XIII. Инструментально оснащенные витальные последовательности

 

Мы начинали наш анализ культуры с понятия витальной последовательности, т. е. связи между побуждением, его физиологическим осуществлением и состоянием органического удовлетворения. Было бы полезно инкорпорировать в прежнюю диаграмму проделанный нами новый анализ.

 

Диаграмма инструментальной последовательности

 

 


ПОБУЖДЕНИЕ (1) ®

  Инструментальное действие 1. Объект 2. Метод 3. Кооперация, или традиция 4. Контекст ситуации

 

ПОБУЖДЕНИЕ (2) ® Целевая поведенческая реакция; потребление Удовлетворение

 

Здесь мы схематически представили культурный эквивалент витальной последовательности. Отраженный в диаграмме аспект человеческого поведения типичен для любой деятельности, связанной с удовлетворением потребностей. Разница между этой диаграммой и прежней заключается прежде всего в добавлении инструментального действия, которое становится в этой прагматической последовательности неотъемлемым звеном. Мы разделили рубрику “побуждение” на две части и сопроводили их цифровыми индексами. Это отражение того факта, что исходное побуждение, включенное в механизм научения животного, в поведение животного после того, как устанавливается привычка, и в любую культурную деятельность человека, ведет не непосредственно к достижению цели, а к обретению инструментальных средств, при помощи которых эта цель может быть достигнута. Нам нет необходимости углубляться здесь в детали, ибо немалая часть наших предшествующих рассуждений покоится на этом факте.

Рубрика “Побуждение (2)” представляет тот факт, что после адекватного завершения инструментальной фазы непосредственное побуждение к принятию пищи или половому акту, устранению боли или вредных для тела условий напрямую ведет к физиологическому действию: к позитивному или негативному, к получению удовольствия или избежанию страдания. Вместе с тем очевидно, что в такой ситуации, когда Побуждение (2) может быть эффективно удовлетворено, происходит также подкрепление. Поскольку инструментальное действие является неотъемлемой частью ряда, то подкрепление - или, как его предпочитают называть психологи, вторичное подкрепление - закрепляет инструментальное действие в целом и все его составные части: артефакт, метод, правила кооперации и контекст ситуации. Все эти элементы окрашиваются в физиологически детерминированные тона удовольствия. Они становятся производными, или вторичными объектами желания; они насыщаются теми же тонами удовольствия, которые характерны для успешного завершения витальной последовательности. Короче говоря, организм реагирует на инструментальные элементы тем, что в нем пробуждается та же самая или по крайней мере аналогичная побудительная сила, которая возникает в ответ на объекты, непосредственно вознаграждающие его физиологическим удовольствием. Эту мощную и неустранимую привязанность организма к целям, нормам и людям, имеющим инструментальное значение для удовлетворения потребностей организма, можно определить понятием “ ценность ”, понимаемым в самом широком его смысле. Любопытно отметить, что в значительной степени мы уже наметили основные элементы символики в культуре. Ибо под символизмом, в том самом приблизительном смысле, в каком его зачастую определяют, имеется в виду, что нечто обозначает собою что-то другое, т. е. знак или символ содержат в себе идею, эмоцию или какую-либо иную часть интроспективно известного содержания “сознания”. Мы увидим, что все подобного рода определения испорчены метафизикой, а символизм на самом деле имеет свои основания не в мистической связи между знаком и содержанием человеческого разума, а в связи между объектом, жестом, действием и влиянием действия на восприимчивый к нему организм. А здесь мы увидели, как в силу инструментального расширения витальной последовательности объект, технический жест, присутствие другого человека и его поведение становятся призывами, или стимулами, к выполнению инструментальной деятельности. Наша диаграмма показывает, что необходимое средство, метод действия и кооперативный механизм постепенно трансформируются в прагматический сигнал точно таким же образом, как пища становится прагматическим символом для голодного организма, самка - для самца (и наоборот), вода - для изнывающего от жажды, а огонь - для замерзающего. Между тем, нам еще необходимо более подробно показать, каким образом внутренний символизм инструментального поведения становится публичным, адекватным, постоянным и передаваемым.

Однако, прежде чем мы к этому приступим, было бы интересно обратить внимание на то, что наш инструментальный анализ поведения тесно соприкасается с нашим понятием института и его составных частей. В приведенной выше диаграмме инструментальное действие определяется через его составляющие: объекты, методы, кооперацию и передачу, а также ситуацию в целом. На уровне конкретного анализа это означает, что люди достигают своих целей путем использования артефактов в определенных условиях среды, при помощи либо прямого сотрудничества, либо традиционной кооперации, состоящей в воспроизведении установившихся эмпирических процессов; и при этом они придерживаются традиционных способов поведения своей культуры, переданных им в процессе обучения. Сравнивая эту диаграмму с прежней (приведенной в главе XI), мы можем увидеть, что материальный аппарат непосредственно соотносится с состоянием среды и используемыми объектами. Методы и правила кооперации следовало бы поместить в нашу рубрику “ нормы ”. Понятие кооперации очевидным образом связано с персоналом, также как и понятие традиционного обучения, поскольку кооперация может быть достигнута только при наличии организации. Куда нам поместить понятия Побуждения (1) и Побуждения (2)? Здесь можно как бы между прочим добавить, что разделение побуждения на два компонента является необходимым механизмом абстракции. Оно иллюстрирует собою тот факт, что побуждение является необходимой предпосылкой как любой простой витальной последовательности, так и инструментальной. В действительности, однако, мы всегда должны помнить о том, что побуждение представляет собой нечто целостное и пронизывает собою всю последовательность, управляя всеми ее стадиями и неизменно приводя к конечной стадии, т. е. стадии удовлетворения. Между тем, наш метод разделения этого понятия является иллюстрацией того факта, что все элементы инструментального действия обретают свою ценность благодаря тому, что начальные стадии побуждения приводят измененный воспитанием организм к инструментальному оснащению, которое таким образом наделяется культурной ценностью. Побуждение (2), которое непосредственно базируется на органическом импульсе и подкрепляется удовлетворением, оставаясь неразрывно связанным с Побуждением (1), обеспечивает закрепление всех инструментальных элементов,

Теперь мы увидели, что установленные традицией ценности, программы и принципы организованного поведения, определенные нами в совокупности как хартия, опять-таки, целиком и полностью соотносятся с нашим понятием побуждения, переведенным в культурные категории. Это культурное переистолкование означает, что побуждение действует двояким образом: во-первых, путем установления ценности материального аппарата и удельного веса инструментальности в поведении и, во-вторых, путем повторного проявления в качестве культурно детерминированного Побуждения (2), ведущего к культурно переистолкованному акту потребления. Рубрике деятельностей соответствует инструментальный ряд в целом, являющийся реально наблюдаемым и не разложенный на составные факторы. Разница - поясним это еще раз - заключается в том, что в процессе полевого исследования мы наблюдаем конституирующие факторы такой последовательности в их идеальной, определенной традициями форме. В действительном же поведении мы изучаем их вкупе со всеми свойственными им отклонениями, несовершенствами и случайными неудачами. Понятие функции, как оно появляется в нашей первой диаграмме, представляет собой связку между удовлетворением и побуждением. Если сказать более подробно, то в силу того, что наша институциональная диаграмма относится не к единичному поведенческому акту, а к общей сумме инструментальных средств, связанных со всеми побуждениями определенного типа, функция здесь должна означать репертуар инструментальных средств, оцениваемых в связи со сложными побуждениями и многообразными удовлетворениями потребности. Чтобы пояснить наш аргумент, давайте представим наш анализ в форме еще одной диаграммы, составленной с точки зрения психологии “стимула и реакции”, а точнее говоря, ее приложения к понятию инструментально оснащенных витальных последовательностей.

 

 

ПОБУЖДЕНИЕ = П1 + П2



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: