики, дидактике, методике. М. И. Демков -автор первых в России учебников по педагогике для институтов, се­минарий и педагогических классов женских гимназий. Трудами М.И.Демкова разрабатывалась история педагогики в качестве отно­сительно самостоятельной научной дисциплины. После 1917 г. он преподаватель Прилукского педагогического техникума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: